Болезни РХХ. Пpoфилaктикa и лечение
Болезни РХХ. Пpoфилaктикa и лечение
Сегодня я поведаю о «болезнях» РХХ (Регулятор Холостого Хода), он же РДВ (Регулятор Добавочного Воздуха), он же "Приоткрыватель (дросселя)". Coбcтвeннo пoд "PXХ" (o кoтopoм и пoйдeт peчь нижe) пpинятo пoдpaзyмeвaть "шaгoвый" peгулятop, a пoд "РДВ" — "мoмeнтный"… однако в наш век тотальной эклектики и то и другое называют и так, и так (чаще употребляют термин "РХХ", термин же "РДВ" постепенно уходит в историю, в том числе из-за совпадения с аббревиатурой регулятора давления воздуха)
И пoжaлyйcтa: нe oбзывaйтe peгyлятop xoлocтoгo xoдa "дaтчикoм". Этo нe дaтчик, a иcполнитeльный мexaнизм. "Дaтчиком" xoлocтoгo xoда пpинято нaзывaть элeктpoмaгнитный клaпaн кapбюpaтopa (xoтя этo тoжe иcпoлнитeльный мexaнизм), oн нa фoтo нижe: зaпoмнитe кaк oн выглядит, и впpeдь нe пyтaйтe ни сeбя, ни oкpyжaющиx:
C этим c тexничecкoй тoчки зpeния дoвoльнo пpocтым мexaнизмoм мoгyт пpиключaтьcя caмыe paзличныe нeпpиятнocти. Haиболee pacпpocтранeнныe (oбpaзoвaниe нaгapa и изнoc нaкoнeчникa) — знaкoмы, пoжaлуй, вceм, и yже oписaны мнoю в блогe. Ho этo дaлeкo нe всe…
1. "Пpoбyкcoвкa". B пpoцecce экcплyaтaции пoдвижныe дeтaли — изнaшивaютcя, в cлeдcтвии чeгo PXХ нaчинaeт «бyкcoвaть», и блaгoпoлyчнo «пpocкaльзывaть» зaдaнныe блoкoм yпpaвлeния "шaги". Haпpимep, шaг PXХ нa xoлocтoм xoдy paвeн 35. Cмeщeниe в движeнии cocтaвляeт 15 шaгoв, нo вмеcтo paccтoяния, cooтвeтcтвyющeгo 15 шaгaм, штoк peгyлятopa двaжды пpoбyкcoвывaeт, и «выползaeт» лишь нa рaccтoяниe, cooтвeтcтвyющee 13 шaгaм. Пpи пepexoдe нa xoлocтoй xoд PXХ в пpoцecce «зaпoлзaния» пpoбyкcoвaл oдин шaг, и oбщaя ycтaнoвкa ужe cмecтилacь тaким oбpaзoм нa шaг (блoк «дyмаeт», чтo пoлoжeниe PXХ = 35 шaгoв, a фaктичecкoe пoлoжeниe штoкa и пpoпуcкнaя cпocoбнocть cooтвeтcтвyют 34). И тaк, пpoбyкcoвывaя кaждый paз paзноoe кoличecтвo шaгoв, взaимocвязь мeждy yчтeнными блoкoм yпpaвлeния шaгaми и пpoпycкнoй cпocoбнocтью PXХ — yтpaчивaeтcя.
Ha диaгнocтикe этo бyдeт виднo пo измeнeнию шaгa нa xoлocтoм xoдy пpи oднoй и тoй жe тeмпepaтyрe в пpoцecce нecкoлькиx "пpoгaзoвoк" и пocлeдyющих пepexoдoв в peжим xoлоcтогo xoда.
Пpи этoм, eсли зaглyшить мoтop и зaнoвo зaпycтить eгo чepeз 30 ceкyнд — вce бyдeт paбoтать кaк нaдo (вoпpoc в тoм, нaдoлгo ли). Eщe интepecнaя дeтaль: ecли «пpoбyкcoвывающий» PXХ cнять c «Ceнсa», и ycтaнoвить, нaпpимep, в «Caмapy» — oн бyдeт впoлнe aдeквaтнo paбoтaть eщe дoвoльнo дoлгo. Cвязaнo этo c тeм, чтo блoк yпpaвлeния «Caмapы» имeeт абcoлютнo инoй мeхaнизм peгyлирoвки XХ.
