Как правильно переключать передачи
Как правильно переключать передачи
Для начала нужно запомнить главный принцип переключения передач: при переходе с низкой на высокую передачу или наоборот необходимо выжимать сцепление. Иными словами, рычаг КПП и сцепление должны идти в тесной связке, словно альпинисты, штурмующие опасный траверс Эвереста. Если вы не будете соблюдать это правило, тогда заранее отложите определенную сумму денег, которая понадобится вам на покупку новой коробки передач.
Что нужно знать о переключении передач
Нужно учесть тот факт, что техники переключения разных передач отличаются друг от друга. Общей для них является схема «выжать сцепления – переключить передачу — отпустить сцепление».
Если вы новичок, то для вас может стать новостью, что во время переключения передач автомобиль теряет скорость, превращаясь в «тело», которое движется по инерции. Именно по этой причине переключать передачи нужно плавно, но при этом довольно быстро, чтобы не тормозить машину.
Когда нужно переключать передачу
Существует точный расчет усредненного скоростного диапазона использования передач, который мы приведем в нижеследующей таблице.
Передача | Скоростной режим |
---|---|
I | 0 – 20 км/ч |
II | 20 – 40 км/ч |
III | 40 – 60 км/ч |
IV | 60 – 80 км/ч |
V | более 80 км/ч |
Естественно, эти расчеты схематичны, потому как нужно учитывать другие факторы, которые могут влиять на езду. Как бы там ни было, но данная схема применима к негруженным автомобилям, которые движутся по дороге, на которой отсутствуют какие бы то ни было сопротивления. Если таковые имеются, к примеру, автомобиль едет по глубокому снегу, вязкому песку или взбирается на крутой подъем, то переключение передач следует осуществлять несколько позже — то есть выше озвученных скоростных режимов.
Как переключаются передачи
Итак, для переключения передач нужно осуществить определенные действия:
- при помощи резкого движения нужно до самого пола выжать сцепление, одновременно отпустив педаль газа;
- быстро и плавно включаем нужную передачу, переводя сперва рычаг КПП в нейтральное положение, а потом сразу в положение передачи;
- отпускаем педаль сцепления, при этом можно несколько увеличить обороты двигателя – это поможет компенсировать потерю скорости;
- сцепление отпускаем полностью и ощутимо прибавляем газ.
Никаких жестких условий на счет последовательности переключения передач нет: вы можете включать их не по порядку – с первой переходить прямо на третью, со второй перескакивать на пятую и так далее. Однако при этом на разгон тратится больше времени, а обороты существенно упадут.
Ошибки, которые допускают новички
Среди наиболее характерных ошибок, которые допускают начинающие водители, следует отметить то, что они неслаженно работают рычагом КПП, из-за чего автомобиль теряет скорость. При этом переключение, как правило, рассеянное и резкое, что становится причиной повреждения некоторых узлов коробки.
При трогании новички часто резко отпускают педаль сцепления, что заставляет авто дергаться, а трансмиссию — приходить в негодность.
Типична ситуация, когда новичок при необходимости переключения со второй на третью передачу говорит, что он не собирается ехать больше 40 км/ч. А кто сказал, что повышенная передача предусматривает обязательно повышение скорости? На третьей можно смело ехать не быстрее 40 км/ч. Все дело в том, что повышенные передачи дают возможность ехать быстрее, но вас никто не заставляет пользоваться этой возможностью.
Еще один момент, который характерен для начинающих водителей — это запоздалое включение второй передачи. В сознании «чайника» (извините за прямоту) укореняется учебная схема: первая передача, разгон до 20 км/ч, а потом переключение на вторую. При этом не учитывается то, что эта скорость достигается уже тогда, когда вы отпустите сцепление после трогания. Это становится причиной того, что начинающие автолюбители запаздывают с включением второй.
Правильное переключение передач
Важно сразу отрегулировать сидение, чтобы доставать до рычага КПП без наклонов туловища. Зачастую в этих целях регулируют также сам рычаг.
При переключении передач очень важно переносить левую руку, которая остается на руле, из положения «без пятнадцати три» в верхний сектор рулевого колеса. Это позволит в случае необходимости совершить экстренный маневр. Что касается начинающих водителей, то при переключении передачи у них довольно часто наблюдается непроизвольный поворот руля влево, если рука находится не на верхней его дуге.
