Биология. 10 класс
Урок 1. Биология — наука о живой природе
Урок посвящён теме «Биология — наука о живой природе». В ходе урока школьники научатся: определять значение биологических знаний в современной жизни; оценивать роль биологической науки в жизни общества и формировании научного мировоззрения в системе современной естественно-научной картины мира, рассмотрят свойства живых систем, уровни организации жизни, методы изучения общей биологии
4. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);
Биология – это наука о живой природе, о закономерностях, управляющих ею. Что изучает биология? Биология как наука изучает структуру, происхождение, рост, функционирование и эволюцию живых организмов.
Биология наука о живой природе. Основу биологии составляют 5 фундаментальных принципов. Это клеточная теория, гомеостаз, генетика, эволюция и энергия. Задачей общей биологии является выявление, а также объяснение общих процессов и явлений для всех организмов. Биология как наука позволяет накопить знания о происходящем в живом мире, хранить их на различных носителях и использовать по мере необходимости. Биологические науки подразделяют по типу исследуемых организмов. Зоология изучает животных, ботаника — растения, а микробиология изучает одноклеточные микроорганизмы. Внутри, биология как наука делится на области по масштабу исследования, или по применяемым методам. Так, предметом изучения гистологии и анатомии является строение организма и тканей, генетики – передача наследственной информации, биохимии — химические основы жизни, молекулярной биологии — взаимодействие между биологическими молекулами, физиологии — химические и физические функции органов и др.
Признаки живого организма:
- обладает сложным внутренним строением;
- у любой части организма имеется специальное назначение, и она выполняет возложенные на нее функции;
- извлекает, преобразовывает и использует энергию, поступающую из окружающей среды, обменивается веществом и энергией;
- реагируют на изменение окружающей среды (на внешний раздражитель);
- способность к адаптации, то есть организмы приспосабливаются к окружающей среде;
- способность к размножению;
- способность к эволюции (происходит изменение от простого к сложному).
Мир живого разнообразен и имеет сложную структуру.
Организация жизни осуществляется на различных уровнях. Самый нижний уровень – молекулярных структур. Клеточный уровень. Органно-тканевый уровень. При этом уровне организмы являются многоклеточными. Целостного организма. Популяционно-видовой уровень. Уровень биоценозов, то есть сообществ всех видов, которые населяют территорию. Биосфера. Это совокупность живого на Земле. Целостная (живая) система обладает следующими качествами:
- единство химического состава;
- открытость живых систем;
- живые системы – саморегулирующиеся, самоорганизующиеся, самоуправляющиеся, самовоспроизводящиеся системы;
- изменчивость;
- способность к развитию и росту, то есть к увеличению в массе и размерах, возникновению новых качеств и черт;
- дискретность и целостность.
Методы изучения. Биология для изучения живых организмов применяет множество разнообразных методов.
Например, к ним можно отнести:
- Наблюдение. Дает возможность выявлять объекты и различные явления.
- Эксперимент. Моделируется ситуация, при которой выявляются свойства изучаемых биологических объектов.
- Сравнение. Позволяет устанавливать общие для различных явлений закономерности.
- Исторический метод. Познание осуществляется с учетом имеющихся данных об органическом мире. Для изучения биологических объектов применяется различная техника. Это: компьютеры, микроскопы, химические анализаторы, ультрацентрифуги, и многая другая техника.
Биология как наука очень важна для людей, так как исследования, которые проводятся, позволяют нам больше знать о процессах и явлениях, происходящих в живом мире и использовать этот бесценный опыт в повседневной жизни, решить глобальные мировые проблемы. Знание законов биологии позволяет решить практические задачи, например, обеспечить население продовольствием. Агрономия и зоотехника опираются на биологию. Медицина не может обойтись без знания структуры (анатомии) тела человека.
5. основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);
Обязательная литература:
Учебник «Биология.10-11класс», созданный под редакцией академика Д. К. Беляева и профессора Г. М. Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О. В. Саблина.- М.: Просвещение, 2018г. С4-6
Дополнительные источники:
1. А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов «Биология в схемах и таблицах»-Москва: Эксмо-Пресс, 2017г. С 3-7 .
2. Е. Н. Демьянков, А. Н. Соболев «Сборник задач и упражнений. Биология 10-11» — М.: ВАКО. С 67-92 учебное пособие для общеобразовательных организации
3. А. А. Кириленко, С. И. Колесников., «Биология тематические тесты. (подготовка к ЕГЭ)» Учебно- методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2009г. С 13-16.
