Reduno.ru

КАРС Авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Куда подключать датчик коленвала

diamag-osc.com

Сигнал датчика положения коленчатого вала (частоты вращения коленчатого вала) содержит в себе много информации о работе двигателя. Во время работы двигателя, каждый цилиндр толкает коленчатый вал, в результате он ускоряется после прохождения верхней мертвой точки (ВМТ 0°) соответствующим цилиндром. Если в цилиндре происходит пропуск зажигания, то происходит замедление частоты вращения коленчатого вала. Это происходит даже если ECU осуществляет непрерывную регулировку частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу.
Следовательно, рассчитав ускорение коленчатого вала после прохождения верхней мертвой точки соответствующим цилиндром, можно оценить эффективность работы всех цилиндров двигателя.

Анализ сигнала с ДПКВ вместе с сигналом с датчика 1-го цилиндра позволяет:
• оценить статическую и динамическую компрессию для каждого из цилиндров;
• выявить неисправности в системе зажигания;
• оценить работу и состояние форсунок;
• получить характеристику системы опережения зажигания;
• выявить биение задающего зубчатого диска;
• выявить пропущенные и поврежденные зубья задающего диска.

Таким образом анализ одного графика ускорения коленчатого вала позволяет оценить состояние сразу нескольких систем. Неисправность одной системы ОДНОЗНАЧНО влияет на тот или иной участок графика ускорения.

Сигнал от датчика коленчатого вала вместе с сигналом датчика 1-го цилиндра записать с помощью DIAMAG II и проанализировать. Это делается в закладке «Эффективность работы цилиндров»
Программное обеспечение может анализировать сигнал датчика положения коленчатого вала двигателя (или датчика частоты вращения), работающего в паре с задающим зубчатым диском, имеющим любую формулу (60-2, 36-1, 60-2-2, 36-2-2-2 и так далее…) как с пропусками зубьев, так и без пропусков зубьев. Задающий диск должен быть жестко закреплен на коленвале. Это очень важно! Привод диска через цепную передачу либо через ременную передачу не допускается, так как в этом случае происходит сильное сглаживание толчков от коленчатого вала. Результаты анализа зависят от количества зубьев имеющихся на задающем зубчатом диске. Чем больше зубьев тем точнее.

Порядок проведения измерений:
• подсоединить щуп к сигнальному выводу датчика частоты вращения / положения коленчатого вала диагностируемого двигателя и подключить его к 1-му входу DIAMAG II.
• Установить датчик первого цилиндра (синие метки) на высоковольтный провод первого цилиндра и подключить его к 4 входу мотортестера;
• Подсоединить к "массе" двигателя в одной массу мотортестера и заземление;
• Запустить ПО DIАMAG II;
• Выбрать настройку «Эффективность работы цилинров»
• запустить двигатель автомобиля и оставить его работать на холостом ходу;
• выбираем режим самописца и запускаем запись.
• после начала записи необходимо дать двигателю поработать на холостом ходу в течение 2…5 секунд, плавно увеличить частоту вращения двигателя до 3000 RPM с минимальным открытием дроссельной заслонки, после чего закрыть дроссельную заслонку;
• дождаться снижения частоты вращения двигателя до 1000 RPM и резко полностью открыть дроссельную заслонку;
• как только частота вращения двигателя достигнет 3000 RPM следует выключить зажигание, при этом дроссельная заслонка должна продолжать удерживаться в полностью открытом состоянии до тех пор, пока двигатель полностью не остановится;
• теперь нужно остановить запись;
• при необходимости, записанную осциллограмму можно сохранить.
• Переходим в закладку «Эффективность работы цилиндров»
• Выбираем канал синхронизации, канал с сигналом ДПКВ, порядок работы цилиндров и начальный УОЗ.
• Нажимаем "Анализ"

Значение начального угла опережения зажигания нужно для верного определения позиции ВМТ. Если точное значение начального угла опережения зажигания неизвестно, можно указать приблизительное значение (с погрешностью не более ±10°).

Закладка "Эффективность работы цилиндров" .
Ниже пример анализа работы двигателя по сигналу ДПКВ с исправного двигателя.

Серый график — мгновенная частота вращения коленчатого вала.
Цветные графики — графики ускорения каждого цилиндра двигателя. (эффективность работы)
Чем выше расположен рассматриваемый участок графика ускорения, тем более сильный «толчок» на этом участке создал цилиндр. Цилиндр, который не работает совсем, создаёт замедление коленчатого вала, поэтому его график ускорения располагается нулевой горизонтальной оси.

Ниже пример анализа, та же самая машина, но был отключен разъем форсунки 4 цилиндра.

Видно, что желтый график принадлежащий 4 му цилиндру опустился ниже нулевой горизонтальной оси.

И исходный файл, с которого производился анализ.

Дизельные двигатели
Эта методика применяется и для диагностики дизелей. Так как не все системы управления дизельными двигателями позволяют выводить через сканер информацию об эффективности работы каждого цилиндра, а те которые позволяют просмотреть подобную информацию, в большинстве выводят только данные о величине поцилиндровой коррекции топливоподачи, связанной со стабилизацией частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу.