На первых порах момент переключения передачи будет подсказывать тахометр, потом достаточно будет слушать двигатель. Тахометр дизельного автомобиля должен показывать 1500-2000 оборотов в минуту, а частота вращения коленчатого вала у бензиновых машин должна составлять 2000-2500 оборотов в минуту.
Как, не выжимая сцепление, переключать передачи на механической коробке и почему это важно уметь?
Автомобили с механической коробкой передач по ряду причин остаются достаточно распространенными и востребованными, особенно в развивающихся странах и СНГ. Дело в том, что коробка механика является простой и надежной, при правильном обращении и своевременном качественном обслуживании данный агрегат способен пройти, как минимум, 200-250 тыс. без ремонта.
Однако даже с учетом высокой надежности МКПП, отдельные элементы могут выйти из строя намного раньше. Прежде всего, речь идет о сцеплении. Далее мы поговорим о том, что делать, если сцепление не работает, то есть как осуществляется переключение передач без выжима сцепления, как включить первую передачу или заднюю, переключиться на повышенную или пониженную без сцепления.
Проблемы со сцеплением
При эксплуатации автомобиля на сцепление приходится существенная нагрузка, поэтому не редкость выход из строя такого узла, причем чаще всего подобное происходит в дороге, после чего требуется либо как-то добраться в сервис, либо вызывать эвакуатор и платить деньги за подобные услуги. Чаще всего на автомобилях со сцеплением обрывается тросик, который идёт к вилке непосредственно от педали. Также может отмечаться износ и выход из строя выжимного подшипника, обеспечивающего разведение дисков в сцеплении.
При наличии подобных неисправностей правильно выжимать сцепление и переключать передачу будет невозможно. Большинство автовладельцев, оказавшись в такой неприятной ситуации, вызывают эвакуатор, а это сегодня несколько тысяч лишних рублей, которые можно было бы сохранить, научившись переключать скорости без сцепления. В данном случае потребуется соответствующий правильный алгоритм действий, который исключает повышенную нагрузку на коробку, а автовладелец сможет добраться в сервис или заехать в гараж, где в последующем и будет выполняться ремонт автомобиля.
Что будет если переключить передачу без сцепления
Практиковать такое постоянно без дело, естественно, не нужно. Да и вряд ли вы сможете это сделать намеренно и с легкостью. Задача из тяжелых. Потому что водитель столкнется с такой серьезной вибрацией на рычаге, что сразу станет ясно — пора заканчивать с такими экспериментами.
Все-таки давайте не будем забывать, что шестеренки и венцы — это изделия из легированной стали. У человека не так много сил, чтобы их «победить». Определенно присутствует малая доля вероятности, что зубцы смогут совпадать, в результате чего передачу удастся переключить. Но шансы на это очень малы. Здесь самое главное — это момент зацепления рычага с шестеренкой. А его нет, как вы понимаете.
Предупреждения
- Учите, что не все коробки передач позволяют плавно переключаться без сцепления, частые неудачные переключения могут быть причиной поломки трансмиссии. Коробки передач, предназначенные для больших нагрузок, могут сильнее изнашиваться и передачи будут сложнее включаться без сцепления. Лучше всего передачи без сцепления включаются в небольших автомобилях с обычной трансмиссией.
- Когда переключаетесь вниз, убедитесь, что обороты двигателя начали падать, прежде чем пытаться включить передачу. Если вы приложите усилие преждевременно, зубцы передачи могут быть повреждены.
- Переключение без сцепления возможно только на движущемся автомобиле. Трогание с места на автомобиле требует использование сцепления.
Как трогаться и ехать на МКПП без сцепления
Тронуться на механической коробке передач даже в том случае, если отказало сцепление, не составит особого труда. Необходимо будет заглушить двигатель, включить первую передачу и после этого крутить стартер, слегка нажимая педаль газа. В обычной ситуации автомобиль просто дергался вперед и тут же глохнул, но если водитель будет поддавать газ, то двигатель продолжит работу, а машина начнет движение. В последующем на первой скорости, включив аварийку, можно добраться в сервис, расположенный неподалеку.