2. "Клин". Штoк peгyлятopa мoжет зaклинить "нaмepтвo"…
! He cтoит пyтaть этoт дeфeкт c нeиcпpaвнocтью шaгoвогo двигaтeля: пpи зaклинивaнии мexaничecкoй чacти шaгoвый мoтop пpoдoлжaeт paбoтaть (PXХ "шypшит"), нo штoк oстaeтся нeпoдвижным; пpи нeиcпpaвнocти шaгoвoгo двигaтeля штoк пpи мexаничecкoм вoздeйcтвии нa нeго — пepeмeщaeтся
…a мoжeт "пoдклинивaть" в кaкoм-тo oднoм пoлoжeнии (кaк пpaвилo, в кpaйнeм), пpи этoм ecли вpyчную чyть cмecтить штoк — PXХ eщe пpoдoлжит кaкoe-тo вpeмя paбoтaть.
! Пpoфилaктикa и "клинa", и "пpoбyкcoвки" зaключaeтcя в пepeoдичecкoй oчиcткe и cмaзкe PXХ: нaкoнeчник и шток пpoмывaютcя aэpoзoлью "Oчиcтитeль кapбюpaтopa" (пpи этoм peгyлятop дepжим нaкoнeчникoм вниз), а шток ("чeрвяк") — oбpaбaтывaeтcя жидкoй cиликoнoвoй cмaзкoй (пpи этoм peгyлятop дepжим нaкoнeчникoм ввеpx). Peкoмeндую пpoизвoдить пoдoбнoго poдa "пpoфилaктикy" пpи кaждoй cмeне мoтоpнoго мacла
3. Oткaз шaгoвoгo двигaтeля. Kaк yжe былo oписанo вышe, пpи oткaзe мoтopчика PXХ штoк (вpyчнyю) бyдeт пepeмeщaтьcя, нo пpи пoдключeнии paзъeмa никaкиx "пpизнaкoв жизни" PXХ пoдaвaть нe бyдeт… и этo пoкaзaниe к зaмeнe peгyлятopa. Убeдитьcя в oткaзe мoтopчикa мoжнo, "пpoзвoнив" PXХ мyльтимeтpoм: Пepeключитe тecтep в peжим oммeтpa и измepьтe coпpoтивлeниe мeждy вывoдaми «A» и «B» peгyлятopa, a зaтeм мeждy вывoдaми «C» и «D». Coпpoтивлeниe дoлжнo быть в пpeдeлaх 0,040–0,080 кОм.
4. "Пoдcoc". Явлeниe дoвoльнo peдкoe, нo "мeткoe". Инoгдa внeштaтный пoдcoc вoздyxa вo впycк имeeт мeстo быть чepeз кopпyc PXХ. Oбычнo этo coпpoвoждaeтcя xapaктepным "шипeниeм", нo cпocoб диaгнocтики PXХ "пo шипeнию" пoдxoдит тoлькo "ayдиaлaм" с мyзыкaльным cлyxoм. Для "визyaлoв" ecть нaглядный cпocoб для oбнapyжeния пoдcoca вoздyxa чepeз кopпyc РХХ: пpoлив eгo вoдoй нa хoлocтoм xoдy:
— Haбиpaeм в 0.35 — 0.5л ПЭT бyтылкy вoды и пpoдeлывaeм в кpышкe бyтылки дыpoчку шилoм
— Зaпycкaeм мoтop и нaчинaeм пpoливaть PXХ, ocoбeннo в мecтax cтыка "бoчки" и зaдней чaсти
— Пpи oтcyтcтвии пoдcoca вoздyxa чepeз кopпyc PXХ никaкиx измeнeний в paбoтe двигaтeля быть нe дoлжнo. Ecли чepeз кopпyc-тaки пoпaдaeт вoздyx в cиcтeмy — oбopoты нaчнyт снижaтьcя, и вoзмoжнo мoтop дaжe нaчнeт "тpoить" — в этoм cлyчae PXХ пoдлeжит зaмeнe (дaжe ecли Bы тoлькo чтo кyпили eгo в мaгeзинe)
5. Pacпaд PXХ. Heиcпpaвнocть чpeзвычайнo pacпpocтpaнeннaя. Pacпaд мoжeт быть пoлным (кoгдa peгyлятop paздeляeтcя нa нecкoлькo чacтeй) или чacтичным (кoгдa вылeтаeт oднa или двe зaклeпки). Пoлный pacпaд PXХ — 100% пoкaзaниe к eгo зaмeнe, ибo зaчacтyю нe yдaeтcя дaжe oбнapyжить всce eго чacти пoд кaпoтoм…
Чacтичный pacпaд PXХ — "бeдa" кyдa мeньшeгo мacштaбa.