При работе с дизельным двигателем можно использовать различные способы синхронизации. В тех системах управления двигателем, где присутствует датчик движения иглы форсунки, удобно синхронизироваться по сигналу от этого датчика. Если же этот датчик встроен в форсунку 3-го цилиндра, то для четырехцилиндрового двигателя с порядком работы цилиндров 1342 следует указывать порядок 3421, то есть, следует указывать порядок работы цилиндров начиная с номера того цилиндра, по которому осуществляется синхронизация.

Примечания:
Если свечи зажигания обслуживаются DIS-системой зажигания и сигнал синхронизации с моментом зажигания в 1-м цилиндре снят при помощи высоковольтного датчика с высоковольтного провода, нужно следить за тем, чтобы амплитуда импульсов синхронизации от рабочей искры как минимум вдвое превышала амплитуду импульсов синхронизации от холостой искры.

На записанной осциллограмме не допускается потеря участков осциллограмм (из-за плохого подключения щупов мотортестера, или пропуски оцифровки из за недостаточного быстродействия используемого ПК). Не допускаются искажения формы осциллограммы выходного сигнала индукционного датчика частоты вращения / положения коленвала вследствие плохой "массы" или ненадёжных контактов.

В исследуемом сигнале обязательно должна быть первая перегазовка, так как на первом участке сброса частоты вращения двигателя происходит калибровка зубчатого диска. Считается, что при сбросе частоты вращения коленвала с закрытой дроссельной заслонкой двигатель замедляется равномерно. Если в это время происходит воспламенение, калибровка может быть проведена не правильно.

Читайте так же:
Как узнать номер своего водительского удостоверения по паспорту?

Не желателен выход графика мгновенной частоты вращения коленвала за пределы окна вкладки "Эффективность" (это происходит при превышении частоты вращения коленвала 3500 RPM) так как в таком случае возрастает вероятность искажения графиков ускорения. Особенно «склонны» к искажениям графиков ускорения при высокой частоте вращения коленвала те двигатели, где зубчатый венец датчика коленвала расположен с противоположной стороны коленвала относительно маховика. Чем длиннее коленвал, тем больше искажения графиков ускорения (эти искажения возникают из-за низкой жёсткости коленвала, из-за его упругости и из-за резонансных колебаний коленвала при высоких частотах вращения).

Симптомы неисправности датчика коленвала и его проверка

В современном автомобиле работой бензинового либо дизельного двигателя управляет электроника. Контроллер готовит топливную смесь и регулирует искрообразование на электродах свечей зажигания, полагаясь на показания нескольких измерителей, размещенных в ключевых точках, – воздушном и выпускном тракте, дроссельной заслонке и так далее. Но что произойдет, если один такой элемент выйдет из строя? В данном случае предлагается рассмотреть признаки неисправности датчика положения коленвала (ДПКВ) и способы его проверки в гаражных условиях.

Датчик положения коленчатого вала

Как работает датчик?

Чтобы научиться выявлять неполадки указанного прибора, нужно представлять его конструкцию и понимать принцип работы. Устройство датчика несложное и включает следующие элементы:

  • многовитковая катушка;
  • магнитный сердечник;
  • выводы катушки припаяны к контактам разъема;
  • неразборный пластмассовый корпус с отверстием для крепления.

Измеритель устанавливается в непосредственной близости от зубчатого шкива, прикрепленного к коленчатому валу со стороны шестерен газораспределительного механизма. Посредством проводников датчик соединяется с главным электронным блоком, управляющим работой мотора.

Магнитный сердечник выведен наружу через торцевую часть пластикового корпуса и максимально приближен к зубьям вращающегося шкива. Просвет между деталями не превышает 1 мм.

Принцип действия прибора основан на явлении электромагнитной индукции. Когда в непосредственной близости от сердечника проходит значительная масса металла, катушка вырабатывает кратковременный электрический импульс. Зубцы крутящегося шкива вызывают череду таких импульсов, передающихся по проводам контроллеру. Благодаря этому электронный блок всегда «знает» положение коленвала, определяет верхние мертвые точки всех поршней и вовремя подает команду форсункам на впрыск топлива.

Принцип работы ДПКВ

Отсюда возникло второе название прибора – датчик оборотов коленчатого вала. Надо понимать, что импульсы вырабатываются только при динамическом воздействии металлической массы, то есть, когда шкив вращается. Если коленвал остановился, ток в цепи элемента не возникает.

Примечание. По сигналам датчика контроллер не только своевременно направляет топливную смесь в цилиндры, но и дает команду системе зажигания вырабатывать искру, когда один из поршней выполняет такт сжатия и приближается к своей верхней точке.