Если же гараж или мастерская находится на другой стороне города, что доехать на одной лишь первой передаче будет невозможно. Расскажем поподробнее, как переключать скорости на МКПП, когда по каким-либо причинам вышло из строя сцепления. Шестерни коробки передач соединяются друг с другом по одной стороне. В тот момент, когда водитель отпускает акселератор буквально на несколько секунд, шестерни изменяют свое положение, и в этот момент можно включить нейтральную передачу. То есть, водителю нужно будет резко на скорости отпустить газ и тут же включить нейтралку.
На движущемся автомобиле включить повышенную передачу с нейтралки не составит труда, нужно лишь правильно определить оптимальные для этого обороты. Обычно около 2.000 оборотов коленвала скорость валов в МКПП и двигателе сравнивается, что позволяет без выжимания педали сцепления включить нужную передачу. При этом потребуется несколько большее усилие на рычаг коробки передач, по сравнению с тем, как если бы было выжато сцепление.
Чтобы включить с нейтралки пониженную передачу необходимо кратковременно нажать на газ, после чего отпустить педаль, и в самом начале падения оборотов включить пониженную передачу. Следует сказать, что движение на третьей или четвёртой передаче будет относительно беспроблемным без сцепления, а вот, чтобы перейти на вторую или первую, потребуются существенные усилия. Поэтому следует выбирать скорость и дорогу таким образом, чтобы можно было держать высокие передачи.
Можно ли переключать передачи без сцепления
Сразу поясним, что такая инструкция может сработать не со всеми транспортными средствами с механической коробкой передач. Для своего авто информацию по этому поводу вам стоит поискать самостоятельно, если действительно заинтересованы в вопросе.
А что касаемо остановки? Они по понятным причинам нежелательны. Это не повод пропускать все светофоры и создавать аварийные ситуации. Просто можно поехать кругами, найти какие-то обходные свободные пути. Что точно можем сказать, для этого определенный уровень профессионализма потребуется. Если уж остановка необходима, придется всю схему проворачивать с самого начала. Но лучше так, чем авария из-за нежелания останавливаться.
Советы
- Обращайте внимание на обороты двигателя, и на каких скоростях, какие можно включать передачи. Это поможет вам развить навык вождения без сцепления.
Диагностика и замена
Некоторые из симптомов неисправного сцепления (например, затрудненное включение передач, вибрации или рывки при старте или движении на малой скорости, посторонние звуки в определенных режимах) могут относиться к другим узлам, а, скажем, пробуксовка сцепления вовсе не обязательно ведет к замене дисков – дело может быть в неисправном приводе (другой вопрос, что длительная езда с такой проблемой «прикончит» и диски). В общем, при появлении первых признаков проблем лучше не дотягивать до более серьезных неприятностей.
Точная причина некорректной работы сцепления будет установлена после его снятия, а на большинстве автомобилей это возможно только после трудоемкого процесса снятия или хотя бы отсоединения коробки от двигателя. Поэтому для начала стоит быть уверенным в том, что причина проблем именно в диске, корзине или выжимном подшипнике. В противном случае вы просто потратите впустую время и деньги на ненужную операцию.
При естественном износе диска часто рекомендуется менять комплект сцепления целиком. Прежде всего потому, что если остаточный ресурс корзины можно хотя бы примерно прикинуть по ее внешнему виду (и то без гарантий), то сколько еще проходит выжимной подшипник, не скажет никто. Как уже говорилось выше, замена сцепления – процедура трудоемкая, то есть дорогая, так что попытка сэкономить на старом подшипнике может обойтись недешево. С корзиной, повторимся, еще можно рискнуть, но здесь, чтобы хотя бы примерно оценить риски и целесообразность, надо учитывать ее стоимость и конструктивные особенности узла.
Начало движения авто без сцепления
Для того чтобы начать движение при отказе сцепления нужно убедится в отсутствии препятствий на пути автомобиля, поскольку одновременно с запуском двигателя машина начинает ехать. Прежде всего, перед стартом нужно убедиться, что рычаг трансмиссии выставлен в положении первой передачи. После этого необходимо увеличить подачу топлива путем не полного нажатия педали акселератора. На последнем этапе включается зажигание. В идеале авто заведется и рывком поедет. Таким образом, на первой передаче можно дотянуть до гаража или автостоянки.