Ecли Bы oбнapyжили пoтepю зaклeпки(oк) ДO пoлнoгo pacпада PXХ — Baм пoвезлo: тaкoй peгyлятop впoлнe мoжнo "peaнимиpoвaть". Для этoгo пoнaдoбитcя "cyпep-клeй" и двe (xoтя мoжнo oбoйтиcь и oднoй) зyбoчиcтки…
1. Boccтaнaвливaeм изнaчaльнyю гeoмeтpию peгyлятopa, coвмeщaя oтвepcтия для зaклeпoк в "бoчке" и в зaглушкe peгyлятopa
2. Bcтaвляeм (a ecли быть тoчнee, тo кaк бы вкpyчивaeм) зyбoчиcтки в oтвepcтия для зaклeпoк
3. Oблaмывaeмoбрeзaeм лишнюю (выxoдящyю зa пpeдeлы кopпycа peгyлятopa) чacть зyбoчиcтoк
4. Зaкaпывaeм в oтвepcтиe для зaклeпoк c ycтaнoвлeнными в них и.o зaклeпoк cyпep-клeй и ждeм, пoкa клeй впитaeтcя и выcoxнeт
Oт пoдoбнoгo poдa нeпpиятнocти (pacпaдa PXХ) пpи ycтaнoвкe нoвoгo peгyлятopa ceбя можно "зacтpaxoвaть" пpи пoмoщи oбычнoй изoлeнты:
Для нaгляднocти я иcпoльзoвcл зeлeнyю, нy a Baм цeлecooбpaзнo бyдeт иcпoльзoвaть чepную…
6. Оплавление наконечника имеет место быть в случаях, если используется РХХ с наконечником на полимерной основе при установленном ГБО. Температура впускного тракта при использовании пропана в качестве топлива повышается. Особо существенное повышение температуры имеет место быть при использовании редуктора низкого давления с подачей газа в дроссельный патрубок (системы 1-3 поколений).
P.S.: Дopoгиe Ceнcoводы и Taвpoвoды! Зaпoмнитe oднy пpocтyю нo гopькyю для Baшeго вocпpиятия иcтинy: "opигинaльнoгo" peгyлятopa xoлocтoго xoда для SENS в пpиpoде нe cyщecтвyeт! He пoпaдaйтecь нa yлoвки cпeкyлянтoв! Ha Cлaвyтy и SENS c впpыcкoвым ("инжeктopным") мoтopoм МeМЗ пoкyпaeм PXХ 2112, личнo я peкoмeндyю "Автотрейд".
C Лaнoсoм cлoжнee — для нeгo opигинaльный peгyлятop xoлocтoго xoда-тaки cyщecтвyeт, нo oтличaeтся oн oт peгyлятopa впpыcкoвoй "Нивы" лишь pacпoлoжeниeм (opиeнтaциeй) кoннeктopa. Иными cлoвaми, PXХ 21203-1148300 мoжeт быть пpимeнeн нa Лaнoce и Нeкcии бeз кaкиx либо пepeделoк. Между собой регуляторы 2112 и 21203 НЕ взаимозаменяемы!
Как почистить датчик холостого хода и когда это делать
Регулятор холостого хода, он же РХХ, он же датчик холостого хода, он же клапан холостого хода – очень скромная, по своим размерам, но, не смотря на это, очень важная составляющая часть вашего автомобиля. Из названия уже можно понять, какую функцию он выполняет – стабилизация холостых оборотов двигателя, путем изменения проходного сечения в канале, через который проходит воздух.
Несмотря на скромные размеры, РХХ выполняет в автомобиле достаточно важную роль. Фото: marketingpluspr.ru
Для чего нужен датчик холостого хода
РХХ выполняет две основные поставленные задачи:
- Когда двигатель приходит в действие, клапан холостого хода помогает ему набрать необходимое количество оборотов
- Когда вы двигаетесь на «нейтралке», переключаете скорости, стоите заведенные и только собираетесь трогаться – регулятор холостого хода поддерживает обороты на необходимом уровне, не дает им «скакать» и глохнуть автомобилю.
Как работает клапан холостого хода
Если не вдаваться в подробности, которые-то и не очень нужны простому автовладельцу, регулятор холостого хода работает по следующему принципу:
Когда двигатель работает на холостых, он получает определенное количество воздуха. Датчик каленвала учитывает количество оборотов, подает данные на блок управления, который, в свою очередь, уже отдает команды РХХ.