Признаки неполадок датчика

Измеритель оборотов коленчатого вала считается довольно надежным устройством, исправно функционирующим от 100 тыс. км и более. Нередки случаи, когда элемент отрабатывает весь срок службы автомобиля. Неисправность датчика коленвала может возникнуть по таким причинам:

  1. Внутренний обрыв либо замыкание обмотки катушки возникает из-за длительного воздействия вибрации, передающейся от двигателя. Подобная поломка встречается весьма редко.
  2. Обрыв электрической цепи между прибором и контроллером. Причины – та же вибрация, оплавление проводников от контакта с горячими частями мотора либо случайное повреждение автолюбителем.
  3. Механическое разрушение корпуса случается в процессе ремонта, выполняемого в подкапотном пространстве. Например, удар сорвавшимся гаечным ключом.
  4. Нарушение контакта в разъеме от окисления или разбалтывания.
  5. Загрязнение рабочей поверхности, взаимодействующей с зубчатым шкивом.

Последний пункт списка требует отдельного пояснения. Общеизвестно, что электромагнитное поле проникает сквозь диэлектрические материалы, в том числе пыль и грязь. Но в месте расположения датчика к традиционным загрязнителям добавляются мелкие металлические частицы и стружка, летящая с шестерен. Попадая на торец сердечника, они экранируют магнитное поле, отчего электрический импульс постепенно ослабляется.

Загрязненный датчик

Справка. Загрязнение сердечника мельчайшими металлическими частицами характерно для изношенных силовых агрегатов с протекающими коренными сальниками. Смесь моторное масло + грязь + стружка толстым налетом покрывает находящиеся рядом детали, в том числе измеритель положения коленчатого вала.

Как хозяин автомобиля может определить симптомы неисправности датчика:

  1. Когда элемент полностью выходит из строя, двигатель глохнет и при последующих попытках запуска не подает признаков «жизни», поскольку контроллер не «видит» положение коленчатого вала. Аналогичный результат дает обрыв электрической цепи.
  2. Нестабильная работа на холостом ходу. Обороты мотора «скачут», наблюдается вибрация силового агрегата.
  3. Потеря мощности силового агрегата, провалы в процессе разгона.
  4. Увеличение расхода бензина либо солярки.

Как странно это ни звучит, но первый признак – самый благоприятный. Реанимировать «мертвый» мотор куда проще – достаточно проверить цепь или поменять сам датчик. При ненадежном контакте и прочих мелких неприятностях двигатель не отказывает, но ведет себя нестабильно. Проблема заключается в том, что при поломках других датчиков и неполадках системы зажигания силовой агрегат ведет себя таким же образом и выявить реальную неисправность гораздо сложнее.

Когда неисправен датчик расхода воздуха, положения дроссельной заслонки или лямбда – зонд, блок управления переходит на аварийный режим работы, подавая топливо по усредненным показателям. Отсюда нестабильная работа и повышенный расход. Такие же признаки наблюдаются при неполадках в цепи измерителя оборотов коленчатого вала.

Способы проверки в гаражных условиях

Самый простой и наименее трудозатратный способ проверки неисправности агрегата – это диагностика с помощью диагностического оборудования. Время диагностики занимает не более 5 минут, и нет необходимости лезть в подкапотное пространство. Ассортимент диагностических устройств на рынке огромен, как по функциональности, так и по ценовой политике. Из бюджетных устройств можем порекомендовать автомобильный диагностический сканер, Корейского производства – Scan Tool Pro Black Edition.

Сканер Scan Tool Pro Black Edition

По нашему личному опыту, данное устройство, при своей невысокой цене в районе 1950 – 2500 руб. способно продиагностировать общее состояние автомобиля, отобразив коды ошибок с их описанием, а так же работу различных датчиков в режиме реального времени. Автосканер имеет компактный размер и подключается через диагностический разъем OBD-2. Передача данных осуществляется на любое современное устройство – смартфоны, планшеты, ПК, работающие на базе ОС Android, iOS и Windows.

Читайте так же:
Что такое Свойства шины FSB?

Если подобных адаптеров у вас не имеется, то необходимо снять датчик и произвести диагностику, описанную ниже:

  1. Хорошенько очистите корпус прибора ветошью, смоченной органическим растворителем, – уайт-спиритом, скипидаром либо другим обезжиривателем. Особое внимание уделите торцу, обращенному в сторону зубчатого шкива.
  2. Убедитесь в надежности крепления. Из-за открутившегося винта датчик может отодвинуться от металлических зубьев, в результате зазор увеличится, а вырабатываемый импульс ослабеет.
  3. Прочистите контакты разъема от окисления.
  4. Осмотрите проводку на предмет оплавления либо перелома.

Если перечисленные действия не дают результата, производится демонтаж и проверка датчика коленвала мультиметром в 2 этапа. На первом измеряется сопротивление между клеммами прибора, что позволяет убедиться в целостности индукционной обмотки. Почистите контакты, включите омметр и проверьте сопротивление между ними. Нормальные показания лежат в диапазоне 500–700 Ом, при замыкании витков получите нулевое или пониженное значение, при обрыве – бесконечность.

