Тонкости самосвального полуприцепа для перевозки грузов
Тонкости самосвального полуприцепа для перевозки грузов
Наличие самосвального полуприцепа способно существенно снизить стоимость владения седельного тягача. Этой техникой отлично комплектуются автопоезда.
Кроме того, объём его кузова гораздо больше, чем у обычного грузовика. Самосвальные полуприцепы, используемые для перевозки грузов, классифицируются в зависимости от количества осей: двух- или трёхосные.
- Универсальный «Тонар»
- Европейские идеи для русских перевозок
- Тонкости перевозки самосвальным полуприцепом
Грузоподъёмность их соответствующая: от 25 до 40 тонн. Двухосные модели комплектуются рессорно-балансирной подвеской, а трёхосные – пневматической. Это традиционный подход.
Хотя некоторые производители не устают экспериментировать. На смену привычной односторонней разгрузки всё чаще приходит трёхсторонняя система. Данный, трёхсторонний, тип разгрузки востребован в черте города или на строительной площадке.
Универсальный «Тонар»
Впервые самосвальные полуприцепы появились в России в постперестроечный период, в начале 90-х годов. Это была продукция зарубежных компаний. Приобретали её на свой страх и риск, поскольку не было опыта успешной эксплуатации.
Отечественные производители довольно быстро отреагировали на пустующую нишу вспомогательной грузовой техники и представили на внутренний рынок собственные модели.
Заслуженное признание получил полуприцеп «Тонар» 95239-000019, -000020 грузоподъёмностью 31,5 т. Кузов объёмом 25,5 м куб. оснащён боковой разгрузкой. Полуприцеп агрегатируется с тягачом, высота которого маркируется ССУ 1300 мм. Габариты продукции «Тонара» по длине, ширине и высоте соответствуют 8,2Х25,5Х35,4 м. В качестве механизма, опрокидывающего платформу, используется двухконтурная гидравлическая система Penta HSPEN, поставляемая итальянским производителем.
Рама самосвального полуприцепа представляет собой лонжероны двутаврового сечения, выполненные из высокопрочной стали с использованием специального робота-манипулятора. Роботизированная сварка обеспечивает высококачественный результат. Для предотвращения поперечного смещения в процессе перевозки груза, кузов оснащён точно подобранными стабилизаторами.
Высота подвески регулируется вручную за счёт инновационной пневмосистемы Wabco EBC. Тормозная система поставляется этой же компанией. Груз при перевозке защищается плотным тентом, который, при необходимости, сворачивается на бок в рулон автоматически.
Европейские идеи для русских перевозок
«Тверьстроймаш» — это предприятие, которое специализируется на производстве прицепов и полуприцепов. Транспортная техника здесь создаётся с учётом индивидуальных пожеланий. Заказчик может настаивать на внесение любых изменений в конструкцию, если это не противоречит нормам безопасности.
Основой самосвального полуприцепа серии Tipper служит стальной полукруглый кузов half-pipe, объём которого составляет 31 м куб. Собственная масса составляет 8,8 т. Техника предназначена для перевозки сыпучих грузов. Её габариты 9,52Х2,55Х3,2 позволяют обеспечить разовую доставку 29,2 т песка или гравия, щебня или строительного мусора. Седельно-сцепное устройство тягача при нагрузке 11 т должно соответствовать 1,2-1,3 м. Полную и быструю разгрузку обеспечит 45-градусный угол подъёма одностороннего механизма. Гидроцилиндр Hyva поставляется из Голландии.
Усиленная рама, изготовленная из шведской стали OVAKO, и укреплённая ходовая часть позволяют рассчитывать на длительную безремонтную эксплуатацию вспомогательной грузовой техники. Выхлопные газы тягача входят в систему обогрева кузова, за счёт которой при перевозке груза поддерживается требуемая температура. Данная система востребована, чтобы избежать смерзание сыпучего груза, которое неизбежно возникает при перевозке в условиях низких температур. В комплектацию самосвального полуприцепа 99393T-31 входит пара противооткатных упоров и противоподкатный брус-бампер.
Обязательные правила, следуя которым процесс загрузки проходит безопасно:
- При загрузке груз должен распределяться в кузове равномерно.
- Нельзя работать без центральной балки, которая соединяет борта кузова.
- Во время погрузки нельзя находиться внутри кузова.
- Непосредственно перед погрузкой необходимо разместить тягач и самосвальный полуприцеп на одной линии. Тягач строго запрещено размещать под углом к загружаемому самосвальному полуприцепу.
Тонкости перевозки самосвальным полуприцепом
При выборе самосвального полуприцепа для перевозки сыпучих грузов стоит обратить внимание на ряд особенностей. В настоящее время перевозчики, использующие данную технику, сталкиваются с правовыми проблемами, связанными с высокими нагрузками, возникающими при транспортировке сыпучих грузов. Стандартный полуприцеп вмещает 28 кубометров песка, которые весят около 45 тонн.