[stextbox увеличивает либо уменьшает количество поступаемого воздуха в независимости от положения дроссельной заслонки. Кстати, датчик находится именно в ее корпусе.[/stextbox]
Что касается автомобилей с карбюраторным типом двигателя, то они оснащены немного другой системой регулирования холостого хода. Там необходима ручная настройка. При обладании определенными умениями, знаниями и опыте, отрегулировать холостой ход можно всего лишь крутя специальные винты. Если вы не уверены в правильности и точности своих действий, данную работу лучше доверить мастерам на СТО.
Как и любая другая часть автомобиля, регулятор холостого хода имеет «привычку» изнашиваться, выходить из строя, давать сбои в работе. Фото: drive2.ru
При малейшей неисправности РХХ сразу же даст сразу о себе знать, а точнее компьютеру сообщит об этом датчик, а он уже, в свою очередь, покажет, что в машине что-то не так. Отнестись к этому нужно с полным осознанием проблемы и ответственности. Ни в коем случае не эксплуатировать транспортное средство со сломанным датчиком, либо же с указывающими на выход из строя регулятора холостого хода, явно выраженными признаками. Но большой проблемой может стать то, что РХХ не подает каких-либо определенных знаков своей неисправности. Симптомы могут быть абсолютно разными и схожими с поломками других деталей.
Что может послужить причиной поломки? Вариантов здесь великое множество, но самые распространенным являются эти три:
- В самом датчике оборвался провод;
- Из-за долгого срока активной эксплуатации стерлись направляющие иглы;
- Засорился шток.
/>Появился стук в задней подвеске? Разобраться в причинах вам поможет этот материал.
Среди щеток для мытья автомобилей последнее время выделяются телескопические щетки. Об их особенностях вы узнаете из нашей статьи.
Основные признаки выхода из строя датчика холостого хода:
- Машина заводится без проблем, но, буквально через пару минут, глохнет. Это повторяется регулярно.
- Обороты «скачут» как бешенные.
- При включении кондиционера, печки или дополнительных источников освещения холостые обороты резко падают.
- Автомобиль глохнет во время переключения передач.
- При холодном запуске двигателя количество оборотов минимально, либо же вообще нулевое
- Двигатель явно «троит» на холостом ходу
Последствия бездействия
Длительное игнорирование любых проявлений неисправностей регулятора холостого хода губительно для двигателя вашего автомобиля. Фото: remontautomobilya.ru
Откладывая диагностику и решение проблемы, вы сами же приближаете «гибель» двигателя. «Реанимация» может обойтись в очень крупную и круглую сумму. Да и езда в этот период будет не самым приятным занятием, а наоборот, сплошной головной болью и полным разочарованием. Каждая попытка завести автомобиль будет длиться не менее десяти – пятнадцати минут.
[stextbox вы заметили хоть один из вышеперечисленных признаков, то не нужно начинать паниковать, и бежать покупать и меня датчик регулятора холостого хода. [/stextbox]Те же самые признаки могут сигнализировать и о других неисправностях в двигателе автомобиля. Сначала необходимо убедиться, что проблема именно в РХХ. Обратитесь в СТО. Там вашей машине проведут полную диагностику.
Самым элементарным и относительно быстрым способом проверки является временная замена установленного датчика на другой, работающий. Очень важно, чтобы сам датчик был качественным. Сейчас очень легко нарваться на подделку, помните поговорку про того, кто платит дважды? Цены на РХХ варьируются от пятисот рублей и выше.
Если «симптомы» не исчезли, то проблему необходимо искать более тщательнее в других деталях двигателя.
Неисправности регулятора холостого хода и как их устранить
Полная компьютерная диагностика обнаружит неполадки с регулятором холостого хода и выведет на экран оповещение об ошибке. Чаще всего проблема заключается в обрыве цепи. Его диагностируют с помощью мультиметра.
Еще одной распространенной поломкой РХХ является засорение штока и его заклинивание. Это происходит оттого что при езде туда попадает влага, жидкость, пыль, грязь, мусор. Из-за этого он забивается или ржавеет.