Проверка ДПКВ мультиметром

На втором этапе испытывается работоспособность элемента согласно пошаговой инструкции:

  1. Переведите мультиметр в режим измерения напряжения, максимальный порог – 200 милливольт.
  2. Надежно прикрепите провода к контактам колодки датчика (например, зажимами типа «крокодил»).
  3. Возьмите любой металлический инструмент – гаечный ключ, большую отвертку или что-то подобное. Резко прикладывайте и отрывайте его от магнитного сердечника элемента, придерживая корпус рукой. Вольтметр должен показать скачки напряжения.

Совет. Если с датчиком коленчатого вала все в порядке, прозвоните проводку омметром. Возможно, причина кроется там.

Дальнейшие действия такие: поломанный измеритель оборотов коленвала меняется на новый, ремонту деталь не подлежит. Исправный датчик устанавливается обратно с соблюдением зазора, поиск неисправности продолжается в другом месте.

Несколько слов о том, как проверить датчик коленвала в пути, когда нет мультиметра и других диагностических приборов. Понадобится 2 провода и светодиодная лампочка от любого автомобильного светильника (например, салонного). Для удобства открутите элемент и подсоедините лампу к разъему, затем подносите к магниту гаечный ключ, как описывалось выше. Исправный датчик заставит светодиод вспыхивать.

Помогите с подключением к датчику коленвала

Ребята у меня вопрос, скажите пожалуйста нужно подключать гбо к сигнальному проводу автомобили на ДПКВ. Там два провода зеленый и белый какой с них сигнальный?

Comments 38

Не нужно брать с колена, очень чувствительный провод и могут воникнуть проблемы. Бери импульс с катушки зажигания, распредвала или ОБД

Обычно подцепляются или к датчику фаз, или к сигнальному катушки зажигания. Если не знаеш какой провод сигнальный, просто втыкаеш в него иголку или булавку и смотриш считывает сигнал или нет.

А если использовать контрольку со светодиодов

Сигнал есть в обоих, но лучше этот датчик не трогать, Не даром
провода заэкранированны.

а что случится если подключить, в ГБО инструкции написано датчик коленвала или распредвала

Есть датчики коленвала на некоторых авто работающие на эффекте Холла вот там можно, на Вазах датчик индуктивный ненадо. Датчик Холла на ваз это датчик распредвала лучше с него, а еще лучше с вв провода любого цилиндра.

Сигнал есть в обоих, но лучше этот датчик не трогать, Не даром
провода заэкранированны.

а когда устанавливают вариатор там тоже задействован датчик коленвала

Повесь на датчик фаз и забудь, к коленвалу не лезь ниже правильно описали.

А на датчику фаз где импульсный провод?

А какая марка и модель ГБО? У стага в новых комплектах можно в настройках сигнал оборотов установить с форсунок бензиновых

Одни чудики на Субару подключили к ДПКВ провод от ГБО для считывания оборотов. Человек 6 лет ездил и мучился с заводкой. Ломало стартер несколько раз.

Не нужно трогать дпкв. Посадишь с него сигнал и не будет работать. На него никогда и ничего не подключают. Это слаботочный индукционный датчик. Тебе нужно провод с газовой кнопки (коричневый) намотать на высоковольтный провод зажигания

У меня 4е поколение

А что это принципиально меняет? Ну вот вам картинка к гбо 4. Тоже к катушке коричневый провод

Вообще программа гбо 4 поколения предусматривает что ты этот провод вообще подключать не будешь и программа будет считывать обороты по бензиновым форсункам . Все все проблемы . Что ты за гбо ставишь?, раскрой секрет

У меня к катушке 4го цилидра подключено

Датчик представляет собой просто катушку, в которой наводится ЭДС при изменении расстояния до металла: при появлении зуба ток течет в одну сторону, при исчезании — в другую.

Без ДПКВ авто не заведется в 97% случаев, остальные на то, что авто заведется в аварийном режиме по датчику фаз, например опель. Я бы не стал подключатся к ДПКВ, не известно, какие помехи в сигнал может вносить ГБО, лучше на сигнальный катушки.

здесь написано что — к минусу катушки(если нет возможности другого подключения)

Скорее всего не правильный перевод. Катушка как и форсунки управляются по минусу но в ЭБУ, ключ замыкает на массу, но он скорее сигнальный, т.к. питание постоянно подается и тестер покажет плюсовое напряжение. Я предпочитаю это называть сигнальным проводом, в литературе тоже встречал.

Вы советуете все таки подключить к катушке на минус, чтобы не касаться ни каких датчиков, а то что у меня 4 катушки, там на есть один общий?

Один общий — питание 12В, нужен сигнальный, а в мозгах установить, что ИКЗ или катушка на 1 цилиндр, а то обороты будут неправильные.

Детальная инструкция, как проверить датчик коленвала своими руками: способы

Датчик положения коленвала предназначен для синхронизации системы зажигания и работы топливных форсунок в бензиновой инжекторном двигателе. Соответственно, его поломка приведет к тому, что зажигание будет спешить или запаздывать. Это приведет к неполному сгоранию топливной смеси, нестабильной работе двигателя или полном его отказе.