4. Г. И. Лернер «БИОЛОГИЯ : Полный справочник для подготовки к ЕГЭ »: АСТ, Астрель; Москва; 2010г (раздел I)
5. А.Ю. Ионцева. «Весь школьный курс в схемах и таблицах» – М.: Эксмо, 2014. С 9-13
6. открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);
1.Образовательный портал для подготовки к экзаменам Гущин Д. Д. https://bio-ege.sdamgia.ru/?redir=1тема 1, 2
2.Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru
3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
4.Открытый колледж Биология http://college.ru/biology/
5.Каталог образовательных ресурсов по биологии http://www.mec.tgl.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=133
6.«Решу ЕГЭ»: биология. ЕГЭ – 2018. Обучающая система. https://bio-ege.sdamgia.ru
www.molbiol.ru. Справочник по молекулярной биологии
7. теоретический материал для самостоятельного изучения;
Биология – наука о жизни во всех ее проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой
Биология – это наука о живой природе, о закономерностях, управляющих ею. Что изучает биология? Биология как наука изучает структуру, происхождение, рост, функционирование и эволюцию живых организмов.
Биология наука о живой природе. Основу биологии составляют 5 фундаментальных принципов. Это клеточная теория, гомеостаз, генетика, эволюция и энергия. Задачей общей биологии является выявление, а также объяснение общих процессов и явлений для всех организмов. Биология как наука позволяет накопить знания о происходящем в живом мире, хранить их на различных носителях и использовать по мере необходимости. Биологические науки подразделяют по типу исследуемых организмов. Зоология изучает животных, ботаника — растения, а микробиология изучает одноклеточные микроорганизмы. Внутри, биология как наука делится на области по масштабу исследования, или по применяемым методам. Так, предметом изучения гистологии и анатомии является строение организма и тканей, генетики – передача наследственной информации, биохимии — химические основы жизни, молекулярной биологии — взаимодействие между биологическими молекулами, физиологии — химические и физические функции органов и др.
Признаки живого организма:
- обладает сложным внутренним строением;
- у любой части организма имеется специальное назначение, и она выполняет возложенные на нее функции;
- извлекает, преобразовывает и использует энергию, поступающую из окружающей среды, обменивается веществом и энергией;
- реагируют на изменение окружающей среды (на внешний раздражитель);
- способность к адаптации, то есть организмы приспосабливаются к окружающей среде;
- способность к размножению;
- способность к эволюции (происходит изменение от простого к сложному). Мир живого разнообразен и имеет сложную структуру.
Организация жизни осуществляется на различных уровнях. Самый нижний уровень – молекулярных структур. Клеточный уровень. Органно-тканевый уровень. При этом уровне организмы являются многоклеточными. Целостного организма. Популяционно-видовой уровень. Уровень биоценозов, то есть сообществ всех видов, которые населяют территорию. Биосфера. Это совокупность живого на Земле. Целостная (живая) система обладает следующими качествами: — единство химического состава; — открытость живых систем; — живые системы – саморегулирующиеся, самоорганизующиеся, самоуправляющиеся, самовоспроизводящиеся системы; — изменчивость; — способность к развитию и росту, то есть к увеличению в массе и размерах, возникновению новых качеств и черт; — дискретность и целостность.
Методы изучения. Биология для изучения живых организмов применяет множество разнообразных методов.
Например, к ним можно отнести: — Наблюдение. Дает возможность выявлять объекты и различные явления. — Эксперимент. Моделируется ситуация, при которой выявляются свойства изучаемых биологических объектов. — Сравнение. Позволяет устанавливать общие для различных явлений закономерности. — Исторический метод. Познание осуществляется с учетом имеющихся данных об органическом мире. Для изучения биологических объектов применяется различная техника. Это: компьютеры, микроскопы, химические анализаторы, ультрацентрифуги, и многая другая техника.
Биология как наука очень важна для людей, так как исследования, которые проводятся, позволяют нам больше знать о процессах и явлениях, происходящих в живом мире и использовать этот бесценный опыт в повседневной жизни, решить глобальные мировые проблемы. Знание законов биологии позволяет решить практические задачи, например, обеспечить население продовольствием. Агрономия и зоотехника опираются на биологию. Медицина не может обойтись без знания структуры (анатомии) тела человека.
8. примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).
Вставьте пропущенные слова
Что может объединить все биологические науки?
……….жизни на всех уровнях ее организации;
………биологических процессов и явлений;
Тип вариантов ответов: (Текстовые,Графические, Комбинированные).
Варианты ответа: закономерности; механизмы; пути развития.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов:
Закономерности; Механизмы; Пути развития
Заполните пропуски в тексте:
Организм — это целостная система, способная к ________существованию. По количеству____, входящих в состав организмов, их делят на ________и______. _______уровень организации у одноклеточных организмов (амебы обыкновенной, эвглены зеленой и др.) совпадает с_________.
Тип вариантов ответов: (Текстовые,Графические, Комбинированные).
Варианты ответа: Самостоятельному; самопроизвольному; организменным; молекулярным; организации; многоклеточные;клеток;органов; одноклеточные; клеточный.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов:
Самостоятельному, клеток, одноклеточные, многоклеточные, клеточный, организменным
Какие темы входят в общую биологию?
Основные разделы Традиционно общая биология включает: цитологию, эмбриологию, гистологию, селекцию, генетику, биологическую химию, молекулярную биологию, биотехнологию, экологию, биологию развития, эволюционное учение, учение о биосфере и учение о человеке (биологический аспект).
Какие задачи выполняет Общая биология?
О́бщая биоло́гия — раздел биологии, изучающий основные и общие для всех организмов закономерности жизненных явлений. Задача общей биологии — выявление и объяснение общего, одинаково верного для всего многообразия организмов.
Что входит в науку биологию?
- Анатомия
- Биоакустика
- Биогеография
- Биоинформатика
- Биологическая систематика
- Биология океана
- Биология развития
- Биология человека
Почему важно изучать общую биологию?
Задачей общей биологии является выявление, а также объяснение общих процессов и явлений для всех организмов. Биология как наука позволяет накопить знания о происходящем в живом мире, хранить их на различных носителях и использовать по мере необходимости. Биологические науки подразделяют по типу исследуемых организмов.
Что входит в общую биологию егэ?
Разделы общей биологии
- Биология – совокупность наук о живой природе.
- Общая биология – раздел биологии, изучающий общие СВОЙСТВА ЖИВЫХ СИСТЕМ.
- Частная биология – раздел биологии, изучающий жизнь ИНДИВИДУАЛЬНЫХ организмов.
- Прикладная биология – раздел биологии, изучающий ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ организмов.
Какие задачи решает биология?
Биология решает важнейшие практические задачи. Одна из них — производство продовольствия. Для того чтобы обеспечить питанием все увеличивающееся население нашей планеты, необходимо иметь высокопродуктивные сорта сельскохозяйственных растений и породы животных, а также совершенные методы их выращивания.
Что изучает биология и какие задачи ставит она перед собой?
Биоло́гия (греч. … -греч. βίος — «жизнь» + λόγος — «учение, наука») — наука о живых существах и их взаимодействии со средой обитания. Изучает все аспекты жизни, в частности: структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле.
Какие науки входят в комплексную науку биологию?
Как комплексная наука она включает в себя такие отдельные науки как ботаника(наука о растениях), зоология(наука о животных), микробиология( наука о микроорганизмах), альгология( наука о водорослях), а также анатомия, физиология… все эти науки входят в большую фундаментальную науку — биологию…
Какие науки не относятся к биологическим?
физика, химия, биология, астрономия, география (физическая) , геология и дисциплины с более узкой специализацией, с ними связанные (например, ботаника, зоология, анатомия — с биологией) . Несколько особняком стоит математика — её к естественным наукам отнести нельзя, впрочем, как и к гуманитарным.
Что такое предмет биологии?
Биология (от греч. «биос» — жизнь и «логос» — учеиис) — наука о жизни во всех ее проявлениях. … Предметом изучения биологии являются все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой.
В чем заключается основная цель и задача науки биологии?
Основная задача и цель: изучение закономерностей проявления жизни (строения, функций, происхождение, распространение, среду, связи и, раскрытие сущности жизни.
Почему современная биология является комплексной наукой?
Каждый процесс или явление, характерное для живых систем, исследуется комплексно, с привлечением новейших знаний других научных областей. … Таким образом, современная биология возникла в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин и является комплексной наукой.