Прибавив собственную массу полуприцепа и тягача (в общей сложности от 15 тонн) получится стандартная масса грузового железнодорожного вагона – 60 тонн. Важно помнить, что масса загруженного полуприцепа не должна превышать максимально разрешённую массу. Самосвальные поезда обладают худшей, по сравнению с традиционными самосвалами, проходимостью.
Чтобы снизить показатели осевых нагрузок и улучшить проходимость перевозчики стремятся использовать тягачи с колёсной формулой 6х4. Данный тип сцепки весьма тяжело подвергается управлению. Водитель должен обладать высокопрофессиональным мастерством, чтобы совершать простейшие манёвры, не говоря уже о перевозке грузов в условиях сложного рельефа.
Как устроено седельно-сцепное устройство на тягаче
Седельно-сцепное устройство используют для сцепки тягача и полуприцепа. Безопасность движения фуры зависит от прочности крепления сцепки. Водители называют седельное устройство «пятым колесом». Это устройство крепится на тягач и передаёт часть нагрузки полуприцепа на оси грузовика.
Устройство ССУ
Грузонесущая плита в ССУ имеет простую структуру и принимает на себя часть веса груза. В детали есть прорезь входа шкворня полуприцепа, для установления прочной фиксации. Совместный механизм с тягачом при поворотах будет осью излома грузовика. В нижней части плиты расположена система — сцепка-фиксация. Автоматическое соединение деталей играет роль надежного замка. Различают два вида ССУ – шкворневое и бесшкворневое (роликовое).
Конструкция
Шкворневое устройство, расположенное на грузовике, представляет собой металлический массивный круг (плита) с прорезью посередине. На полуприцепе есть шкворень. Сцепная пара фиксируется шкворнем в прорези плиты (опора) и крепится захватами.
Разъемно-сцепная система необходима для подачи усилий между конструкциями автопоезда, что делает возможным маневр поворотов полуприцепа к тягачу и вокруг оси сцепного шкворня в горизонтальном положении.
Бесшкворневое устройство отличается от шкворневой подвески конструкцией и фиксированием поворотной стойки к поворотному кулаку, которые соединены шаровыми пальцами. Этот механизм значительно уменьшает нагрузку на действующие шарниры.
Элементы ССУ
Седельно-сцепное устройство грузового автомобиля состоит из нескольких элементов. Производители предлагают ССУ в следующей комплектации:
- Разъемно-сцепное устройство. Принцип работы: при торможении и повышения скорости берет на себя нагрузку грузовика, выполняет функции поворотов. Наибольшая безопасность у элементов с одним захватом крепежа.
- Плита опоры. Плита – основа для фиксации пальца. Литая металлическая конструкция имеет нужную жесткость.
- Элементы крепежа. Деталь сцепки закрепляют на раму тягача. Элементы классифицируют на две группы: плитки монтажные и уголковые. Детали имеют разный размер.
Когда тормозные системы передают усилия тяги опорной плите, палец находится в разгрузочном состоянии от продольно действующих нагрузок. А из-за захвата детали по верхнему поясу уменьшаются изгибающие моменты на шкворень.
Разновидности
Седельно-сцепное устройство бывает: шкворневым и бесшкворневым. Данные элементы различаются конструкцией и выносливостью.
Шкворневые
Шкворневое ССУ – механизм, обеспечивающий прочную связь полуприцепа с тягачом. Все шкворневые детали имеют полуавтоматический механизм регулирования, он предотвратит самопроизвольное отцепление груза. Один из замков должен иметь ручное управление. Грузоподъемность поездов, имеющих в составе полуавтоматические устройства, равна 100 тонн. Седельные механизмы авто выдерживают нагрузку от 3 до 50 тонн. А это помогает автопоездам, таким как, марки Даф, Мерседес или Вольво перевозить многотонные грузы на дальние расстояния.
Бесшкворневые
Бесшкворневое ССУ — устройство, совмещенное с седельно-сцепным механизмом и опорным звеном. Операция расцепки-фиксации элементов автопоезда и подключение электрических и тормозных магистралей делается автоматически. Кнопка, приводящая в действие автопоезд, находится в салоне водителя. Такие механизмы монтируются в агрегаты, выполняющие грузоперевозки по городу на небольших расстояниях со сменой нескольких полуприцепов в день. Масса автопоезда, имеющего в технической конструкции автоматически работающий цепляющий элемент, составляет не более 25 т. Автомобиль же перевозит груз весом более 1-2 тонны.