Читайте так же:
Как подключить телефон к компьютеру без подтверждения?

В настоящее время существует три типа датчиков — индукционные, на основе эффекта Холла, а также оптические. Однако самыми распространенными являются датчики, относящиеся к первому типу (индукционные). Далее мы поговорим с вами о возможных неисправностях и методы их устранения.

Признаки неисправности датчика коленвала

Независимо от того, по какой технологии работает ДПКВ, признаки неисправностей в его работе всегда одинаковы. Если не работает датчик коленвала, то об этом вам скажут следующие признаки:

Датчик коленвала который будет давать сбой из-за большого количества металлической стружки

  • значительное снижение динамических характеристик машины (хотя этот фактор может быть следствием и других поломок, все же стоит провести диагностику ДПКВ);
  • произвольно меняются обороты двигателя в движении;
  • в холостом режиме обороты мотора «плавают»;
  • во время динамической нагрузки в двигателе возникает детонация;
  • при полном выходе из строя ДПКВ, становится невозможно запустить двигатель.

Далее вкратце остановимся на устройстве датчика коленвала для того, чтобы лучше понять причины возникновения неисправностей и методы их устранения.

ДПКВ автомобиля БМВ Проверка ДПКВ мультиметром Принцип работы ДПКВ

Устройство датчика коленвала

Для того чтобы понять работу и ошибки ДПКВ в первую очередь необходимо разобраться с принципом работы датчика. Он представляет собой конструкцию из стального сердечника, обмотанного медным проводом, помещенного в пластмассовый корпус. Все провода изолированы друг от друга компаундной смолой.

Датчик положения коленвала/распредвала. Устройство и назначение

Видео лекция об устройстве и назначению датчика положения коленвала/распредвала. Функциональные особенности и выход из строя датчиков положения коленчатого вала и распределительного вала (ДПКВ и ДПРВ). Подробнее

Задача устройства — фиксировать прохождение возле датчика металлических зубьев шкива. На нем есть 60 зубьев, 2 из которых отсутствуют. Именно прохождение этого пустого промежутка должен зафиксировать датчик. Это дает возможность синхронизировать работу системы зажигания и системы питания с тем, чтобы обеспечить правильную последовательность подачи топлива через форсунки. Это необходимо для создания оптимальной топливной смеси.

Перед тем как перейти непосредственно к описанию принципа работы датчика коленвала необходимо указать, что всего существует три их разновидности. В частности:

  • Индукционный датчик. В его основе лежит использование намагниченного сердечника, вокруг которого намотана медная проволока (катушка), концы которой выведены для фиксации изменения напряжения. Именно такой тип датчика чаще всего устанавливается в современных машинах.
  • Оптический датчик работает на основе светодиода, который излучает световой луч и приемника, фиксирующего этот луч с другой стороны. При прохождении контрольного зуба луч прерывается, что фиксируется контрольным прибором. Информация о частоте вращения передается на ЭБУ.
  • Датчик Холла. Он основан на одноименном физическом эффекте. Так, на коленвале установлен магнит, который фиксируется датчиком, в котором в этот момент начинается движение постоянного тока, что фиксируется синхронизирующим диском. Подробнее об этом вы можете почитать в следующей статье.

Далее перейдем к рассмотрению неисправностей.

повреждена проводка ДПКВ грязный ДПКВ Так выглядит ДПКВ

Что такое ДПКВ

Как уже было сказано выше, ДПКВ расшифровывается как датчик положения коленчатого вала. Он определяет положение коленвала в каждый момент времени, тем самым отслеживая частоту его вращения, и обеспечивает правильное функционирование системы зажигания.

Как проверить датчик положения коленвала тестером

ДПКВ передает в блок управления следующие показатели:

  • момент достижения поршней в первом и последнем цилиндрах ВМТ и НМТ;
  • положение и частоту вращения коленвала.

На основе этих данных ЭБУ автомобиля может регулировать следующие процессы:

  • угол опережения зажигания для каждого цилиндра;
  • управление впрыском топлива через форсунки, необходимый объем топлива;
  • угол поворота распредвала (изменение фаз газораспределения);
  • работу системы улавливания паров топлива (управление клапаном продувки адсорбера).

Ни один инжекторный двигатель с электронным блоком управления не сможет работать без ДПКВ. В карбюраторных двигателях в нем нет необходимости, так как в мотор поступает насыщенная топливовоздушная смесь в равном количестве вне зависимости от потребностей. Инжектор позволяет регулировать подачу топлива и экономить его расход. И именно на основе данных от ДПКВ система регулирует свою работу.

Многие водители путают ДПКВ с датчиком положения распределительного вала (ДПРВ). Хотя их устройство и назначение во многом схожи, отличия есть. ДПРВ определяет угловое положение распредвала и отвечает за впрыск топлива в цилиндры и зажигание в нужный момент времени. В ДПРВ применяется постоянный магнит, и его работа основана на эффекте Холла. Можно сказать, что ДПКВ и ДПРВ работают в паре друг с другом, но первый более важен для работы двигателя.