В чем смысл биологии?
Биология: Биология — наука о жизни (живой природе), одна из естественных наук, предметом которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой.
Какие темы нужно учить для егэ по биологии?
Это такие темы, как:
- Царства бактерий, Грибы, Лишайники, Растения.
- Царство животных.
- Анатомия и физиология.
- Общая биология — самый крупный и самый сложный раздел. Включает в себя цитологию, молекулярную биологию, генетику, теорию эволюции и экологию, а также дополняет и структурирует знания из предыдущих разделов.
Какие темы на егэ по биологии?
Чаще всего в вопросах встречаются:
- основные биологические науки;
- методы познания живой природы;
- уровни организации живой материи (ученики часто путают популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный);
- общие признаки биологических систем;
- современные достижения науки.
Сколько тем в биологии?
Биология относится к числу сложных предметов для сдачи ЕГЭ. К экзамену нужно усвоить примерно 350 тем, которые в школе изучают на протяжении 6 лет.
ГДЗ биология 5 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 1 Биология – наука о живой природе
Главное отличие живого от неживого в том, что все живые организмы состоят из клеток, в состав которых входят разные органические соединения (белки, нуклеиновые кислоты и т.д.), тогда как неживые – из атомов. Живые организмы способны к самовоспроизведению – рождению себе подобных и продолжению своего рода.
Также основными признаками живых организмов являются: обмен веществ, питание и выделение, рост и развитие, подвижность, дыхание и раздражимость, приспосабливаемость к условиям окружающей среды.
№ 2. Где обитают живые организмы?
Живые организмы обитают во всех средах: наземно-воздушная, водная, почвенная и организменная (паразиты).
Стр. 9. Вопросы после параграфа
№ 1. Что изучает биология?
Биология как наука занимается изучением всех аспектов жизни, а именно: строения и структуры, роста и развития, происхождения и эволюции, функционирования и распределения всех живых организмов на нашей планете. Она не только описывает и классифицирует живые организмы, но рассматривает происхождение целых видов, их взаимодействие, как между собой, так и с окружающей средой.
№ 2. Что называют биосферой?
Биосфера – это оболочка Земли, которая заселена живыми организмами и преобразованная в результате их жизнедеятельности.
№ 3. Какое значение имеет изучение биологии для человека?
Биология является одной из важнейших наук для человека, потому что с ней тесно связаны разные направления:
Медицина – разработка методов укрепления здоровья человека и профилактика болезней (создание лекарственных и гормональных препаратов, БАДов и т.д.);
Сельское хозяйство – выведение новых сортов растений, высокопродуктивных пород животных для получения продуктов питания и сырья для промышленности;
Пищевая промышленность (приготовление хлеба и хлебобулочных изделий с использованием дрожжей, выпекание кондитерских сладостей, варение шоколада и т.д.);
Микробиологическая промышленность – производство кормовых добавок для сельскохозяйственных животных, бактериальных удобрений и средств защиты от болезней и вредителей для растений, витаминов и высокоэффективных лекарств от серьезных болезней (рак, сердечнососудистые расстройства и прочее).
Стр. 9. Задание
№ 1. Проанализируйте рисунок 2 «Схема пищевой цепи». Самостоятельно составьте пищевую цепь, характерную для живых организмов, обитающих в вашей местности. Сравните предложенную вами пищевую цепь с пищевыми цепями, составленными вашими товарищами по классу. Выясните, какое число живых организмов представлено в наиболее длинной пищевой цепи.
Каждая пищевая цепь состоит из звеньев – живых организмов, которые поедают предыдущее звено. Через такие цепи происходит перенос энергии от производителей органических веществ (растений) к гетеротрофным организмам (птицы, звери), которые неспособны сами использовать энергию солнца для синтеза органических веществ.
Примеры пищевых цепей:
Сок розового куста – тля – божья коровка – паук – насекомоядная птица – птица-хищник;
Растение – заяц – волк;
Сосна – гусеница бражника – черная ворона;
Нектар – муха – паук – землеройка – сова.
№ 2. Выясните у своих родителей, знакомых их мнение о значении биологии в жизни современного человека. Подготовьте сообщение, в котором приведите конкретные примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека.