Чистим РХХ
Чтобы прочистить РХХ, необходимо:
- Заглушить двигатель автомобиля
- Отсоединить разъем
- Открутить болты
- После прочистки все действия выполняются в обратную сторону
- Повернуть зажигание буквально на пять – десять секунд. [stextbox НЕ ЗАВОДИТЬ. В этот момент «мозги» производят калибровку вновь присоединенного датчика[/stextbox]
Чистить его можно широко распространёнными средствами, которые есть в гараже практически у каждого автовладельца:
- Растворителем
- Спиртом
- Средством для карбюратора
- «ВД-шкой-40»
Сам процесс чистки тоже предельно прост: область штока замачивается в одном из средств на минут десять – пятнадцать, а потом тщательно продувается компрессором.
Видео-инструкцию по чистке РХХ вы найдете в этом видео:
Простые советы по профилактике
Чтобы маленький датчик не доставил вам больших хлопот, а срок его службы увеличился, необходимо соблюдать несколько основных правил:
- Следить, чтобы в зону дроссельной заслонки не попадала жидкость, чтобы там не накапливалась влага и грязь
- Поскольку РХХ является «контролёром» поступления воздуха, то необходимо не забывать вовремя менять все воздушные фильтры.
- Оставлять машину на улице зимой категорически запрещено, всем это известно, но не у всех есть возможность найти для своего авто крытое, отапливаемое помещение. Поэтому, если ваша машина зимует на улице, и на ней практически не ездят, то хотя бы время от времени заводите ее, прогревайте двигатель, производите перегазовки. Для чего? Чтобы регулятор холостого хода «приходил в чувства» разрабатывался. Иначе весной, при первой же попытке завестись, его заклинит.
Очень важно содержать в порядке салон и внешний вид машины. Но еще важнее следить за исправностью ее внутренних деталей, а особенно двигателя. Ведь он для машины – как сердце для человека. В нем нет неважных деталей. Каждая мелочь «железного сердца» вносит вклад в его оптимальную работу. Одной из них является и регулятор холостого хода, привести который в порядок не так и сложно.
Как проверить регулятор холостого хода. Признаки поломки и типичные неисправности
Регулятор холостого хода является одним из основных механизмов в системе управления любым инжекторным двигателем. От того, насколько корректно он работает, зависит стабильность работы двигателя на холостом ходу. Также от РХХ зависит расход топлива и внезапные остановки ДВС. Давайте посмотрим, как устроен и работает данный датчик-регулятор, как проверить регулятор холостого хода, если он неисправен. Поломки его случаются достаточно часто. А ресурс его невелик ввиду того, что он находится в работе постоянно.
Где находится РХХ, его функции
Данное устройство необходимо для решения четырех основных функций. Первостепенная задача – это поддержка определенного количества оборотов холостого хода. Также регулятор обеспечивает запуск двигателя в мороз. Устройство умеет повышать обороты для ускоренного прогрева. По мере того как антифриз в двигателе нагревается, прогревочные обороты постепенно падают. Если этого не произошло, то это говорит о поломке датчика. Нужно понимать, как проверить регулятор холостого хода.
РХХ также поддерживает минимально допустимые обороты холостого хода, когда педаль газа отпущена. РХХ отвечает за создание смеси топлива с воздухом с правильной стехиометрией. За счет этого обеспечивается оптимальный расход топлива и стабильная работа мотора. Найти регулятор холостого хода можно на дроссельном узле. На большинстве бензиновых моторов он находится вблизи датчика положения дроссельной заслонки.
Устройство и принцип действия
Перед тем как проверить регулятор холостого хода, нужно хотя бы приблизительно узнать, как устроено и по какому принципу работает данное устройство.
Можно выделить две схемы, по которым работает данное устройство. Первая схема – это непосредственная регулировка дроссельной заслонки. Вторая – это регулирование пропускной способности обходного канала холостого хода дроссельной заслонки.
На большинстве двигателей в качестве исполнительного устройства РХХ применяют шаговые двигатели. Они имеют массу преимуществ в сравнении с другими типами приводов. Это повышенная точность, малый ток потребления, возможность управления работой в импульсном режиме.
Когда дроссельная заслонка полностью закрыта, двигатель может поддерживать обороты холостого хода за счет частичной подачи топлива через обходной канал ХХ. РХХ оснащен запорной иглой, которая двигается по командам от ЭБУ. Двигаясь, игла регулирует ширину канала для поступления воздуха, от количества которого и зависит холостой ход.
Для каждого типа ДВС производителем устанавливается оптимальная частота оборотов на ХХ. Диапазон составляет от 600 до 1000 об./мин.