Это интересно: Где находится главный завод Ауди

Три способа как проверить датчик коленвала

Мы поговорим с вами о том, как сделать проверку индуктивного датчика, поскольку, как было указано выше, именно такой тип наиболее распространен на современных автомобилях. Итак, переходим к рассмотрению диагностики.

Проверка OBD-2 сканером

В дороге, быстрее всего выявить сбой поможет диагностический сканер. Самым доступным и популярным является корейский Scan Tool Pro Black Edition.

Как выглядит диагностический сканер

Ошибка датчика коленвала при диагностике

Если при визуальном осмотре вы не заметили грязи и стружки на торце ДПКВ (очистить можно бензином или спиртом), то стоит подключить OBD2 сканер к автомобилю и любым гугл приложением подключится по Wi-Fi или Bluetooth с телефона к ЭБУ автомобиля. Самые популярные приложения на смартфон:

  • Torque (максимальная совместимость с возможностями сканера);
  • Auto Doktor OBD;
  • MobileOpenDiag;
  • InfoCar — OBD2.

Диагностические коды неисправности (DTC) датчика коленчатого вала — P0335 или P0336 в зависимости от того поступает ли вообще сигнал с датчика и удается ли обнаруживать на задающем зубчатом диске синхронизирующий выступ. Также в режиме реального времени можно посмотреть количество оборотов двигателя и есть ли синхронизиронизация фаз зажигания по периоду импульса сигнала напряжения.

Поскольку Scan Tool Pro

работает на 32-х битном чипе, то все эти моменты он сможет вам показать и сохранить в памяти. Также с его помощью можно диагностировать не только двигатель, но и другие узлы и агрегаты автомобиля (коробку передач, трансмиссию, вспомогательные системы ABS, ESP и т.д.).

Читайте так же:
Сколько литров масла в Шевроле Нива?

Но, так как возможность проверить сканером есть не у всех, то все же предлагаем более детально остановится на проверке датчика КВ мультиметром и осциллографом, он дает самый точный анализ его работоспособности. Перед тем как снять датчик с его посадочного места, не забудьте обозначить метками его положение на двигателе. Это избавит вас от проблем при повторном его монтаже.

Проверка сопротивления омметром

Проверка ДПКВ с помощью омметра и осциллографа

Это наиболее простой метод проверки своими руками, однако он не дает 100% гарантии того, что такая проверка выявит неисправность. Для этой процедуры вам понадобится мультиметр, который вы должны переключить в режим измерения сопротивления (омметр). С его помощью нужно измерить сопротивление катушки индуктивности. Сделать это можно, просто прикоснувшись щупами мультиметра попарно к выводам катушки. Полярность в данном случае не имеет значения.

Как правило, значение сопротивления большинства катушек находится в пределах 500…700 Ом. Однако точное значение лучше почитать в документации к датчику или найти в интернете. Соответственно, на мультиметре нужно устанавливать верхний предел — 2 кОм (предел может различаться у разных моделей мультиметров, главное, чтобы он был больше измеряемого и наиболее близок к нему). Если в результате замера вы получили значение, близкое к обозначенному выше, значит, с катушкой все в порядке. Однако успокаивать себя еще рано, ведь такая проверка не полная. Лучше продолжить проверку с помощью других методов.

Проверка значения индуктивности

Любая катушка в возбужденном состоянии имеет свою индуктивность. Это же касается и той, которая встроена в корпус ДПКВ. Метод проверки заключается в измерении этого значения. Для этого вам понадобится:

  • мегаомметр;
  • сетевой трансформатор;
  • измеритель индуктивности;
  • вольтметр (желательно цифровой).

Некоторые мультиметры имеют встроенную функцию измерения индуктивности. Если же у вашего прибора ее нет, то стоит воспользоваться дополнительным оборудованием. В любом случае измеренное значение индуктивности катушки ДПКВ должно находиться в пределах 200…400 мГн (в отдельных случаях может незначительно отличаться). Если вы получили значение, которое сильно отличается от указанного, то велика вероятность того, что датчик неисправен.

Далее нужно измерить сопротивление изоляции между провода катушки. Для этого используют мегаомметр, установив на нем выдаваемое напряжение, равное 500 В. Процедуру замера лучше проводить 2-3 раза для получения более точных данных. Измеренное значение сопротивления изоляции не должно быть ниже 0,5 МОм. В противном случае можно констатировать нарушение изоляции в катушке (в том числе возможность появления межвиткового короткого замыкания). Это указывает на неисправность прибора. Размагничивание катушки необходимо провести с помощью сетевого трансформатора. Однако самый совершенный метод диагностики ДПКВ заключается в использовании осциллографа.