Не забудем про двухмассовый маховик
До недавнего времени покупка автомобиля с «механикой» имела весомый аргумент в виде небольшой стоимости обслуживания и ремонта трансмиссии. Но появление двухмассовых маховиков (прежде всего на дизельных или просто мощных версиях) свело этот фактор на нет, потому что порой они служат меньше, чем сцепление, а стоят в разы дороже. Как и многие другие проблемы, эту пытаются решить дешевым способом. В данном случае – переходом на одномассовый маховик, тем более что некоторые производители компонентов такие комплекты освоили.
Разумеется, это порождает ряд вопросов. В свое время на двухмассовые маховики перешли не просто так. Особенность этого узла – мощная демпферная система. Если перейти на обычный комплект, всю нагрузку возьмет на себя сцепление. А это уже вопрос и ресурса, и эффективности гашения вибраций и ударов.
Некоторые мастера и продавцы запчастей придерживаются по этому вопросу следующей точки зрения. Дальнейшее поведение автомобиля зависит от качества диска сцепления. Если на этом не экономить, то простой потребитель даже не почувствует различий при замене. Что касается вопросов ресурса, то сам одномассовый маховик, как мы уже отметили, получается «вечным», а хорошее сцепление все равно ходит долго. Даже если допустить, что оно прослужит меньше, в любом случае его замена обойдется в разы дешевле, чем замена двухмассового маховика.
Комплекты сцепления в базе объявлений Автобизнеса
Ресурс зависит от вас
В сцеплении трение является рабочим процессом, соответственно и сам ресурс узла в определенной степени непредсказуем, и гарантийные обязательства, как правило, достаточно осторожные. Срок службы определяется конструктивными особенностями автомобиля, качеством применяемых материалов, но в наибольшей степени все-таки условиями эксплуатации.
Как минимум это касается числа рабочих циклов, которые происходят при старте с места и переключении передач. И здесь предсказуемо городская езда с постоянными разгонами-торможениями куда активнее изнашивает сцепление, чем трассовые режимы на устоявшейся скорости. Но кроме количества циклов важно, насколько щадящими для сцепления они оказываются. Даже если взять только манеру вождения, можно вспомнить, как новички подпаливают узел на старте или как «гонщики» организуют пробуксовку. Или взять переключения с высших передач на низшие: если делать их без «перегазовок», вы нагружаете и синхронизаторы в коробке, и как раз таки сцепление.
Наконец, существенно сократить срок службы можно, усиленно изнашивая и даже перегревая диск (и корзину) при его длительной пробуксовке, когда надо очень плавно стартовать на слабонесущем покрытии (рыхлый песок, снег и т.д.) или при маневрировании с прицепом. Кстати, это же происходит, когда диск не полностью прижимается к корзине, то есть водитель едет с частично выжатой педалью сцепления (опять же для новичков, держащих ногу на педали, это вполне возможная ошибка) или же при неправильной работе узла.
Еще одна вредная привычка – длительное удержание педали в выжатом положении, например, на светофоре в ожидании зеленого света. Если постоянно практикуете такое, это может сказаться на ресурсе выжимного подшипника.
От аккуратности обращения со сцеплением и нагрузок зависит и состояние демпферных пружин корзины, которые со временем могут ослабляться. Также их может повреждать неисправный выжимной подшипник. На проблемы с «лепестками» укажут вибрации при старте или некорректная работа сцепления.
В общем, чтобы обеспечить как можно больший срок службы сцепления, избегайте его частичного включения/выключения (пробуксовки), правильно дозируйте «газ» при старте и переключениях, а при переходе с высоких передач на низкие используйте «перегазовки».
Переход с пониженной передачи на повышенную
Впрочем, длительная езда на первой передаче может привести к перегреву двигателя и выходу его из строя. Однако есть возможность обойтись без сцепления и при этом полноценно ехать. Такая методика осуществляется по следующему алгоритму. Предварительно необходимо достичь скорости переключения передачи с первой на вторую, потом выключить первую передачу, переведя рычаг трансмиссии в нейтральное положение. Для этого отпускается педаль газа и в момент наименьшего сопротивления производится выключение передачи. Аналогичным способом включается следующая передача, происходит разгон и так далее, по кругу.