Биология – это наука, которая занимается изучением всего живого, что есть на нашей планете. Еще издревле люди стремились к познанию законов существования и возникновения объектов живой природы. Владея только первыми крупицами биологических знаний, шаманы, жрецы и лекари почитались разными поселениями, словно божества. Со временем человечество и его познания в области биологии развивались, знания копились и передавались из поколения в поколение, из-за чего становились доступными для более широких слоев населения.
На сегодняшний день в области биологии и наук, которые связаны с ней, работают тысячи людей. Они ежедневно исследуют объекты живой природы, их особенности и взаимодействие друг с другом и с окружающей средой. На основании результатов проведенных исследований, опытов и лабораторных тестирований удается получить высокие урожаи культурных растений, надежно защитить поля от вредителей, а животных от различных болезней, и прочее.
Примером того, как биологические знания могут пригодиться в повседневной жизни, может послужить составление рационального питания для человека с целью поддержания тела в надлежащей форме. Либо отказ от курения и употребления алкогольных напитков, опираясь на данные, полученные в результате исследования негативного влияния этих привычек на организм человека и на окружающую его среду в целом.
№ 3. Составьте список профессий, связанных с биологическими науками.
В перечень профессий, которые связаны с биологическими науками, входят такие:
Технолог пищевой промышленности;
Инженер по ландшафту и проектировщик ландшафта;
Стр. 9. Подумайте
Почему биологию считают наукой будущего?
Биология по праву считается важнейшей наукой, которая несет неоценимую пользу для развития человека. Все, что изучает биология, связано с медициной, промышленностью и экологией, эмбриологией и генетикой, а также многими другими направлениями. Изучая строение различных живых организмов (бактерий, грибов, вирусов), человек может создавать эффективные лекарства, гормональные препараты и прочие средства, которые помогут в профилактике и лечении серьёзных заболеваний, например, таких, как СПИД или раковые опухоли.
Выведение новых сортов растений и пород животных помогает решить продовольственный кризис, обеспечить продуктами питания всех жителей нашей планеты, не нарушая естественную пищевую цепочку. А тщательное изучение экологических факторов позволяет не только вникнуть в их роль в жизни экосистем, но и своевременно предпринять меры по охране и защите природы и человека в целом.
Что вы узнали из материалов главы 1 «Введение в курс общей биологии»?
В курсе общей биологии мы будем изучать основные свойства живой материи, объяснять практическое значение биологии, определять назначение методов биологических исследований.
Вопрос 2. Охарактеризуйте основные отличия живого от неживой природы.
Тела живой природы имеют:
1. Клеточное строение
2. Наличие в составе живых организмов органических веществ.
3. Обмен веществ.
4. Размножение, воспроизведение потомства.
5. Наследственность и изменчивость.
Вопрос 3. Назовите шесть структурных уровней организации живой материи.
Уровни организации живой материи:
6. Популяционно — видовой
Вопрос 4. Что такое биосистема? Приведите примеры биосистем разных уровней организации.
Биосистема – система, внутри которой происходит жизнь нескольких организмов и происходят различные явления и взаимосвязь.
На клеточном уровне клетка является биосистемой, на организменном – организм, на популяционно — видовом – отдельная популяция.
Вопрос 5. Зачем человеку нужно знание биологии?
Знание биологии очень важно для решения проблем сохранения окружающей среды, сохранения биологического разнообразия, улучшения здоровья людей, сбережения природных ресурсов и обеспечения устойчивого развития природы и общества.
Сейчас наступило время, когда от каждого из нас зависит будущее нашей планеты. Поэтому современный человек не может считать себя образованным, если он не знаком с основами биологических знаний.
Вопрос 6. Как соотносятся культура и природа?
Природа является неотъемлемым и необходимым условием существования культуры. Родовая и телесная организация человека является объективным материальным началом. Следовательно, сама возможность бытия культуры задана природой. Культура – исходный пункт человеческого развития, а сам человек при этом – продукт естественной эволюции природы, биологическое существо. Культуру часто определяют как «вторую природу», т. е. искусственную. Данное понимание берет свое начало в античной Греции, когда Демокрит называл культуру «второй натурой».
Вопрос 7. Из названных свойств исключите одно, не относящееся к живому.
а) развитие г) магнетизм
б) рост д) энергозависимость
в) управление е) обмен веществ
не относится к живому понятие магнетизм.
К какой биосистеме относится человек как биологический вид?
Как биологический вид человек относится к царству Животные.
На клеточном уровне на это указывает сходство строения, химического состава и жизнедеятельности клеток человеческого организма с клетками животных.
Клетки человека также имеют оформленное ядро, общий план строения и гетеротрофное питание.
На организменном уровне сходство человека и позвоночных животных подтверждается общим планом строения органов и систем органов, сходством процессов жизнедеятельности.
При этом от всех других животных человека отличает наличие сознания и абстрактного мышления, хорошо развитый мозг, речь и другие особенности.
К какому структурному уровню организации живой материи относятся обитатели водной среды и суши?
Особенности методики обучения «Общей биологии»
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.
Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика преподавания биологии.
Зверев И.Д. и др. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии. М.: Просвещение, 1984
Особенности методики обучения «Общей биологии»
Обобщающий раздел школьного курса биологии делится на две части. Первая часть завершает изучение биологии в основной девятилетней школе и в зависимости от варианта программы носит разное название. Так, в первом варианте программы заключительный ее раздел для основной школы (9 класс) называется «Биология. Общие закономерности», во втором варианте – «Основы общей биологии», в третьем – «Введение в биологию и экологию», в четвертом – «Биология». В соответствии с разным названием разделов различается и их содержание, но сохраняется единая идея – раскрываются общие закономерности строения и жизнедеятельности живых систем. Вторая часть заключительного раздела школьного курса биологии изучается в полной средней школе (10–11 классы) и имеет инвариантную и вариативную части, содержание последней из которых может изменяться в зависимости от профиля школы (гуманитарный, естественнонаучный и т.д.), ее типа и вида (гимназии, лицеи и т.д.). Инвариантная часть программы должна быть общей для всех профилей, типов и видов школ.
Дидактическая задача у них общая: обобщение знаний по биологии и выведение их на более высокий уровень – уровень закономерностей, законов, теорий, идей жизнедеятельности природы.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Формируется понятие о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Для 10-11 классов содержание курса общей биологии представлено на более высоком уровне обучения, построенном на интегративной основе, опирающемся на обязательный минимумом содержания среднего (полного) образования.
Содержание раздела является интеграцией основ таких наук, как цитология, эволюционное учение, генетика, экология, биотехнология и др. Содержание объединено идеями эволюции, разноуровневой организацией биологических систем.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:
– освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
– выяснение роли биологической науки в практической деятельности людей;
– знакомство с методами познания человека;
– овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
– использование информации о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
– отработка умений использования биологических приборов, инструментов, справочников;
– проведение наблюдений за биологическими объектами и состоянием собственного организма, организация биологических экспериментов
– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
– воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
– воспитание культуры поведения в природе;
– использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, в оказании первой помощи себе и окружающим; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Раздел включает основные общебиологические понятия, отражающие строение; функционирование и развитие биологических систем; клеточно-организменной, популяционно-видовой и биосферно-биоценотической форм жизни; теории эволюции, клеточной теории, теории антропогенеза Ф. Энгельса, теории происхождения жизни А.И. Опарина, хромосомной теории наследственности. В него входит также материал о роли и месте физических и химических процессов в живых системах, а также о соотношении социального и биологического в природе человека, о специфических особенностях жизни как формы движения материи, об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, медицины, ряда отраслей промышленности. По данным А.Н. Мягковой и Б.Д. Комиссарова, со держание раздела составляют группы общебиологических, гносеологических и политехнических понятий.
Общебиологические понятия начинают формироваться в разделе «Растения». В дальнейшем они обогащаются новым содержанием, развиваются и в разделе общей биологии окончательно формируются на новом, обобщенном уровне. К общебиологическим понятиям относятся:
• понятия организменного уровня (цитология, обмен веществ и превращение энергии в клетке, индивидуальное развитие организмов, обмен информацией, размножение, наследственность, изменчивость, реализация наследственной информации, саморегуляция);
• понятия популяционно-видового уровня жизни (вид, популяция, критерии вида, структура вида, видообразование);
• понятия биосферно-биоценотические уровня (биосфера, биоценоз, биогеоценоз, обмен веществ и поток энергии в биогеоценозе);
• эволюционные понятия (эволюционные факторы, формы отбора, изоляция, результаты эволюции, направления эволюции).
Гносеологические понятия– это особая группа понятий общей биологии, раскрывающая историю и методы получения научной информации. Это историко-научные (сведения по истории научных идей и теорий) и методологические понятия (понятия научных методов исследования живой природы). Гносеологические понятия тесно связаны с биологическими и составляют их необходимые аспекты.