Проверка с помощью осциллографа

Осциллограмма на работающем двигателе. Красным обозначено прохождение места без зубьев

С помощью этого метода можно не только узнать контролируемые значения, но и увидеть процесс формирования сигналов. Это дает исчерпывающую информацию о состоянии и работе ДПКВ. Лучше проводить его на работающем двигателе. Однако можно и снять датчик. Для работы вам понадобится электронный осциллограф и программное обеспечение для работы с ним. Проверка со снятым датчиком проходит по следующему алгоритму:

  1. Подсоединить щупы осциллографа к выводам катушки ДПКВ. Полярность не имеет значения.
  2. Запустить программу для работы с осциллографом.
  3. Взять любой металлический предмет и помахать им перед ДПКВ.
  4. Если датчик исправен, то одновременно с этим на экране будет воспроизводиться осциллограмма, которая будет строиться по данным от датчика.

Если датчик зафиксировал перемещения металлического предмета, значит, он, скорее всего исправен. Однако точный диагноз можно поставить лишь при подключении осциллографа к датчику с работающим двигателем. Это делается просто, подключив щупы параллельно к выводам датчика. Полученная таким образом осциллограмма даст вам информацию о формирующихся сигналах.

Проверка датчика коленвала с помощью осциллографа

Комплексная проверка на Opel Vectra B

Теперь возьмем другой автомобиль и на нем рассмотрим последний из способов проверки – комплексной.

Такая проверка значительно лучше, чем обычным мультиметром, но по точности недотягивает до осциллографа.

В качестве проблемного авто теперь выступит Opel Vectra B. Симптомы оставляем те же.

Начальные работы тоже не отличаются от ВАЗ-2110: датчик снимается, осматривается, тщательно отмывается и только после этого можно приступать к проверке состояния.

Но для комплексной проверки понадобится больше оснащения:

  • Мультиметр;
  • Мегаомметр;
  • Прибор для измерения индуктивности.

Все измерения лучше производить в отапливаемом помещении, чтобы показания были корректными.

Вначале измеряется сопротивление катушки, как это расписано выше. Показания по сопротивлению должны быть в указанном в техдокументации диапазоне.

Следующая проверка – измерение индуктивности обмотки, для чего используется прибор для ее измерения. У рабочего ДПКВ индуктивность должна быть в диапазоне 200-400 мГн.

Приборы на фото ниже.

Также проверяется сопротивление изоляции мегаомметром. При подаче напряжения в 500 В, показатель сопротивления у датчика должно быть не более 20 Мом.

На основе этих замеров и устанавливается, является ли ДПКВ рабочим, или же требует замены.

Признаки неисправности датчика коленвала

Работа датчика положения коленчатого вала (сокращенно – ДПКВ) очень важна. Благодаря его показателям электронный блок управления двигателем точно знает, в каком положении находится вал, а значит, и поршни, и может четко давать команды системам зажигания и впрыска топлива. Не будет преувеличением сказать, что ДПКВ – главный электронный датчик автомобиля, без которого работа современного двигателя абсолютно невозможна. Это один из немногих элементов автомобиля, выход из строя которого приводит к полной остановке силового агрегата.

ФУНКЦИИ ДАТЧИКА КОЛЕНВАЛА


Главная функция ДПКВ – постоянное измерение положения коленчатого вала.

Благодаря этим данным ЭБУ двигателя устанавливает частоту вращения коленвала и его угловую скорость, что дает возможность решать следующие задачи:

фиксация момента нахождения поршней в ВМТ (верхней мертвой точке);

определение момента впрыска и оптимальной продолжительности работы форсунок;

определения момент зажигания в цилиндрах;

изменение фаз газораспределения;

управление работой клапана адсорбера (системой улавливания паров топлива);

Читайте так же:
Когда нужно оплачивать госпошлину за права?

коррекция и контроль прочих систем.

Датчик положения коленвала применяется как бензиновых инжекторных двигателях, так и в дизельных. Получаемая с него информация дает возможность синхронизировать работу всех узлов, так или иначе связанных с вращением валов двигателя – коленчатого и распределительного. В современных моторах ДПКВ работает в паре с ДПРВ – датчиком положения распределительного вала, иногда они даже взаимозаменяемы.

РАЗНОВИДНОСТИ И УСТРОЙСТВО ДПКВ

Что такое дпкв

В автомобилях с карбюраторными двигателями и контактной системой зажигания датчик коленвала находился в распределителе зажигания (трамблере), имевшем жесткую связь с валами – коленчатым или распределительном. С появлением бесконтактной системы стали применяться датчики, похожие на те, что устанавливаются на современных автомобилях.

Расположение датчика зависит от типа двигателя и может различаться даже среди модификаций одной модели автомобиля.

Наиболее часто ДПКВ бывают установлены:

напротив зубчатого задающего диска (также называемого счетным кольцом), установленного на шкиву коленчатого вала;

напротив задающего венца маховика, установленного в паре с основным венцом.

Второй способ относится больше к устаревшим конструкциям двигателей. В некоторых случаях (например, на двигателях Subaru) на двигателе могут присутствовать два датчика коленвала, находящиеся в обоих описанных местах – один определяет ВМТ поршней, а другой служит для определения частоты вращения коленвала.