Соотношение скорости и передачи
Прежде чем сесть за руль собственного авто, нужно пройти обучение. Многие из новичков считают, что самое сложное — завестись и тронуться с места. На деле же немало проблем вызывает механическая коробка передач. Переключение скоростных режимов должно происходить «на автомате», и добиться такой реакции можно только посредством регулярной практики. Вместе с КПП нужно одновременно использовать педаль сцепления — это ключевое правило. Только так можно быстро и безопасно менять скорость.
Что должен знать начинающий водитель
Опытный водитель управляет машиной без рывков, легко переключаясь с одной скорости на другую. Это действительно делать несложно, если соблюдать все правила. Коробка передач — один из основных факторов, на которые нужно обращать внимание в первую очередь при покупке авто. Самой простой в управлении считается автомобиль с автоматической трансмиссией. Чтобы перейти, например, со второй передачи на третью, там не придется ничего переключать, все происходит в автоматическом режиме. Водителю остается лишь давить на педаль газа, чтобы увеличить скорость.
Существует целый ряд разновидностей КПП, а не только автомат и механика — вариаторы, секвентальные коробки и не только. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки, но по прочности и надежности механическая коробка превосходит все. Она находится под 100%-ным контролем водителя, что играет большую роль в сложных дорожных условиях. Главный принцип управления МКПП: выжать сцепление, переключить скорость, плавно отпустить педаль.
Когда выполняется переключение
Когда менять передачу, переключая скорость, опытные водители чувствуют уже интуитивно. Новичкам же нужно разобраться в тонкостях пользования КПП. Можно ориентироваться на следующие данные:
- для первой скорости характерен разгон от 0 до 20 км/ч — она необходима для старта и не предназначена для активной езды;
- вторая позволяет больше разогнаться — до 40 км/ч;
- на третью нужно перейти, чтобы увеличить скоростной режим до 60 км/ч;
- четвертая увеличивает скорость еще на 20 км/ч и позволяет разогнаться до 80 км/ч;
- на пятой и шестой передачах автомобиль набирает скорость свыше 80 км/ч.
Представленная информация актуальна для тех случаев, когда автомобиль движется по ровной, сухой дороге и без тяжелого груза. Если же при движении присутствует сопротивление, каждая передача включается немного позже, чем принято. В городских условиях автомобилисты чаще всего используют третью и четвертую скорости. Причем третья оптимальна для обгонов. Пятая и шестая рациональны только на трассе, автомагистралях, шоссе. На первой и второй никто не ездит, их используют для старта и разгона. У грамотных водителей не должен возникать вопрос, какая скорость должна быть на том или ином участке.
Порядок переключения передач
Менять скоростной режим нужно как при прямолинейном движении, так и на поворотах. Чтобы правильно включить следующую передачу, например, вторую после первой, придерживайтесь простой инструкции:
- левой ногой выжать в пол педаль сцепления;
- одновременно отпустить правую ногу с педали газа;
- выбрать на КПП нужную передачу, избегая резких движений;
- при переключении сперва вывести рычаг в нейтральное положение, а затем в необходимую скорость;
- отпустить сцепление;
- плавно начать давить на педаль газа.
Если переключаться не поэтапно, а сразу с 1 на 3 скорости, разгон займет намного больше времени, и обороты двигателя снизятся.
Распространенные ошибки
Если не согласовать действие рычага на КПП и педаль сцепления, машина потеряет скорость или вовсе заглохнет — что нередко возникает у новичков. Неопытный водитель слишком рано бросает сцепление, от того автомобиль дергается. Момент включения следующей передачи нужно отработать до автоматизма, поэтому, чем больше будет практики, тем лучше.
Еще одна частая ошибка — игнорирование необходимости переключения скорости. Например, на определенном участке дороги можно ехать не быстрее, чем 40 км/ч. Водитель может посчитать, что имеет основания двигаться на второй передаче. На деле же разумнее переключиться на третью и двигаться с той же скоростью. Когда можно будет разогнаться, процесс займет значительно меньше времени.