Политехнические понятиясоставляют научные основы и технологические процессы сельскохозяйственного производства и ряда отраслей промышленности. Они включают в себя технологические понятия (порода, сорт, штамм, искусственный отбор, техника и технология получения новых наследственных изменений как материал для отбора) и понятия охраны природы.
Перечисленные выше понятия составляют суть содержания общей биологии. Они отражены в стандарте биологического образования.
В результате изучения раздела учащиеся должны овладеть приемами мыслительной деятельности: умением анализировать биологические явления, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать их и обобщать. Учащиеся должны научиться использовать биологические теории и законы для доказательства материальности и диалектического характера основных процессов живой природы.
Изучение общей биологии позволяет развивать у учащихся такие общеучебные умения как работать с научной литературой, аргументировать свой ответ, добывать информацию, работать в группе и индивидуально, а также такие специальные умения как ставить опыты, проводить наблюдения, готовить микропрепараты и наблюдать их, работать с определителем, причем с большей долей самостоятельности, чем в предшествующих классах.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи формирование научно-материалистического мировоззрения учащихся, экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Формированию научного мировоззрения в процессе обучения общей биологии способствуют возрастные особенности старшеклассников, что позволяет использовать в комплексе знания о природе, как в процессе самостоятельной работы, так и под руководством учителя.
При изучении общей биологии продолжается формирование экологических понятий. Учащиеся узнают об особенностях жизнедеятельности биогеоценозов, их структурах и функциях. Формируется система знаний и о взаимодействии природы и общества. Эти знания дают возможность понять место и роль человека в природе и, исходя из этого, выработать систему взглядов и действий по отношению к ней.
Изучение природных ландшафтов, наблюдение объектов природы в самой природе действуют на эстетические чувства учащихся. Экскурсии в природу, обращение к произведениям искусства при изучении видов, сортов растений и пород животных, агроценозов и биогеоценозов необходимо использовать для развития у учащихся чувства прекрасного, осознания необходимости бережного отношения к природе как источнику красоты.
При обучении общей биологии используются все те же три группы методов (словесные, наглядные, практические) что и при обучении предшествующим разделам школьной биологии. Каждый метод осуществляется на практике методическими приемами. Из логических приемов используются постановка проблемного вопроса, подлежащего рассмотрению, установление черт сходства и отличия, выводы, обобщения. Из числа организационных приемов применяются демонстрация со стола учителя, при обходе учащихся, фронтальная работа или работа группами и т.д. Технические приемы – это способы демонстрации натуральных объектов, постановка опытов, различные способы монтировки схем и таблиц на доске и т.п.
Имеют место быть опыты, наблюдения, лекции, беседы, зачеты и т.д. Меняется соотношение методов. Если в 6–8 классах на уроках биологии чаще используются наглядные и практические методы, то в 9–11 классах основное значение имеют словесные. Значительно усложняется самостоятельная работа учащихся. Довольно частыми на уроках биологии являются выступления с докладами или обобщениями, подготовленными заранее. При обучении общей биологии большое внимание уделяется работе учащихся с литературой. Школьники должны уметь работать не только с учебником, но и справочниками, словарями, научно-популярной и научной литературой, интернетом.
Основными формами обучения являются: уроки, экскурсии, внеурочная работа и т.д. Уроки в курсе общей биологии разделяют на: водные, обобщающие, раскрывающие содержание темы, контрольно-учетные, комбинированные. Однако в связи с содержанием раздела и возрастными особенностями старших школьников появляются кино- и телеуроки, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-конференции и т.п. Каждый из них играет большую роль в развитии личностных качеств учащихся и вместе с тем способствует усвоению общебиологических понятий.
Курс общей биологии предполагает проведение экскурсии. Школьная программа рекомендует проводить экскурсии в природу, музей, на сельско-хозяйственное производство и пришкольный учебно-опытный участок. Учебная деятельность школьников в ходе экскурсий ввиду их возраста и уровня знаний должна быть поисково-исследовательской.
Внеурочная работа по общей биологии может быть связана с проведением наблюдений и постановкой опытов в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы. Это может быть сбор материала по темам «Эволюционное учение», «Основы генетики и селекции», «Размножение организмов» и др. Задания чаще всего носят предварительный характер, и обобщенные результаты их используются на уроках.