Выделяют три основных типа датчиков положения коленчатого вала:

На основе датчика Холла. Этот тип работает с магнитом, находящемся на диске или маховике. В момент прохождения магнита мимо сенсора, в ДПКВ возбуждается ток, и информация (импульс) передается в ЭБУ. Датчик сложен по конструкции, требует отдельного питания, но обеспечивает максимальную точность.

Оптический. Состоит из светодиода и фотодиода (источника и приемника света), между которыми проходят зубцы или отверстия в задающем диске. Мерцающий свет при вращении диска формирует импульсы, передаваемые в блок управления. Из-за сложностей (загрязненность, возможность задымления) применяется мало.

Индуктивный (магнитный) ДПКВ. Работает по принципу электромагнитной индукции. В момент прохождения мимо датчика зуба диска синхронизации индуцируется напряжение, при отсутствии зуба оно отсутствует. Задающий диск в этом случае намеренно лишен зубьев (например, двух из 60). Наиболее простой и часто применяемый датчик.

Крепится датчик положения коленвала одним или двумя болтами, при этом зазор между сенсором и задающим диском должен иметь строгое значение – в случае его увеличения или уменьшения показания не будут корректными.

СИМПТОМЫ НЕИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКА КОЛЕНВАЛА

На неисправность ДПКВ могут указывать различные признаки, в зависимости от степени серьезности проблемы. Типовыми симптомами являются:

снижение мощности двигателя – в особенности, под нагрузкой;

нестабильные обороты во всех режимах;

увеличение расхода топлива;

провалы при нажатии педали акселератора;

детонация на высоких оборотах;

вибрация двигателя, нередко сопровождающаяся лязгающими звуками;

пропуски зажигания и троение;

внезапное прекращение работы;

невозможность запуска двигателя;

появление индикации Check Engine.

Поскольку многие из этих симптомов могут свидетельствовать и о неполадках в других системах автомобиля, наиболее показательной будет диагностика при помощи сканера. В протоколе OBD II признаком неисправности ДПКВ будет ошибка Р0336 («выход сигнала за допустимые пределы», «пропуск одного зуба» и т.п.).

Стоит заметить, что часто «чек» загорается не сразу, как только появляются проблемы с ДПКВ. Блок управления фиксирует отход показателей от нормы (пропуски или, наоборот, излишние импульсы) лишь в том случае, если они повторяются на протяжении нескольких десятков циклов вращения задающего диска – в среднем, около 50 оборотов, и чаще всего не сразу, а после двух-трех аварийных пусков двигателя.

ПРИЧИНЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ДПКВ

В целом, датчик положения коленвала – довольно надежный прибор, редко выходящий из строя. Поломки связаны не столько с самим датчиком, сколько с его проводкой и сопутствующими узлами.

Среди основных причин:

повреждение обмотки датчика вследствие вибрации, окисления или из-за низкого качества изделия (слишком тонкого провода, изоляции и т.д.);

повреждение светодиода или фотодиода, их загрязнение (для оптических датчиков);

нарушение расстояния между задающим диском и сенсором ДПКВ;

износ или повреждение задающего диска (зубчатого колеса);

попадание на зубчатую часть диска посторонних предметов;

повреждение разъема датчика или коррозия клемм;

обрыв или замыкание проводов датчика;

В отдельных (редких) случаях при пропусках зажигания в цилиндрах блок управления может ошибочно диагностировать ошибку ДПКВ.

КАК ПРОВЕРИТЬ ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНВАЛА

При подозрении на работоспособность датчика начать нужно с проверки целостности его цепи. В силу расположения ДПКВ его провода, как правило, длинные, и, если они неправильно или ненадежно закреплены, склонны к обрыву или попаданию на горячие части двигателя (катализатор, система выпуска), что приводит к оплавлению и замыканию.

Следующим шагом, если провода в норме, можно проверить сопротивление обмотки (касается индуктивных ДПКВ). У исправного датчика она колеблется в пределах между 550 и 750 Ом. Для этого понадобится мультиметр или омметр. Демонтировать датчик при этом необязательно, достаточно снять разъем.

Неисправный датчик практически не подлежит ремонту, поэтому, если он не соответствует требуемым параметрам, его необходимо заменить. Рекомендуется всегда иметь в запасе ДПКВ, чтобы избежать обездвижения автомобиля в случае поломки.

Если поломка устранена, или существует вероятность ошибочного возникновения кода неисправности, его нужно стереть из памяти ЭБУ. Желательно использовать для этого диагностическое оборудование (сканер), а не скидывать клемму аккумулятора. Кроме того, что таким образом не всегда удаляются ошибки, можно еще и спровоцировать появления новой – «прерывание напряжения бортовой сети».

Датчик положения коленчатого вала – серьезный электронный узел, неисправность которого, как мы уже знаем, может привести к серьезным неполадкам двигателя и невозможности продолжать движение. Поэтому в случае, если вы не уверены в собственных силах и компетенции, обратитесь за помощью к профессионалам – например, на любую из станций техобслуживания сети умных автосервисов Wilgood, грамотные и квалифицированные специалисты которых устранят любые неисправности вашего автомобиля.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector