Как сделать печку на МТЗ-82 своими руками: схема подсоединения, почему не работает
Как сделать печку на МТЗ-82 своими руками: схема подсоединения, почему не работает
Печка на МТЗ, подключенная к контуру охлаждения двигателя, обеспечивает прогрев воздуха в кабине и удаление инея с поверхности стекол. На части тракторов узел установлен в заводских условиях, некоторые владельцы самостоятельно модернизируют технику. В конструкции предусматриваются электрический вентилятор и дефлекторы, перенаправляющие потоки теплого воздуха.
Требуемые технические характеристики
Установленный на машине отопитель должен поддерживать положительную температуру внутри кабины. Вентилятор оборудуется тумблером, который позволяет выбирать рабочие скорости или отключать питание.
В конструкции прибора предусматривается вентиль с ручным приводом — для отключения теплообменника от контура охлаждения. В этом случае крыльчатка будет подавать в кабину свежий воздух с улицы (режим вентиляции, используется в летнее время).
Краткие характеристики штатного прибора 80-8101720 приведены в таблице.
Параметр | Значение |
Длина корпуса, мм | 500 |
Ширина, мм | 300 |
Высота, мм | 300 |
Масса (без заправки водой), кг | 4,2 |
Схема и процесс подключения своими руками
Чтобы установить печку на МТЗ-82 своими руками, необходимо:
- Демонтировать металлический кожух панели приборов, а затем прикрепить корпус вентилятора к моторному щиту кабины через резиновую прокладку.
- Отвернуть краны и слить охлаждающую жидкость.
- Снять заглушку, расположенную на передней стенке кабины.
- Подсоединить шланги к магистралям циркуляции антифриза таким образом, чтобы жидкость проходила через теплообменник отопителя.
- Подключить электродвигатель к бортовой сети; следует учитывать, что на тракторах МТЗ используется схема проводки с коммутацией отрицательных выводов на корпус и раму. В цепи предусматривается плавкий предохранитель номиналом 25 А.
- Установить на место панель приборов, смонтировать переключатель мотора вентилятора.
- Заполнить систему охлаждения жидкостью, прогреть силовой агрегат и проверить работоспособность отопителя. Течь антифриза через стыки патрубков не допускается.
Возможно использовать самодельный агрегат, построенный на основе теплообменника от легковых автомобилей (например, от "Москвич"-412). Узел крепится к стенке кабины. Для подключения к контуру охлаждения применяются шланги с внутренним диаметром 18 мм. Конструкция врезается в магистрали, расположенные между помпой и пусковым двигателем ПД-10, с помощью тройников.
Преимуществом радиатора от машины являются мелкие соты и увеличенная площадь поверхности, обдуваемой потоком воздуха, что улучшает характеристики нагревательного прибора.
Как переделать печь
Переделка печки заключается в повышении герметичности корпуса, поскольку часть потока воздуха идет мимо теплообменника. Новый кожух изготавливается из тонкого металлического листа. Предусматриваются патрубки подачи теплого воздуха к ногам тракториста и на ветровое стекло. Входное отверстие закрывают щитком с прорезями. Это позволяет снизить количество затягиваемой в кабину пыли. Торцевые кромки радиатора закрывают слоем изоляционного материала, тем самым сокращая тепловые потери. Стыки деталей корпуса проваривают, что снижает ремонтопригодность узла.
Штатный кран в процессе эксплуатации теряет герметичность — трактористы вынуждены работать на машине летом с включенным теплообменником печки. Новый вентиль позволяет устранить неисправность, но после нескольких циклов использования течь появляется опять. Модернизация заключается в установке дополнительного крана шарового типа, который позволяет регулировать интенсивность потока жидкости через теплообменник.
Что делать, если печь на МТЗ не греет
Некоторые владельцы тракторов, оснащенных штатным или самодельным обогревателем, сталкиваются с проблемой частичного или полного отказа узла.
В случае поломки необходимо проверить состояние шлангов и соединительных проводов, а затем демонтировать и поменять поврежденные элементы.
Возможные неисправности
Распространенные поломки печки на тракторах МТЗ:
- низкая температура воздуха, подаваемого вентилятором;
- отказ электрического двигателя;
- посторонний шум и вибрация при включении вентилятора;
- течь жидкости.