Этап фиксации шкворня в полуприцеп производят в следующем порядке: задним ходом, по траектории подгоняют тягач к полуприцепу. Перекатываясь, колесики, направляют прицеп к тягачу, и постепенно приподнимают полуприцеп, и катки опорного звена отходят от земли.
Обратите внимание: Когда автомобиль медленно двигается назад, шарнир опорного механизма выходит из второго крепежа (предварительно закреплен к стойкам). Во время подъема стоек опоры пружина (крепежа) растягивается. Запорные крюки присоединяются к работе направляющих роликов, в результате преобразуется движение крюков вокруг своей оси (в обратном направлении). Операция «движение» продолжается до тех пор, пока крюк не преодолеет сопротивление пружины и постепенно опустит фиксаторы вниз. Направляющие ролики плотно закрепляются крючками, создается прочный замок.
Варианты монтажа
Своевременный монтаж предотвратит быстрый износ плиты. Поэтому внешнюю поверхность запчасти покрывают пластичной смазкой. Известные бренды по производству седельных элементов Georg Fisher и Jost применяют аналогичный подход к продлению срока эксплуатации седла. Если на опоре есть антифрикционные накладки из полимера, то их периодически заменяют на новые. Это гарантирует бесперебойное использование седла в течение 20 лет.
Важно! Чтобы избежать динамических нагрузок, в ССУ между опорной плитой и кронштейнами мастера ставят резиновые подкладки, препятствующие механическим повреждениям при нагрузках. По мере износа материал меняется на новый.
Чтобы установить седельно-сцепное устройство, необходимо переместить устройство при помощи гидравлического или механического привода. Регулирование проводится из салона водителя. Затем устройство фиксируется сцепным механизмом.
В соответствии распоряжения 94/20 ЕС ССУ фиксируют по следующим правилам. На монтажную плиту необходимо закрепить не меньше 8 винтов М 16 с классом прочности – 8.8, которые должны плотно примыкать к поперечному и продольному валу ССУ. Рекомендуется пользоваться фиксирующими наборами компании JOST. При монтаже опорные стойки должны опираться на плиту. Для волнистых монтажных плит наряду с прилеганием в зоне резьбового соединения требуется опора в средней зоне.
Рекомендуется опорные стройки фиксировать в продольном или поперечном положении, монтажную плиту – только в продольном, предварительно приваренными упорными металлическими листами. При этом нужно использовать метод сварки, указанный изготовителем монтажной плиты или транспортного средства. ССУ, не имеющее в конструкции фланца, крепят корончатой гайкой со шплинтом, а устройство с фланцем — фиксируют к опорному листу заклепками.
От использования монтажной плиты можно отказаться, если гарантируется, что моменты затяжки болтов правильны, и фрикционное соединение безупречно. Поэтому крепеж болтов нужно выполнять так, чтобы предписанные моменты затяжки или силы предварительного натяжения можно было обеспечить надолго. В области зажима болтов толщина слоя лакокрасочного покрытия должна составлять не более 120 мкм на деталь. Болтовые соединения следует защищать от саморазвинчивания.
Самостоятельная диагностика
Чтобы не тратиться на СТО, можно провести проверку состояния на рабочем месте. Для чего потребуется:
- Расцепить автопоезд. Закрепить колеса прицепа противооткатными опорами. Во время расцепления нужно обратить внимание на портативное управление опорных стоек, на состояние механизма, который препятствует касанию полуприцепа земли.
- Визуально проверить детали сцепления полуприцепа грузового автомобиля на отсутствие повреждений.
- Осмотреть дышло, и шарниры в месте фиксации рамы полуприцепа.
- Сцепное оборудование должно во время работы двигаться легко, без пауз. Устройство закрепить, опору дышла поставить в нерабочий режим, затем провести контроль на прочность крепежа в данном положении.
Техническое обслуживание седла
Контроль состояния «пятого колеса» проводится минимум 2- 3 раза в месяц. Частый осмотр продлит эксплуатационные свойства ССУ. Поэтому рекомендуют:
- Оценить надежность пружин крепления захватов к запорному кулаку.
- Периодически плиту нужно обрабатывать маслом.
Надо ли регулировать
Регулировка седла на тягаче – одно из условий поддержания работоспособности механизма. Во время перевозок седло быстро изнашивается. Правильную работу плиты определить визуально невозможно, поэтому нужно знать некоторые причины и перечень частых поломок узлов грузовика. Характерный признак для проведения регулировки – появление стука при остановке и движения автопоезда.
Обратите внимание: Регулировка проходит быстро: нужно снять седло и при необходимости поменять резинки и втулки; тщательно промыть почистить место клина от грязи и засохшего масла.
Устранение зазоров
Вертикальные силовые опоры тягача не всегда под воздействием на каркас большого давления груза подвержены прогибам. Во время поворотов на седло идет большое давление, в перпендикулярном направлении, что сильно травмирует верхнюю часть плиты, на поверхности которой образуются небольшие зазоры. В процессе эксплуатации быстро изнашивается сцепной шкворень. Эта деталь требует отдельного ремонта у специалистов.
Зазоры седла марки York и Jost устраняются после поджимания клинов запора к шкворню. Манипуляции по удалению просветов проводят при помощи винтового управления или автоматической металлической пружиной.
Управление сцепкой
Производители предлагают несколько вариантов автоматизации сцепки-расцепки для обеспечения функций пневматической системы и датчиков.
Например, Georg Fisher – сенсорная система, которая обеспечивает безопасность. Процесс регулируют 2 датчика, которые следят за прочностью крепежа. Возникновение неполадок отображается при помощи сигналов, передающихся в автосалон машиниста, на панели авто загорается лампочка. Водитель может сам следить и регулировать состояние крепежа, ориентируясь по боковым зеркалам.
Высота седла у тягачей, положение замка, состояние сцепки – все операции регулируются датчиками, которые расположены в салоне.
Как продлить срок службы ССУ
Нет водителей, которые бы не мечтали исключить из профессиональных будней проведение капитального ремонта. Для продления срока эксплуатации и машины, и ССУ рекомендуют ежедневно соблюдать правила:
- Перед движением после сцепления в прицеп удостовериться в плотной фиксации шкворня.
- На поверхности седла перед сцеплением всегда должна быть смазка.
- Покупать качественные смазочные вещества.
- Один раз в 5 дней нужно проводить профилактику: отсоединить прицеп, почистить и смазать плитку, палец и системы запора. Использовать в обработке только густые, вязкие смазки.
- Периодически нужно контролировать состояние механизмов и узлов (искать коррозии, вмятины и трещины); болты должны быть прочно натянуты.
- Опорная часть седла очищается от старой смазки минимум раз в год.
Своевременное техническое обслуживание ССУ — основной фактор, продлевающий срок эксплуатации, как самой детали, так и автопоезда.
Как прицепить полуприцеп к тягачу видео
Полуприцеп – одна из вариаций грузового прицепа, передней своей частью опираемая на тягач. Для соединения используется специальная платформа, а сама процедура хоть и не отличается особой сложностью, но имеет ряд нюансов, следование которым является обязательным. При их игнорировании возможно возникновение разного рода неприятных и форс-мажорных ситуаций на дороге. О том, как зацепить полуприцеп правильно и что следует учитывать при этом, мы и поговорим с вами сегодня.
Порядок сцепки и особенности процедуры
В первую очередь следует удостовериться в том, что грузовые автозапчасти для сцепки исправны, как на полуприцепе, так и непосредственно на самом тягаче. На них также должны отсутствовать какие бы то ни было посторонние предметы. Полуприцеп следует надёжно застопорить посредством стояночного тормоза, а его накатная плита должна по высоте быть чуть ниже той, которую имеет седельная плита на тягаче. Проводку и соединительные шланги желательно подвесить к тягачу – так они нисколько не будут мешать проведению сцепки.
Сама же процедура проводится в такой очерёдности:
- Предохранитель саморасцепки отводят в сторону и выставляют переключатель, отвечающий за расцепку в переднюю крайнюю позицию;
- Тягач подают задним ходом до входа шкворня в замковое соединение на седельном механизме до самого упора. Сцепка в такой ситуации проходит в авторежиме, при этом управляющий рычаг переходит в крайнюю позицию без участия водителя;
- Тягач застопаривают посредством стояночного тормоза;
- Убеждаются, что отвечающий за саморасцепку предохранитель пребывает в рабочей позиции – он полностью перекрывает шток, а обеспечивающий сцепку рычаг перешёл в заднюю крайнюю позицию;
- Приподнимают опорный механизм вплоть до упора вверх и надёжно его фиксируют.
Если грузовой компонент обладает однопроводным тормозным комплексом, открывают крышку на соединительном блоке и отсоединяют шланг, переводя кран в позицию, параллельную оси. Сама кран выставлен в режим «Заторможено».
Если имеет место комбинированная система торможения, открывают крышки на нескольких соединительных блоках и отключают последовательно все шланги, после чего соединяют головки исходя из цветных обозначений. Кран выставляют параллельно оси и снимают полуприцеп со стояночного тормоза.
Как видите, никаких особых проблем со сцепкой нет. Главное, чтобы запчасти для полуприцепов пребывали в исправном состоянии и не имели даже незначительных дефектов. Если сцепка проведена верно, проблем с обратным разъединением элементов системы не будет. Для этого следует затормозить тягач, опустить опорный механизм до требуемого уровня и перекрыть краны, выставив рукояти перпендикулярно осям. Рассоединяют головки и соединяют кронштейны, отключая оборудование и слегка подавая тягач вперёд – расцепка пройдёт автоматически. Вот и всё, ничего сложного, важно лишь соблюдать верную очередность действий.
Надёжная сцепка гарантирует целостность грузов и безопасность при движении. Существуют службы, для которых грузоперевозки являются ежедневной работой. Задача их сотрудников контролировать экспедицию строительных материалов, сырья, топлива, продуктов. От того, насколько слажено действуют перевозчики, зависит бесперебойная работа целых предприятий. При этом не нужно быть профессионалом, чтобы знать, что сцепка тягача с полуприцепом повышает эффективность машины. Данная процедура должна осуществляться правильно и неважно, готовится авто к дальнему следованию или планируется его эксплуатация внутри города.
Для пользователей грузовиков разработан свод правил, инструктирующих, как зацеплять прицеп на тягач и отцеплять его. Следовать им, значит, надолго сохранить машину в рабочем состоянии, сберечь грузы, избежать чрезвычайных происшествий на дороге. Особую скрупулёзность должны проявлять компании, у которых тягачи иномарки с полуприцепом, сцепка которых может вызвать определённые сложности. Это связано с тем, что механическая составляющая машин, изготовленных за рубежом, иногда отличается от российских некоторыми нюансами. Эти особенности перед сцепкой и последующей расцепкой обязательно следует изучить.
Общие указания
Перед тем как осуществить сцепку, необходимо убедиться в исправности всех механизмов транспортных средств. Особое внимание следует обратить на состояние седельного устройства тягача. В исправном виде должен пребывать не только этот узел, но и элементы, посредством которых осуществляется крепление. Обязательное условие сцепки – контроль состояния седельной плиты. Она должна быть чистой, без посторонних предметов.
Сцепка разрешается, только если полуприцеп в надёжном приторможенном состоянии. Достигается оно путём применения стояночных тормозов. Хорошей подстраховкой служит опорное устройство. Полуприцеп на нём должен располагаться так, чтобы его накатная плита находилась ниже, чем плита седельного устройства. Обязательно нужно следить за положением соединительных шлангов и электрических проводов. Они могут в процессе работы по сцепке создать аварийную ситуацию. В целях воспрепятствования этому и соблюдения правил техники безопасности их подвешивают на тягач.
Порядок проведения сцепки
Существует специальный алгоритм, изучив который вы будете знать, как правильно зацепить полуприцеп. Он включает такие операции:
- Установка рычага, управляющего расцепкой, в крайнее переднее положение. Предохранитель саморасцепки отводится в сторону.
- Осуществляется движение тягача назад на малой скорости. Таким образом обеспечивается полное вхождение шкворня полуприцепа в седельное устройство.
- Торможение.
- Проверка рычага сцепки. Его правильное положение – заднее крайнее. В то же время механизм, предохраняющий от саморасцепки, в рабочем состоянии должен перекрывать шток.
- Поднятие опорного устройства полуприцепа в крайнее верхнее положение.
В момент совершения операции по сцепке важно обратить внимание на некоторые технологические нюансы. Например, если полуприцеп снабжён однопроводной системой привода тормозов, то при проведении сцепки отсоединяются шланг и соединительная головка чёрного цвета от кронштейна, расположенного на колесодержателе. Затем головки в нужном порядке соединяются, а на тягаче в зоне основания присоединительного шланга открывается разобщительный кран.
Рукоятка устанавливается параллельно оси. Убедитесь, чтобы кран растормаживания, находящийся на воздухораспределителе полуприцепа, был заторможен. Данное состояние отображает кнопка в крайнем утопленном положении.
Если же используемый полуприцеп оснащён двухпроводной системой тормозов или комбинированной (объединяющей одно- и двухпроводную), в сцепке задействуются соединительные головки типа «Палм» красного и голубого цвета. Далее операция совершается по алгоритму, схожему для однопроводной системы.
После того как удалось надёжно зацепить полу прицеп, он готов к движению. В таком состоянии можно отпускать стояночный тормоз.
Возможные неисправности и рекомендации по их недопущению
Важно не только знать механизм, как зацепить тягач к полуприцепу, но и проблемы, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации машин. Их провоцируют:
- износ тормозных колодок или пружин;
- слабый зазор между колодкой и барабаном;
- плохая герметичность соединений в тормозной системе;
- заклинивание разжимного кулака и прочее.
Избежать проблем сцепки просто. Достаточно своевременно проводить осмотр всех узлов тягача и полуприцепа, а тут мелочей нет. Перед сцепкой следует проводить ревизию и регулирование подшипников ступицы колёс, дотягиваются до нужного состояния гайки крепления.
Большое внимание уделяйте синхронизации тормозных систем обеих машин. Особенно это важно, если тягач иномарка. Во избежание повреждения машин тщательно следите за углом изгиба при сцепке. Если полуприцеп новый, его эксплуатации обязательно должна предшествовать обкатка. Данная процедура обеспечит приработку отдельных деталей и узлов, играющих ключевую роль в сцепке.
Порядок расцепки
Если проводится сцепка, то неизменно последует и обратный процесс. Знания, как правильно отцепить полуприцеп, не повредив ни его, ни тягача, не менее важны. Последовательность операций, осуществляемых при расцепке транспортных средств:
- Торможение.
- Расцепка подразумевает максимальный упор опорного устройства полуприцепа в дорогу.
- Выключение разобщительных кранов, работающих на пневмосистеме тягача.
- Разъединение соединительных головок с последующим присоединением к кронштейну колесодержателя. По завершении работы они закрываются защитными крышками.
- Во время расцепки проводится отсоединение вилки, через которую питается электрооборудования прицепа, из штепсельной розетки на тягаче.
- Отведение предохранителя саморасцепки. При этом рычаг, управляющий расцепкой, переводится в крайнее переднее положение.
Завершающим этапом является выезд тягача на очень маленькой скорости по направлению вперёд. Это обеспечивает окончательную расцепку двух машин.
Как отцепить и прицепить полуприцеп,чтобы не наломать дров!
Как отцепить полуприцеп? Первое: красную кнопку (ручник) п/прицепа на себя!
Подробно — как отцепить и зацепить полуприцеп,"без воды".(№31).
Как отцепить полуприцеп от тягача))) ВСТУПАЕМ В РЯДЫ ДАЛЬНОБОЯ)))
как правильно отцепить полуприцеп
Зацепили ППЦ НЕФАЗ 96742-06 за тягач КАМАЗ 53504-46
КАК ЗАЦЕПИТЬ ПРИЦЕП. ДАЛЬНОБОЙ В ДЕТАЛЯХ
Как КАМАЗ на дороге полуприцеп потерял
Сцепка тягача и полуприцепа
Как отцепить полуприцеп? Первое: красную кнопку (ручник) п/прицепа на себя!
Сцепные устройства тягачей. Виды, устройство сцепных устройств
Кинематическое и силовое взаимодействие транспортных звеньев прицепного автопоезда осуществляется тягово-сцепным устройством (рис. 1).
Тягово-сцепные устройства (ТСУ) автомобиля-тягача состоят из разъемно-сцепного механизма, амортизационно-поглощающего элемента и деталей крепления.
По конструкции разъемно-сцепного механизма тягово-сцепные устройства делятся на:
- крюковые (пара крюк–петля),
- шкворневые (пара шкворень–петля),
- шаровые (пара шар–петля).
В амортизационно-поглощающем элементе применяются витые цилиндрические пружины, резиновые элементы и кольцевые пружины.
Наибольшее распространение на прицепных автопоездах получили крюковое и шкворневое тягово-сцепное устройство.
Рисунок 1 – Тягово-сцепные устройства автомобиля-тягача: 1 – ловитель; 2 – корпус исполнительного механизма; 3 – фиксирующий рычаг; 4 – крышка шкворня; 5 – крышка корпуса механизма; 6 – пружина; 7 – рама; 8 – ручка привода; 9 – шкворень; 10 – седло шкворня; 11 – контргайка; 12 – корпус предохранителя; 13 – предохранитель саморасцепки; 14 – колпак гайки крюка буксирного прибора; 15 – гайка; 16 – корпус буксирного прибора; 17– буфер буксирного прибора; 18 – крышка буксирного прибора; 19 – собачка защелки крюка; 20 – защелка; 21 – крюк
Крюковое ТСУ автомобиля КамАЗ-5320 (рис. 2) состоит из крюка 2, стержень которого проходит через отверстия в задней поперечине рамы, имеющей дополнительный усилитель. Стержень вставлен в массивный цилиндрический корпус 15, закрытый с одной стороны защитным колпаком 12, с другой – крышкой корпуса 16. Резиновый упругий элемент (буфер) 9, смягчающий ударные нагрузки при трогании автомобиля с прицепом с места и при движении по неровной дороге, расположен между двумя шайбами 13 и 14. Предварительное сжатие резинового буфера 9 обеспечивается гайкой 10. На оси 3, проходящей через крюк, установлена защелка 6, застопоренная собачкой 4, которая не дает возможности сцепной петле прицепа выйти из зацепления с крюком.
Рисунок 2 – Крюковое тягово-сцепное устройство: 1 – масленка; 2 –крюк; 3 – ось защелки крюка; 4 – собачка защелки; 5 – ось собачки; 6 – защелка; 7 – гайка; 8 – цепочка шплинта; 9 – упругий элемент; 10 – гайка крюка; 11 – шплинт; 12 – защитный кожух; 13, 14 – шайбы; 15 – корпус; 16 – крышка корпуса
Для того, чтобы сцепить тягач с прицепом нужно:
- затормозить прицеп стояночной тормозной системой;
- открыть защелку буксирного крюка;
- установить дышло прицепа так, чтобы сцепная петля находилась на уровне буксирного крюка автомобиля;
- осторожно подать автомобиль назад до упора буксирного крюка в сцепную петлю прицепа;
- накинуть сцепную петлю на буксирный крюк, закрыть защелку и зафиксировать её собачкой;
- вставить штепсельную вилку прицепа в розетку автомобиля;
- соединить головки шлангов пневмосистемы прицепа с соответствующими головками пневмосистемы автомобиля;
- соединить прицеп с автомобилем страховочным тросом или цепью;
- открыть разобщительные краны пневмопривода тормозных систем прицепа, установленные на автомобиле (однопроводной или двухпроводной схемы);
- растормозить прицеп стояночной тормозной системой.
Шкворневое тягово-сцепное устройство отличается от крюкового ТСУ конструкцией разъемно-сцепного механизма.
Разъемно-сцепной механизм шкворневого ТСУ (рис. 3) состоит из вилки 17 («ловителя»), шкворня 14 и затвора. Затвор, размещенный в корпусе, состоит из рукоятки 13 , оси, поводка 12 и нагрузочной пружины 16. Вилка соединена со стержнем 5 посредством оси 10, что обеспечивает необходимую гибкость автопоезда в вертикальной плоскости. В свободном состоянии разъемно-сцепной механизм удерживается резиновым буфером 11 и пружинной планкой 9.
Рисунок 3 – Шворневое тягово-сцепное устройство: 1 – гайка; 2 – направляющая втулка; 3, 7 – фланцы; 4 – резиновый элемент; 5 – стержень; 6 – корпус; 8 – крышка; 9 – пружина; 10 – ось стержня; 11 – буфер; 12 – поводок; 13 – рукоятка;14 – шкворень; 15 – направляющая петля; 16, 18 – пружины; 17 – вилка; 19 – предохранитель
Перед сцепкой тягача с прицепом «взводят» затвор рукояткой 13, при этом шкворень 14 удерживается поводком 12 в верхнем положении. Пружина 16 сжата. Нижний конусный конец шкворня 14 частично выступает из верхней планки 17 вилки. Сцепная петля прицепа входит в направляющую 15 вилки, при этом затвор спускается. Поводок 12 освобождает шкворень 14, который под действием силы тяжести и пружины 16 движется вниз, производя сцепку. Выпадение шкворня 14 из сцепного отверстия предотвращается предохранителем 19. При сцепке сцепная петля входит в вилку ТСУ и давит на нижнюю конусную часть шкворня 14, что способствует его подъему на небольшое расстояние и освобождению собачки (поводка) 12 затвора от штифта шкворня.
Кинематическое и силовое взаимодействие транспортных звеньев седельного автопоезда обеспечивается седельно-сцепным устройством (рис. 4).
Рисунок 4 – Седельно-сцепное устройство седельного тягача: 1 – рама автомобиля; 2 – поперечина седельного устройства; 3 – кронштейн седельного устройства; 4 – пластина стопора; 5 – масленка; 6 – боковые проушины седла; 7 – опора седельного устройства; 8 – склиз седельного устройства; 9 – левая губка; 10 – опорная поверхность плиты седельного устройства; 11 – палец губки; 12 – шплинт; 13 – масленка; 14 – шпилька крепления рукоятки; 15 – ось предохранительной планки; 16 – предохранитель саморасцепки сцепного механизма; 17 – пружина собачки запорного кулака; 18 – ось собачки запорного кулака; 19 – пружина запорного кулака; 20 – собачка запорного кулака; 21 – запорный кулак; 22 – ось запорного кулака; 23 – рукоятка замка захвата; 24 – правая губка; 25 – шарнир; 26 – кронштейн; 27 – наружная втулка; 28 – внутренняя втулка; 29 – ось шарнира
Седельно-сцепное устройство служит для соединения и разъединения седельного тягача с полуприцепом, а также для передачи значительной вертикальной нагрузки от полуприцепа на автомобиль и тягового усилия от тягача на полуприцеп.
Устройство обеспечивает полуавтоматическую сцепку и расцепку тягача с полуприцепом. Полуприцеп оснащен опорной плитой со сцепным шкворнем (рис. 5). Диаметр рабочей поверхности шкворня стандартизован и равен 50,8±0,1 мм.
Рисунок 5 – Шкворень полуприцепа для сцепки с седельносцепным устройством тягача
Седельно-сцепное устройство (рис. 4) монтируется на раме седельного тягача с помощью двух кронштейнов 3, соединенных поперечиной 2. В кронштейнах 3 выполнены проушины, в которых устанавливается седло посредством двух шарниров 25. Седло представляет собой опорную плиту 10 с двумя боковыми проушинами 6.
Боковые проушины 6 седла жестко соединены с осями 29 шарниров 25, которые обеспечивают некоторый наклон седла в продольной плоскости. Оси 29 свободно вращаются в резинометаллических втулках 27 и 28. Такое решение обеспечивает некоторый продольный наклон полуприцепа при движении, а также небольшой поперечный наклон (до 3º), и тем самым позволяет снизить динамические нагрузки, передаваемые полуприцепом на раму тягача. Оси 29 предохраняются от осевого перемещения стопорными пластинами 4. В оси установлена масленка 5 и выполнен канал для подвода смазки к резинометаллическим втулкам 27.
Под опорной плитой 10 седла размещен сцепной механизм. Он состоит из двух захватов 9 и 24 («губок»), запорного кулака 21 со штоком и пружиной 19, защелки с пружиной 17, рычага управления расцепкой 23 и предохранителя 16 саморасцепки. Захваты 9 и 24 установлены в опорной плите 10 посредством пальцев 11 и таким образом могут поворачиваться вокруг них, принимая два крайних положения (открытое или закрытое). Запорный кулак 21 также имеет два крайних положения: заднее – захваты закрыты, переднее – захваты открыты. Пружина 19 штока противодействует перемещению кулака 21 в переднее положение. Шток запорного кулака 21 упирается в планку предохранителя 16 саморасцепки. Таким образом обеспечивается невозможность саморасцепки автопоезда.
Планка предохранителя 16 установлена на оси 15 с возможностью её поворота для фиксации или освобождения штока.
Перед сцепкой тягача с прицепом планку предохранителя саморасцепки устанавливают в положение «разблокировано», что приводит к освобождению штока запорного кулака.
Для осуществления сцепки тягача с полуприцепом поверачивают рычаг управления расцепкой вперед по ходу движения автомобиля. При этом запорный кулак зафиксируется защелкой в крайнем переднем положении. Водитель подает тягач задним ходом таким образом, чтобы шкворень полуприцепа зашел между скошенными концами седла и далее между захватами. Поскольку кулак зафиксирован защелкой во взведенном положении, то при введении шкворня в зев захватов последние раскрываются.
Кулак освобождается от фиксации защелкой, упирается в затылочную часть захватов и удерживает их в раскрытом состоянии. При дальнейшем движении тягача назад шкворень воздействует на захваты таким образом, что они закрываются, а кулак под действием пружины входит в угловые пазы захватов и занимает крайнее заднее положение, благодаря чему обеспечивается их надежное запирание. После того, как произошла сцепка, необходимо зафиксировать шток кулака путем поворота планки предохранителя саморасцепки в положение «заблокировано».
Чтобы начать движение с полуприцепом, водитель обязан: поднять катки (или цилиндры) опорного устройства полуприцепа; соединить головки пневматических систем тягача и полуприцепа; соединить электрические провода; растормозить стояночную тормозную систему полуприцепа
Перед расцепкой автопоезда водитель затормаживает полуприцеп стояночной тормозной системой, опускает катки (или цилиндры) опорного устройства, разъединяет соединительные головки пневмосистемы и розетки электрических проводов.
Для осуществления расцепки необходимо вновь повернуть планку предохранителя и рычаг управления расцепкой, после чего на первой передаче плавно подать тягач вперед. Поскольку кулак переместится в переднее положение и будет зафиксирован защелкой, то шкворень полуприцепа свободно выйдет из раскрывающихся захватов.
Для увеличения грузовместимости автопоезда применяются укороченные телескопические сцепные устройства, принцип действия которых основан на уменьшении расстояния между тягачом и прицепом при прямолинейном движении и увеличении его при прохождении поворота и маневрировании.
Повышение грузоподъемности автопоездов связано с увеличением числа осей и их габаритной длины. Однако это приводит к ухудшению маневренности автопоезда и ускоренному изнашиванию шин.
Применение осей с самоустанавливающимися колесами и самоустанавливающихся осей уменьшает эти недостатки. Они просты по конструкции, требуют небольших затрат на изготовление и техническое обслуживание.
В двух- и трехосных полуприцепах поворот задней оси осуществляется под действием на ее колеса боковых составляющих реакций дороги при повороте.
Поворотные оси повышают погрузочную высоту и центр тяжести полуприцепа. Поэтому большее распространение получили оси с самоустанавливающимися колесами.