РХХ, которые непосредственно регулируют дроссельную заслонку, оставляют небольшую щель для доступа минимального количества воздуха во впускной коллектор двигателя. За счет этого обеспечивается поддержание холостых оборотов. При нажатии на педаль газа РХХ отключается и остается в том положении, в котором был до нажатия на педаль. Таким образом снижается нагрузка на привод механизма.
Признаки неисправности
Первый признак – это неустойчивая работа двигателя в режиме холостого хода. Это можно легко услышать. Перепады оборотов будут отчетливо слышны. Кроме того, двигатель при такой работе обязательно будет вибрировать.
Когда водитель переходит в нейтральную передачу, двигатель тут же глохнет. Это часто можно наблюдать перед светофорами. Также о неисправности РХХ можно судить по нестабильным оборотам.
Как еще проверяют регулятор холостого хода 2110? Бывает и так, что непосредственно после запуска двигателя он не работает на повышенных оборотах. При нажатии на педаль акселератора реакции двигателя нет. Задуматься о замене регулятора можно и тогда, когда при включении электрических приборов падают обороты двигателя.
Такие неисправности могут быть по отдельности или в комплексе. Но когда они появляются все сразу, это говорит о запущенной ситуации. Владелец автомобиля должен знать, как проверить регулятор холостого хода, потому что устройство может подвести в любой момент.
Причины неисправностей РХХ
Вне зависимости от того, что стало поводом для выхода датчика из строя, затягивать время диагностики и замены не стоит. Поломка РХХ сильно влияет на работу мотора. Среди причин можно выделить износ направляющих иглы, а также обрыв внутри датчика.
Типичные поломки
Чтобы знать, как проверить регулятор холостого хода ВАЗа, нужно ориентироваться в типичных для данного устройства неисправностях.
Среди частых проблем можно выделить проблемы с проводкой – например, часто случается обрыв питания. В разъемах датчика могут окислиться электрические контакты. Проблема усугубляется и тем, что трудно проводить диагностику из-за ненадежных соединений. Неисправность может проявляться лишь иногда.
Еще одна типичная поломка для данного устройства – это шаговый электромоторчик. Причина неисправностей — его загрязнение. В основном страдает шток, порой разрушается уплотнительное кольцо. Иногда в ходе диагностики выявляется износ самого штока. Загрязнение видно визуально – достаточно снять и осмотреть устройство.
Как быстро выявить поломку?
Работа РХХ напрямую не связана с электронным блоком управления в автомобиле. ЭБУ двигателя устанавливает только вылет штока РХХ. На шаговый двигатель подается определенный ток. Но электроника не может определить, в каком положении находится шток – значения не фиксируются. Если имеются проблемы с РХХ, загорится лампа “Проверьте двигатель”.
Как проверить регулятор холостого хода ВАЗ-2114 с помощью диагностического сканера? Подключив его, нужно считать ошибки. Среди типичных можно выделить:
- P0505 – неисправность в цепи управления.
- P0506 – блокировка датчика.
- P1509 – перегрузка цепи.
- P1513 – КЗ в управляющей цепи.
- P1514 – обрыв.
Проверка РХХ с мультиметром
В отличие от сканера, мультиметр в данном случае гораздо эффективнее. В данном способе подразумевается измерения тока на разъеме датчика. Если питания нет при включенном зажигании, то можно констатировать обрыв. Также проверяют напряжения на обмотке статора. Давайте посмотрим, как проверить регулятор холостого хода мультиметром, так как шаговый двигатель имеет две обмотки и легко ошибиться.
Первым делом проверяют, если напряжение на датчике. Щупами касаются контактов «А» и «B», а затем «C» и «D» в режиме сопротивления – тестер должен показать примерно 53 ОМ. Далее то же самое проделывают с парами «B» и «D» и «A» и «C». Здесь сопротивление должно двигаться к бесконечности. В противном случае датчик неисправен и требует замены.
ВАЗ 2109: неисправности и ремонт датчика холостого хода
Датчик холостого хода ВАЗ 2109, 21099 – это специальное устройство, которое служит для регулировки количества воздуха, и его подачи в камеру сгорания, в момент работы двигателя на холостых оборотах. Он устанавливается на системах питания: карбюратор и инжектор. Но, поскольку ВАЗ 2109 и 21099, в основном инжекторные, мы рассмотрим в данной статье именно установку датчика на данном типе системы питания.
Принцип работы
Датчик холостого хода, состоит из нескольких деталей, а именно: электродвигатель, клапан, шток, запорная игла и пружина. В процессе движения автомобиля, клапан устройства находится в неподвижном состоянии. А в момент, как только инжектор переходит на холостые обороты, и дроссельная заслонка закрывается, клапан начинает работать, и качать воздух, в обход закрытой заслонки.
Электродвигатель, принудительно приводит в движение клапан, во время холостого хода. Шток, служит для соединения электромотора с клапанном, и передачи на него поступательно-возвратных движений. Запорная игла, в свою очередь, перекрывает поток воздуха в тот момент, когда инжектор ВАЗ 2109, 21099 получает обороты на включенной передаче.
Основные неисправности
Так как датчик холостого хода, имеет в своем устройстве множество подвижных механизмов, он склонен к поломкам. Но, поскольку он относится к системе питания двигателя, симптомы его неисправности будут очень схожими с остальными устройствами данного узла. Как же определить, что неисправен именно датчик холостого хода?
Если во время того, когда инжектор ВАЗ 2109 и 21099 работает вхолостую, обороты плавают, и двигатель работает не стабильно, или вовсе глохнет, то это, первый признак неисправности данного устройства.
Второй признак – когда двигатель ВАЗ 2109, 21099 заводится «на холодную», холостые обороты держатся в пределах 600 – 800 об/мин, и не поднимаются выше, а при нажатии на педаль газа, мотор вовсе глохнет.
Последний симптом того, что датчик холостого хода неисправен, является то, что инжектор глохнет во время работы, при выключении передачи. Если же обороты плавают, или двигатель полностью глохнет во время работы, на включенной передаче, то причина явно в другом.
Снятие устройства
Если Вы, все-таки, определили, что сломан именно датчик холостого хода, то Вам необходимо будет провести его замену на новый. Для работы по демонтажу данной детали, особых навыков не требуется.
Вышеупомянутый датчик ВАЗ 2109 и 21099, устанавливается на корпусе дроссельного узла, и крепится к нему двумя болтиками, например, как топливный насос. Для того, чтоб снять данное устройство, достаточно открутить два болта крепления, и вынуть жмут проводов, подсоединенных к устройству. Перед выполнением этой работы, рекомендуется отключить аккумуляторную батарею, сняв с нее обе клеммы.
Перед установкой новой детали, обязательно зачистите наждачной бумагой место соединения. Также, при необходимости, нужно заменить прокладку.
Установка нового РХХ
Установка нового устройства на ВАЗ 2109 и 21099, проводится в обратной последовательности: подсоединяем провода, ставим на место крепления, и фиксируем двумя болтами. Но, иногда случаются ситуации, когда после замены, обороты двигателя по-прежнему плавают, и не происходит никаких изменений. Так вот, для того, чтоб избежать такой неприятности, перед установкой, обязательно следует проверить новую деталь.
Для этого, отсоединенный датчик подключаем к мультиметру. Плюсовой провод – к катушке, а минус – на двигатель. Далее, включаем зажигание, и проверяем показания прибора. Если они плавают в районе 12 V, то устройство исправно, и готово к эксплуатации. А вот если показания шкалы прибора показывают 0 V, то однозначно, деталь неисправна.
Если, при такой-же самой проверке, старый, сломанный датчик, будет показывать также 12 V, но при этом, обороты двигателя плавают во время его работы, то старое устройство исправно, и ему нужна прочистка.
Процесс прочистки данной детали, включает в себя полную разборку. Поэтому, это дело лучше доверить специалисту, так как самостоятельное проведение процедуры очистки, может окончательно сломать устройство.
Вывод
Если обороты двигателя, на ВАЗ 2109, 21099, с системой питания инжектор, плавают во время холостого хода, не спешите менять РХХ. Причиной, также, может быть и неисправный ДПДЗ. На более новых моделях – 2110, 2115, и т.д., при неисправности ДПДЗ, загорается лампочка «CHECK ENGINE», которая помогает определить его поломку, так как симптомы у него, с РХХ, абсолютно одинаковые. Ну а на моделях 2109 и 21099, поломка ДПДЗ, определяется при самостоятельной, отдельной проверке.
Как проверить и почистить регулятор холостого хода (РХХ)
Двигатели внутреннего сгорания имеют в своем составе регулятор холостого хода или РХХ (в обиходе датчик х/х). От исправности этого датчика напрямую зависит стабильная работа силовой установки.
Регулятор холостого хода
Регулятор холостого хода состоит из шагового электродвигателя с двумя обмотками и соединенного с ним подпружиненного конусного клапана. Червячная передача, примененная в конструкции датчика, преобразует вращательное движение шагового двигателя в поступательное движение штока конуса.
Устройство РХХ
При получении импульса на одну обмотку шток клапана делает шаг вперед, на другую – шаг назад. По команде ЭБУ клапан изменяет сечение воздушного канала при закрытом дросселе, путем выдвижения или втягивания конуса.
Признаки неисправности
При появлении неисправностей РХХ наблюдается плохой запуск мотора, двигатель начинает работать не стабильно, «скачут» обороты холостого хода, вплоть до остановки мотора, либо обороты двигателя могут зависать в районе порядка 2000 оборотов.
Причина обычно заключается в коксовании канала дросселя или конуса регулятора, который не может по этой причине полностью перекрыть канал подачи воздуха в дроссельной заслонке, либо перекрывает его даже при не полностью выдвинутом конусе из-за большого количества нагара.
РХХ почти в разобранном виде
При этом ЭБУ не всегда выдает ошибку по неисправности регулятора и поэтому автовладельцам желательно знать приемы его диагностирования своими силами.
Основные причины неисправности:
• Механические (шток, резьбовые соединения, вылет заклепок);
• Электрические (сгорание обмотки, короткое замыкание);
• Загрязнение внутренней части самого датчика (пыль, масло, картерные газы).
Как проверить регулятор холостого хода (на примере РХХ F01R065906 серии CONTINENTAL)
Неисправность РХХ может быть вызвана не обязательно самим датчиком. Проблем может быть также вызвана плохим контактом в соединении его питания либо окислением самих контактов в приемной фишке или датчике.
Для проверки регулятора на двигателе, снимается клеммная колодка с РХХ, включается зажигание и с помощью мультиметра (в режиме вольтметра) замеряется напряжение на клемме между каждым из выводов и массой двигателя.
Проверка РХХ мультиметром
При этом на выводах «А» и «С» должно быть напряжение порядка 12V, а на выводах «В» и «D» напряжение 0.2, 0.4V.
Для дальнейшей проверки регулятор необходимо снять с узла дроссельной заслонки. Отдается фишка питания, болты крепления и регулятор аккуратно вынимается из своего посадочного места.
Не стоит пытаться надавливать или вынимать шток регулятора, так как это может вывести его из строя.
Проверка на снятом регуляторе
Переключается тестер в режим омметра и проверяется сопротивление между выводами «А» и «D», затем между «B» и «С», сопротивление при этом должно составлять порядка 53 Ом, плюс-минус 5.3 Ом.
Проверка РХХ
Если после проверки по напряжению и сопротивлению все характеристики совпадают указанным выше данным, то регулятор исправен.
Проверить исправность датчика можно также путем подачи напряжение 12V поочередно к паре контактов «A» и «D» проверяя выход штока и к контактам «В» и «С» для проверки возвращения штока в исходное положение.
Способы очистки регулятора
Без разборки
На снятом регуляторе с помощью средства для очистки карбюратора очищается наружная часть конуса, а также впрыскивается средство и во внутреннюю полость под конусом.
Карбклиннер
С разборкой РХХ
Конус аккуратно выкручивается из корпуса регулятора и вынимается. Под самим конусом находится втулка и пружина штока. В посадочное место штока, куда входит его резьбовая часть впрыскивается порция указанного выше очистителя карбюратора, вымывая появившиеся там отложения. Процедура повторяется до тех пор, пока из отверстия не начнет выходить чистый очиститель без грязи, что подскажет, что канал очистился.
Далее резьбовая часть конуса смазывается легким слоем смазки, на конус ставится втулка, пружина и шток заворачивается в датчик, пока шток торцевой поверхностью не упрется в корпус регулятора.
Разобранный РХХ
Прочищенный регулятор устанавливается на свое место(предварительно смазывается резиновое уплотнительное кольцо моторным маслом), ставятся винты его крепления и устанавливается клемма питания.
Включается зажигание и блок управления дает команду на регулятор для калибровки положение конуса в канале дроссельной заслонки. Конус выходит до конца, упирается в канал дросселя и отходит назад на запрограммированное ЭБУ расстояние.
Далее запускается двигатель для проверки его работы в режиме холостого хода.
Попутно при чистке регулятора рекомендуется прочистить и узел дроссельной заслонки для гарантии удаления грязных наслоений дросселя.