Методы решения
Если установленный внутри отопителя теплообменник не греет воздух, то необходимо удалить из радиатора и соединительных магистралей воздушные пробки. Для продувки снимают шланг — работающая от коленчатого вала двигателя помпа вытеснит воздух. Иногда из-за пережатого крышкой шланга возможна проблема с распределительным краном, который покрывается изнутри слоем отложений.
Изношенный водяной насос не может создать в магистралях давление, способное продавить воздушный пузырь. В этом случае ухудшается циркуляция жидкости, она застаивается в рубашках, что приводит к локальным перегревам. Необходимо проверить состояние помпы. Изношенный узел требуется поменять, а затем восстановить нормальный уровень охлаждающей жидкости. Проблемы с воздушными пробками возникают при поломке клапана, расположенного в пробке радиатора. Деталь не ремонтируется.
Дополнительной причиной недостаточной температуры воздуха является недостоверная информация, которую показывает датчик в комбинации приборов. Устройство отражает завышенную температуру охлаждающей жидкости, недостаточную для работы блока отопления кабины. Рекомендуется проверить работоспособность термостата, в котором заклинивает клапан, направляя жидкость по большому кругу. Из-за поломки снижается температура воздуха в кабине. Одновременно наблюдается ускоренный износ трущихся деталей и возрастает расход топлива.
При отказе вентилятора следует проверить состояние предохранителя в цепи питания. Если элемент исправен, то контролируется целостность соединительных проводов тестовым прибором. Затем необходимо убедиться в исправности обмоток ротора электромотора и состоянии подшипников ротора (при износе деталей возможны перекос и заклинивание вала).
Неисправный электрический двигатель рекомендуется поменять. Если вышли из строя щетки, то можно попытаться подобрать детали необходимого размера (допускается подтачивание узлов с помощью напильника), которые затем припаиваются к направляющим. В моторе предусмотрено сопротивление, при перегорании перемычки двигатель перестает работать полностью или только на пониженной ступени.
Посторонний стук указывает на разрушение точек крепления корпуса печи или на поломку крыльчатки вентилятора. Владельцу необходимо проверить состояние болтов, пластиковое рабочее колесо следует поменять. Дальнейшая эксплуатация отопителя с треснувшей крыльчаткой приводит к отрыву лопастей, которые пробивают металлический теплообменник. Течь антифриза в кабину — признак разрыва магистралей или тела радиатора. Ремонт заключается в установке новых шлангов и хомутов, теплообменник запаивается оловянно-свинцовым припоем с глушением части трубок.
Система охлаждения двигателя Д 240 — радиатор, помпа и термостат МТЗ-82
Система охлаждения двигателя Д 240 трактора МТЗ 82 — закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости. Система охлаждения состоит из следующих основных компонентов: водяной насос (помпа), термостат, радиатор водяной, вентилятор, шторка, термометр, а также включает водоотводящий и водоподводящий патрубки, соединительную арматуру, шланги, сливные краники и прочее.
Схема системы охлаждения: 1 — пробка радиатора; 2— радиатор; 3 — водоподводящий патрубок; 4 — термостат; 5 — термометр; 6 — водяной насос; 7 — водоотводящий патрубок; 8 — вентилятор; 9 — шторка; 10 — краник слива волы из радиатора.
Радиатор трактора МТЗ-82
Водяной радиатор используется для охлаждения воды, которая во время работы дизеля нагревается в водяной рубашке. Пройдя через радиатор, вода охлаждается под воздействием обдувающего потока воздуха от вентилятора. Радиатор состоит из сердцевины, представляющей собой четыре ряда плоских вертикальных трубок, проведенные сквозь ряд припаянных к ним горизонтальных пластин. Пластины и трубки сердцевины, как правило, изготавливаются из латуни. Концы трубок припаяны к основным крайним и гораздо толстым пластинам и немного выпирают над их поверхностью. Для более качественной теплоотдачи применено ступенчатое размещение трубок по глубине радиатора.
К основным пластинам, при помощи болтов, присоединены нижний и верхний бачки из латуни. Между бачками и пластинами находятся резиновые прокладки. Для соединения бачков используются стойки проходящие по обеим сторонам сердцевины. На задней стенке верхнего бачка имеется водоподводящий патрубок. В верхней части бачка размещена горловина для залива воды, закрываемая пробкой с паровоздушным клапаном. На задней стенке нижнего бачка находятся сливной краник и водоотводящий патрубок.
Радиатор устанавливается на эластичном креплении: к переднему брусу крепится на опорах с резиновыми амортизаторами, а вверху присоединяется растяжками к головке блока цилиндров. Купить радиатор на МТЗ 82 можно практически в любом магазине и цена на него составляет от 7 до 10 т. р.
Для создания активного воздушного потока применяется вентилятор, обдувающий сердцевины водяного и масляного радиатора, а также охлаждающий наружную поверхность двигателя. Вентилятор размещается в едином узле с водяной помпой и находится на ее валу. При помощи шести болтов вентилятор крепится к шкиву насоса, а весь комплекс (водяной насос-вентилятор) присоединен болтами к верхней части передней стороны блока цилиндров. Кожух вентилятора крепится с задней стороны к стойкам водяного радиатора и служит для защиты вентилятора от посторонних предметов, а также для направления потока воздуха к двигателю.
Радиатор и вентилятор: 1 — вентилятор; 2 — ступица; 3 — шпонка; 4 — вал насоса; 5- шкив; 6 — стопорное кольцо; 7 — масленка; 8 — пружина; 9 — крыльчатка; 10 — манжета; 11 — обойма; 12 — уплотнительная шайба; 13 и 16 — сальники; 14 — корпус; 15 — ремень вентилятора.
Насос водяной двигателя Д 240
Водяная помпа трактора МТЗ 82, центробежного типа, предназначается для образования интенсивной циркуляции жидкости в системе охлаждения и, при помощи этого, более эффективного отвода тепла от нагретых компонентов двигателя. Крыльчатка водяного насоса смонтирована на валик и закреплена от проворачивания при помощи лыски. Крыльчатка крепится на валике торцевым болтом. Два шариковых подшипника дают возможность вращаться валику вместе с крыльчаткой. Объем в корпусе между подшипниками наполняется смазкой пр помощи масленки. Масляная и водяная полости помпы разделяются друг от друга дополнительным торцевым уплотнением, размещенным в крыльчатке. Уплотнение представляет собой текстолитовую шайбу, которая контактирует с хорошо обработанным торцом упорной втулки, запрессованная в корпус помпы, а также резиновую манжету, окружающая валик и поджимающая пружины.
Крыльчатка размещается в профилированной полости корпуса водяного насоса. Во время вращения крыльчатки на входе в данную полость образуется разрежение, передающееся в приемную камеру, соединенная патрубком с нижним бачком радиатора. При помощи разряжения, жидкость подается на лопасти крыльчатки и под давлением подается в спиральный канал, называемый улиткой, охватывающий крыльчатку в корпусе насоса. Далее жидкость нагнетается в продольный канал системы охлаждения двигателя.
Водяной насос дизеля Д 240 и вентилятор совершают вращения от шкива коленчатого вала двигателя используя клиновидный ремень, вращающий помимо ее еще и ротор генератора. При номинальных оборотах двигателя (2200 об/мин), вентилятор и помпа развивают 2600 оборотов в минуту.
Термостат трактора МТЗ 82
Термостат необходим для автоматического поддержания температуры в заданном диапазоне и ускоряет прогревание двигателя после запуска. Устройство термостата включает в себя корпус, нижнего вспомогательного и верхнего основного клапанов, датчика термостата с твердым наполнителем. Корпус термостата изготовлен из латуни, в боковой поверхности которого имеется два окна. Верхняя часть корпуса служит седлом для главного клапана, а нижняя — для фиксирования корпуса в коробке термостата. К верхней части датчика присоединяются рычаг вспомогательного клапана и основной клапан. Термостат находится в корпусе и устанавливается на выходи из рубашки охлаждения корпуса цилиндров. Термостат с твердым наполнителем менее чувствителен к смене давления в системе и большие перестановочные усилия по сравнению с сильфонным.
При температуре охлаждающей жидкости менее 70º C, основной клапан закрыт, а жидкость сквозь окна подается по патрубку в насос и далее в водяную рубашку блока цилиндров. Таким образом, жидкость не проходит через радиатор и, следовательно, быстрее нагревается. При температуре жидкости более 70º C, возрастает объем смеси церизина с алюминиевой пудрой, активизируется поршень с установленным на нем основным клапаном и открывается доступ охлаждающей жидкости в радиатор. Одновременно с этим, вспомогательный клапан блокирует окна для подачи жидкости в водяную помпу в обход радиатора.
Шторка, смонтированная перед водяным радиатором, регулирует объем проходящего через радиатор воздуха, тем самым регулируя в некотором диапазоне температуру жидкости. Шторкой управляют с рабочего места тракториста при помощи рукоятки, соединенной тросом с подвижным валиком шторки. Температура охлаждающей жидкости в системе визуально контролируется по показаниям электрического термометра, датчик которого смонтирован в головке цилиндров, а сам указатель — в кабине на панели приборов.
Термостат: 1 — корпус; 2 — вспомогательный клапан; 3 — окно для прохода воды; 4 — стержень датчика; 5 — основной клапан; 6 — датчик.
Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя Д-240
Прежде всего необходимо осматривать все соединения, следить за исправностью узлов и агрегатов, качеством и уровнем заливаемой охлаждающей жидкости.
Систему охлаждения необходимо заправлять только очищенной водой. Обратите внимание на жесткости воды — жесткая вода создает на стенках рубашки накипь, являющаяся плохим проводником тепла и, следовательно, замедляет отдачу тепла от головки и стенок блока цилиндров. В качестве охлаждающей жидкости рекомендуется использовать дождевую или снеговую воду, которая более мягкая. Жесткость воды можно смягчить путем ее кипячения с добавлением 10-12 грамм стиральной соды на 10 литров воды. Слитая вода из системы охлаждения по свойствам близка к кипяченой и ее можно собирать для последующей заправки. Вода сливается только при достаточно охлажденном двигателе после полной остановки. Температура охлаждающей жидкости во время работы двигателя не должна превышать 95º C.
При критическом повышении температуры проверьте уровень жидкости в радиаторе и ее течи из него, а также степень натяжения ремня вентилятора. Вода в перегретый двигатель заливается равномерно и обязательно при работающем двигателе. При резком охлаждении существует вероятность появления трещин в головке блока цилиндров и водяной рубашки. Нельзя доливать слишком горячую воду зимой в холодный дизель.
Система охлаждения очищается от накипи каждые 960 часов эксплуатации двигателя. Для очистки необходимо использовать водный раствор кальцинированной соли (50-60 грамм на литр воды). Для начала в систему заправляют 2 литра керосина, а затем добавляют готовый раствор. Далее заводят двигатель и дают ему отработать 10-12 часов. После чего можно слить данную жидкость и заправить воду.
Как обслуживать систему охлаждения трактора МТЗ-80/82
Сколько проработает трактор зависит от того, насколько правильно вы настраиваете внутренние системы и следите за их температурой при работе. Хотите, чтобы двигатель трактора проработал долго и стабильно? Читайте эту статью, где мы объясняем, как обслуживать систему охлаждения трактора МТЗ-80 или 82.
Машина этой марки работает стабильно при 85-95°С. Если использовать трактор при внутренней температуре ниже – двигатель теряет мощность и начинает сильнее расходовать топливо. Если выше максимально допустимой – риск, что одна из систем заклинит, и это повредит детали. Если такое случится, заходите в каталог запчастей трактора МТЗ 82 за новыми.
Что заливать?
Залить любую охлаждающую жидкость – не выход. Качество охлаждающей жидкости важно так же, как и качество топлива, масла.
Вещества, пригодные в качестве охлаждающей жидкости для МТЗ-80/82:
- тосол – в составе нет минеральных или других веществ, которые вступают в реакцию с внутренними системами и повредить их;
- растаявший снег, дождевая или смягченная вода – чтобы смягчить воду из колодца или водопровода, добавьте кальцинированную соду.
Сколько жидкости необходимо заливать?
Заливайте жидкость в верхний бочок радиатора на 50-60 миллиметров ниже горловины. Заливать меньше нужно, потому что жидкость при работе нагревается и выливается через верх. В итоге жидкость заканчивается быстрее, а тосол загрязняет узлы двигателя. Если залить меньше необходимого объема – двигатель быстро начнет перегреваться.
Как производить техническое обслуживание?
После каждой смены следует обязательно проверять две запчасти:
- Ремень на водяной насос. Нормальное натяжение ремня – это прогиб в 15-20 мм при нажатии силой в 4 килограмма. Если ремень ослаблен, водяной насос плохо распределяет воду по системе;
- Клапан на пробке заливной горловины. Он отвечает за выход паров от нагретой жидкости, если он загрязнен или забит, пары начнут повреждать составляющие водяного насоса.
Как промывать?
Систему охлаждения трактора МТЗ-80/82 следует промывать каждые 2000 часов работы:
- приготовьте раствор – 50-60 г кальцинированной соды на литр воды;
- залейте в радиатор 1 л керосина и раствор из соды;
- работайте на тракторе с этой жидкостью в радиаторе 8-10 часов;
- слейте жидкость, радиатор промойте чистой водой.
Также чистите радиатор от сухого мусора – для этого достаточно периодически продувать систему сжатым воздухом.
Если вышел из строят термостат, сразу же меняйте его, даже если поломка произошла в летний сезон и нагрев двигателя не так необходим, как зимой. Купить запчасти МТЗ, включая новый термостат, можно в интернет-магазине «Белагро». Покупать запчасти для аграрной техники у нас удобно, потому что мы:
- готовим и проверяем технику и запчасти перед продажей;
- обслуживаем в сервисе в течение и после гарантийного срока;
- доставляем заказ собственным транспортом.
Заказывайте детали за пару минут через форму на сайте – «Белагро» делает персональные скидки!
Про систему охлаждения тракторов моделей МТЗ-80 и МТЗ-82
Под системой охлаждения подразумевается целый комплекс элементов, который служит для отвода тепловой нагрузки нагревающихся деталей, которая выходит в атмосферу в принудительном порядке. Она поддерживает температуру и улучшает показатели работоспособности трактора.
Для чего же необходима данная система?
Во время сгорания топлива, в камере сгорания температура становится высокой, доходит до 2000 по Цельсию. Газами выталкивается поршень и начинает вращаться коленчатый вал Д-243. Во время этого процесса газы могут быстро остывать. Но до того как остыть и пока произойдет выброс через систему выхлопа, им приходиться взаимодействовать с цилиндрами и максимально их нагревать. Это называется температурным режимом при совокупности общего фонового тепла в двигателе и температуры.
Для того чтобы трактор работал без перебоев, перед тем как купить его, следует изучить все тонкости. Очень важно соблюдать допустимый уровень температуры в двигателях Д-240, Д-243. Правильный температурный режим увеличивает ресурсы двигателя и избавляет от постоянной поломки и неисправностей. Если не соблюдать режим, уменьшать и увеличивать его, то таким образом снижается мощность, происходит больший расход топлива, выплавляются коренные и шатунные вкладыши, а также двигатель начинает заклинивать и может выйти из строя. Разрушаются детали, а на ремонт понадобится потратить средства.
Оптимальной температурой для тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 является показатель 95 градусов по Цельсию. Чтобы температура находилась в норме, существует специальная охлаждающая система закрытого типа. В ней происходит циркуляция жидкости по всей системе и осуществляется нагрев. Благодаря цилиндрам и горячим деталям, по окончании процесса, тепло выходит в атмосферу.
Составные части охлаждающей системы модели МТЗ двигателя Д-243 и его элементы
- Водяной насос с центробежным типом патрубков. Он предназначен, чтобы охлаждать жидкость в системе принудительно.
- Радиатор в виде пластин. Он необходим для циркуляции тепла жидкости охлаждения с воздухом.
- Вентилятор. Он прогоняет воздух сквозь пластины и трубки охлаждающей системы.
- Рубашка охлаждающего блока цилиндров. Такие стенки с двойными цилиндрами и головками с жидкостью для охлаждения.
- Трубопроводы, которые передают жидкость от двигателя к радиатору и наоборот.
- Термостат. Он способен регулировать частоту охлаждения.
Система имеет два типа циркуляции и называется двухконтурной. В большом круге установлены: рубашка блока с охлаждением, дизель, водяной насос, радиатор и термостат. Малый круг имеет рубашку с охлаждением, дизель, а также есть водяной насос и термостат.
Благодаря термостату происходит переключение с большого круга на малый. Это необходимо, чтобы быстро запустить холодный двигатель. Важно помнить, что охлаждающая система должна быть исправной. Это поможет машине правильно работать и избежать неисправностей.
Особенности охлаждающей системы
Прежде чем купить новую модель МТЗ- 82 следует тщательно изучить все нюансы, которые касаются процесса эксплуатации. Для того чтобы дизель работал при правильной температуре, должны соблюдаться два показателя: необходимое количество и качество жидкости охлаждения. Другими словами, при простом заливе жидкости в мотор нет гарантии качества охлаждения.
Самым оптимальным вариантом считается тосол. Его выпускали и использовали еще в советские времена. На сегодняшний день, под тосолом понимают любую жидкость для охлаждения. В тосоле смешаны антифриз с водой и присадками. Присадки уменьшают коррозию всей охлаждающей системы и защищают жидкость от термохимических разрушений. Антифриз в тосоле обеспечивает наличие этиленгликоля. Как альтернативу используют воду. Она может быть мягкая после дождя или талая. При использовании жесткой воды появляется слой накипи, и качество охлаждения сильно ухудшается. Если добавить в жесткую воду немного кальцинированной соды, она смягчается.
Вторым нюансом является то, в каком количестве находится тосол в охлаждающей системе. Верхний бачок радиатора должен содержать уровень тосола на 50 мм меньше, чем в горловине для залива. Если уровень будет завышен, то тосол может вытечь и загрязнить не только все вокруг, но и сам двигатель, и экскаватор выйдет из строя. Более низкий показатель будет недостаточным для необходимого охлаждения, и двигатель будет постоянно перегреваться.
Как проверить работу охлаждающей системы?
Следует время от времени проверять натяжение ремня привода, который ведет к водяному насосу. Просто берут за ремень и нажимают, при этом потребуется приложить усилие. Норма прогиба ремня составляет до 22 мм. Слабое натяжение приводит к слабой работе помпы 240-1307010А-02, ремень привода будет проскальзывать и мотор перегреется.
Необходимо иногда делать проверку состояния пробки горловины залива в радиаторе. В ней имеется специальный клапан, который герметично закрывает охлаждающую систему.
Система охлаждения будто помогает системе «дышать». Во процессе нагрева тосола, пары выбрасываются сквозь клапан и, таким образом, снимаются излишки давления. Когда клапан неисправен, жидкость может протекать через сальники, и выводить их из строя.
Как промывать охлаждающую систему трактора моделей МТЗ-80, МТЗ-82?
Заниматься промывкой охлаждающей системы нужно через 2 тыс. часов работы мотора. Это не зависит от вида жидкости. Она может загрязниться, поменять состав и прийти в негодность. Устаревший тосол сливается, промывается вся система и заливается свежий тосол в необходимом количестве.
Во время промывания сквозь горловину заливки радиатора наливают около двух литров керосина с содовым раствором. Работа мотора с такой промывкой должна производиться не менее 12 часов. После этого промывку сливают и промывают радиатор с помощью чистой воды.
Не стоит забывать про чистку сухим способом при помощи сжатого воздуха. Радиатор так устроен, что в него попадает вся грязь и мусор, забиваются теплообменные пластины и снижается охлаждающая способность.
Большинство трактористов избавляются от термостата. Это может привести к перебою температуры в моторе, мощность будет потеряна и начнутся поломки. Ремонт может обойтись дорого, лучше купить новый термостат.
Продажа фронтальных погрузчиков и других наименований специализированной техники осуществляется компанией «СмолТра». Чтобы совершить покупку, достаточно просто связаться со специалистами. Помимо всех услуг, «СмолТра» также занимается продажей надежжных навесных погрузчиков. Обратившись в нашу компанию — Вы получте развернутую консультацию до приобритения техники, которая поможет Вам сделать правильный выбор. Ждем Вас!