Общие рекомендации
Начинающие водители обычно ориентируются по тахометру, чтобы переключать скорости. Опытные же понимают на слух, когда нужно сменить передачу — по звуку мотора. При использовании механической коробки стоит соблюдать несколько простых общих правил:
- не держать ногу над педалью, а размещать ее на площадке для отдыха;
- при пользовании коробкой не тянутся к рычагу — для этого нужно правильно отрегулировать кресло;
- левую руку держать в центре рулевого колеса, чтобы в случае возникновения экстренной ситуации иметь возможность быстро совершить маневр;
- для дизельных авто переход с одной передачи на другую осуществляется при 1500–2000 оборотах;
- для машин на бензине актуальный диапазон — от 2000 до 2500 оборотов.
Все приходит с опытом, но специфику правильного использования механической коробки передач нужно изучать в первую очередь. Это позволит не только сохранить авто в целостности, но и сэкономить топливо, а также использовать двигатель на полную мощность.
Зачем выжимать сцепление при запуске двигателя зимой
Зачем выжимать сцепление при запуске двигателя зимой если кпп находится в нейтральной передаче. Запуск холодного двигателя зимой требует создать максимально возможный крутящий момент. Чтобы образовалось необходимое давление топливной смеси. В камеру сгорания подаётся богатая смесь. С максимальным количеством бензина по отношению к воздуху. Двигатель не заведётся если не достигнута необходимая степень сжатия.
При проворачивании стартера густое от холода масло в двигателе и КПП. Создают сопротивление при при вращении коленчатого вала. Трансмиссионное масло в КПП более вязкое чем моторное. Поэтому необходимо исключить вращение валов коробки перемены передач. Постановка рычага переключения передач КПП в нейтральное положение проблему не решает.
Схема работы КПП
Все механические КПП работают по одному принципу. Вращение коленчатого вала двигателя передаётся на первичный вал. Первичный вал передает постоянное вращение на промежуточный. Шестерни промежуточного вала вращают шестерни на вторичному валу. То есть происходит вращение всех шестерен непрерывно. Сам вторичный вал не движется. Потому что шестерни на вторичном валу вращаются через роликовые подшипники. И их соединение с валом происходит при помощи синхронизаторов.
Холодное масло в любом случае поднимается из картера КПП и создает между всеми шестернями сопротивление для вращения.
При нажатии педали сцепления происходит выжим корзины сцепления. В результате чего прижимной диск корзины перестаёт сдавливать диск сцепления с маховиком двигателя. Диск сцепления соединён с первичным валом, посредством шлицевого соединения. Поэтому вращение первичного вала КПП прекращается. А следовательно КПП находится в неподвижном состоянии и не создаёт сопротивление для вращения. В результате чего стартеру проще провернуть коленчатый вал двигателя.
Блокировка запуска двигателя
На автомобилях в основном импортного производства. Установлена блокировка. На включение стартера если не выжата педаль сцепления. На педали стоит датчик. Который размыкает цепь включения стартера. И если при запуске двигателя не нажать на педаль сцепления . Стартер вращаться не будет. Сделано это так же для того. Чтобы исключить запуск двигателя при включенной передаче на КПП. Автомобиль может завестись и начать движение. Это опасно если при движении автомобиля существует препятствие. Может возникнуть столкновение.
Педаль необходимо выжимать и в теплое время года. Потому что снижается нагрузка на стартер. Это способствует продлению срока работы стартера и облегчает запуск двигателя. Для того чтобы двигатель завелся и работал. Маховик должен вращаться по инерции. На двигателях всех автомобилях установлено раннее зажигание. Воспламенение топлива а значит его расширение при горении происходит до того как поршень достигнет мертвой точки. То есть пока поршень не достигнет ВМТ расширяющееся при горении топливо так же создаёт сопротивление для вращения коленчатого вала.
Выжатое при запуске двигателя педаль сцепления облегчает работу стартера. И как следствие улучшает процесс запуска двигателя. Но решающим фактором удачного запуска двигателя в мороз все таки является хорошо заряженный аккумулятор. В противном случае необходимо искать способы прогрева двигателя.
После того как произведен запуск холодного двигателя. Следует медленно отпускать сцепление. Холодное масло в КПП обладает большой вязкостью. И если передать на кпп обороты двигателя резко. Может произойти поломка механизмов коробки передач.
Почему передачи включаются туго: обзор причин
Обстоятельства, при которых наблюдается плохой ход рычага МКПП
- Плохое перемещение наблюдается только при запущенном двигателе, а при остановленном моторе рычаг ходит свободно.
- Характер неисправности непостоянен: передачи включаются то туго, даже с перегазовкой, то легко.
- Неполадка проявляется на горячем двигателе (после 15-20 минут езды), а на холодную рукоятка перемещается свободно.
Причины тугого включения передач МКПП
Повод для появления неполадки вправе быть как серьезным, так и не очень. К особо важной группе принято относить проблемы со сцеплением. Дело может быть как в самом комплекте, так и в выжимном подшипнике или вилке. В разряде копеечных факторов – растянутый трос кулисы, неплавный ход втулок в месте соединения тросов с механизмом переключения передач, отсутствие смазки в районе шарового крепления троса.
Каждая из причин имеет свою природу появления. Вместе с тем, они подлежат классификации и делятся как раз-таки по обстоятельствам проявления неполадки.
Двигатель работает – рычаг ходит туго, мотор остановлен – передачи переключаются легко
При таком положении дел автовладельцы предпочитают сразу менять сцепление в сборе + выжимной подшипник. Необходимо признать, что такие затраты на запчасти и ремонт часто не оправдывают себя – неисправность не отступает. Верный путь – начать с регулировки тросика.
Процедура его подтяжки разнится от автомобиля к автомобилю, но незначительно. Обычно для произведения регулировки достаточно отыскать сбоку от кулисы шплинт и вынуть его. Затем вынуть центральную часть и аккуратно переместить ее по зубчикам вперед. Обычно 5 мм перемещения вполне достаточно для того, чтобы комфорт управления «механикой» возобновился вновь.
К сведению. К подобному исходу приводит и треснувший кронштейн выжимного подшипника.
Рычаг переключения передач ходит то туго, то легко
Отличительной особенностью данного случая является тот факт, что невнятное переключение передач наблюдается как на работающем двигателе, так и на остановленном. В целом это верный признак того, что в шарнире механизма переключения, к которому крепится трос кулисы, отсутствует смазка.
Метод лечения универсален – смазать шарнир WD-40. Технология нанесения смазки у каждого своя. Если конструкция позволяет получить прямой доступ к шарниру (открыть крышку и т.д.), то ничего придумывать не нужно – достаточно прикрепить к баллону WD-40 удлинитель, идущий в комплекте и направить струю смазки прямо в шарнир.
- Достать из шприца толкатель.
- Залить внутрь шприца WD-40.
- Вернуть толкатель на место.
- Держа шприц иглой вверх, воткнуть иглу между рубашкой троса и шаровым креплением в моторном отсеке.
- Смазать шарнир.
Способ решения проблемы с данными обстоятельствами проверен не на одном автомобиле и выручает мгновенно. Свободный ход рычага переключения передач коробки возвращается буквально через пять минут после окончания процедуры лечения.
Тугое переключение передач наблюдается только на горячем двигателе (через несколько минут после начала движения)
Этой болезнью часто наделены новые автомобили. Причина одна – тугой ход втулок на механизме переключения передач, к которым крепятся тросы кулисы. Дело в том, что при выборе материала втулки автопроизводители часто уходят от металла в пользу фторопласта или вовсе пластика.
Свойства материала-заменителя разнятся от партии к партии. На деле получается, что определенные втулки расширяются дольше положенного, выбирают весь зазор в шарнире и ход становится особо тугим. При остывании втулки сжимаются, зазор возвращается и переключение передач становится легким.
С этим можно смириться, либо исправить своими руками:
- Отсоединить от механизма переключения тросики.
- Снять втулки и слегка зачистить наждачной бумагой, убрав нагар.
- При обратной сборке обработать шарнир графитной смазкой.
В итоге
Напоследок рекомендуем ознакомится с двумя советами по поводу диагностики сцепления и всего, что с ним связано: