Как подготовиться к ЕГЭ. Советы по организации дня
Как подготовиться к ЕГЭ. Советы по организации дня
Ребенок должен иметь адекватный распорядок дня без перекосов в сторону одной лишь учебы, либо одних только игр и отдыха. В этом небольшом руководстве мы покажем, как сделать подготовку к экзаменам плодотворной и полезной.
На всех этапах подготовки к экзаменам ребенку будет нужна родительская помощь. Именно родители помогут правильно организовать рабочий день школьника, справиться с волнением и побороть неуверенность в себе.
В здоровом теле — здоровый ум
Первое, на что необходимо обратить внимание при планировании формата подготовки к ЕГЭ, — это здоровье ребенка. Никогда не жертвуйте сном и режимом питания во имя учебы.
Продолжительность здорового сна школьника старшего возраста должна составлять не менее 8-9 часов в день. Сон обязательно должен приходиться на ночные часы, а оптимальное время для сна находится в диапазоне с 10-12 часов вечера до 6-9 часов утра.
Режим сна и учебы также может подлежать корректировке с учетом того, является ли ваш ребенок «жаворонком» или «совой». Это знание поможет разработать правильную стратегию действий: в часы мозговой активности ребенок может изучать новый и сложный материал, в часы спада — простой и знакомый.
Немаловажной общей рекомендацией будет организация правильного питания подростка.
Необходимо включить в рацион богатую белками пищу, сухофрукты, шоколад (в разумных количествах), отдельное внимание необходимо уделять оптимальному потреблению жидкости — 1.5 — 2 литра воды в день, также следует воздержаться от кофе, крепкого чая и сладких газировок.
Во время перерывов необходимо уделить внимание гигиене зрения. Приучите ребенка делать простые упражнения для отдыха глаз и чаще моргать. При постоянной учебе за компьютером и/или чтении с экрана необходимо делать небольшой перерыв хотя бы на минуту каждые 40-60 минут.
Организация занятий
Важным фактором подготовки к ЕГЭ является выбор справочников и пособий. Ни в коем случае не скачивайте всё подряд из интернета, отдавайте предпочтения официальной информации и сертифицированным изданиям.
Не превращайте подготовку к ЕГЭ в простое и однотипное прорешивание заданий демоверсии экзамена. Старайтесь именно разобраться в теме, зазубривание материала — плохой помощник. При решении демоверсии экзамена сначала решайте простые и знакомые задания, затем переходите к более сложным.
Сертифицированные издания для подготовки к ЕГЭ
Не зацикливайтесь на непонятной теме или задании, если вы не можете решить задание больше 10-15 минут, перейдите к другому вопросу или теме, естественно, не забыв потом вернуться к нерешенному заданию. Если вы не можете справиться с каким-то заданием или темой самостоятельно, то обязательно обратитесь за помощью к учителю, ведь проблема не решится сама собой.
При изучении материала необходимо выписать все темы, требующие внимания, и структурировать их от простого к сложному, при этом правильно распределяя время на освоение и закрепление каждой из тем. Вы можете составлять план занятий исходя из слабых мест ученика, а можно исходить из демоверсии экзамена, определив, сколько нужно времени на освоение того или иного типа заданий.
Режим организации занятий и отдыха также нуждается в балансировке. Стандартной рекомендацией является соотношение 50 минут учебы и 5-15 минут отдыха. Также мы рекомендуем попробовать технику «Помодоро», где 25-минутные рабочие спринты чередуются с пятиминутками отдыха. Хорошей практикой будет ставить задачу на каждый 25-минутный отрезок (например, выучить два правила или решить 10 заданий).
Контролировать соблюдение времени очень удобно в многочисленных приложениях для смартфона, либо вы можете просто использовать обычный таймер.
Вы можете подстраивать временные интервалы под себя, помните главное: не перегружайте ребенка занятиями, делать перерывы нужно обязательно.
Спокойствие, только спокойствие
Важная проблема, которая может поставить крест на всей подготовке к экзамену и всему изученному материалу, — волнение.
С психологической точки зрения справиться с волнением может помочь «репетиция экзамена», ее стоит устраивать каждые 2-3 недели. Постарайтесь проводить ее в официальные часы экзамена, устраните все отвлекающие факторы — ничего не должно мешать сосредоточиться. После такого «экзамена» будет полезно вместе проработать ошибки и обсудить психологическую составляющую «пробного экзамена». Благодаря такому подходу у ребенка выработается способность удерживать концентрацию на протяжении 3-4 часов времени реального экзамена, а также уменьшится тревожность, ведь экзаменационные условия уже не будут для него в новинку.
Побороть волнение и неуверенность также помогут положительные эмоции. Предоставьте ребенку достаточное время для занятий спортом и хобби. Полезным также будет прослушивание музыки — желательно спокойных и инструментальных композиций.
Экзамены — одно из самых первых серьезных испытаний в жизни. Но ни в коем случае не поворотная точка и не решающий момент всей судьбы. Постарайтесь объяснить выпускнику, что вы будете уважать и любить его вне зависимости от результатов. Нам, взрослым, может показаться, что это и так ясно. Увы, нет. Подростку действительно важно услышать, что его личность не будет оценена в зависимости от полученных баллов.
Учеба — это посильный и благодарный труд, и в ваших руках все необходимое для помощи вашему ребенку на этом непростом пути.
Подготовиться к сессии и не сойти с ума: 6 важных правил, чтобы все успеть.
Составьте примерный список тем, которые будут на экзамене – это так же важно, как и список покупок. Затем выделите на каждый день время, которое вы должны уделить время на изучение того или иного материала.
Составлять список лучше в блокноте или сделать заметки в календаре смартфона. Важно, чтобы список был перед глазами – это позволит вам отличить важные цели от второстепенных. Вы сможете вовремя и быстро выполнить долгосрочные цели, не отвлекаясь при этом на менее важные задачи. Не пускайте свое время на самотек, чтобы его всегда хватало на выполнение важных задач.
2. Избавьтесь от лишнего
Учеными доказано: чтобы максимально сосредоточиться на задаче, человеку в среднем требуется около 15 минут. Если регулярно отвлекаться на уведомления в телефоне и ленту новостей, то большую часть времени попросту уходит на то, чтобы настроиться на нужный лад.
Чтобы уведомления из социальных сетей не отвлекали вас, старайтесь перед выполнением поставленной задачи ставить телефон в беззвучный режим, а по возможности – вовсе отключать интернет.
Не загружайте мозг лишней информацией в условиях сильного умственного напряжения. Для второстепенных занятий, не имеющих отношение к подготовке к экзамену лучше выделить строго определенное время.
3. Действуйте последовательно
Как правило, такие занятия, как социальные сети, просмотр ленты, чтение книг или новостей, растягиваются на многие часы вместо запланированных 5 минут. Поэтому во время подготовки не отвлекайтесь на посторонние дела и пытайтесь их совместить. Многозадачность — это хорошее качество в современном ритме жизни, но в подготовке к экзамену оно, скорее всего, сыграет, негативную роль.
Довольно часто путают такие понятия, как «занятость» и «продуктивность». Следует понимать, что занятость — это количество времени и сил, которое вы потратили на выполнение задания, а продуктивность – это количество доведенных до конца задач. Понятное дело, в процессе подготовки к экзамену у понятия «продуктивность» приоритет значительно выше.
Таким образом, если в течение дня вы проявили активную занятость, но не довели ни одной запланированной цели до конца, значение продуктивности неуклонно стремится к нулю. При этом у вас сложится стойкое ощущение высокой значимости ваших усилий, хотя по факту вы получите минимальный результат от всей затраченной энергии.
«Быстро – это медленно, но без перерывов,» — говорится в японской поговорке. Выделите время, чтобы полностью вникнуть в изучаемую дисциплину и подготовиться к ней безупречно. Благодаря этому, у вас исчезнет ощущение вечной спешки и нехватки времени, а вы достигните гораздо больших успехов на экзамене.
4. Разделите подготовку на простые подзадачи
Поставленные задачи, выполнение которых требуется много времени, разбейте на более мелкие подзадачи и отведите на выполнение каждой из них определенный промежуток времени.
Воспользуйтесь методом Помидорро, разработанным итальянским студентом Франческо Чирилло. Для полного погружения в каждую подзадачу отведите примерно по 25 — 30 минут. Затем сделайте короткий 5-минутный перерыв. Важно при этом не отвлекаться на соцсети или игры: просто попейте воды, сделайте разминку, постойте на балконе подышите свежим воздухом. После 4 таких «помидоров» можно сделать большой 15 минутный перерыв. Таким образом, рассчитывая в «помидорах» время на выполнение той или иной задачи, вы сможете грамотно спланировать и организовать весь свой день.
Несмотря на то, что эта техника довольно простая, с помощью нее можно существенным образом повысить эффективность, повысить концентрацию. Кроме этого, выполнение одной большой задачи с короткими перерывами поможет сэкономить значительное количество энергии и времени для других дел, а к концу дня вы не будете чувствовать себя как выжатый лимон.
5. Эффективно используйте периоды вынужденного бездействия
Мы каждый день довольно часто проводим время в общественном транспорте, в очередях, в автомобильных пробках. Это время можно запросто уделить общению в социальных сетях или на звонки. При этом сделайте для себя установку, что в течение дня вы не будете отвлекаться на подобные ненужные действия. Рекомендуется, чтобы об этом знали и ваши друзья, чтобы они не беспокоили вас в учебное время.
Это время можно потратить с пользой: составьте план на следующий день для определения приоритетных задач, слушайте аудиолекции и аудиокниги для закрепления изученного материала.
6. Начинайте свой день правильно
Высыпайтесь. В результате регулярного недосыпа снижается концентрация, внимательность, память. Также недосып нередко становится причиной развития таких опасных заболеваний, как рак, излишний вес, депрессия, сердечная недостаточность. Выспитесь перед экзаменом — это придаст вам значительно больше энергии, возможностей, позитива и уверенности в своих силах.
Просыпайтесь рано — это положительным образом влияет не только на здоровье, но и на управление личным временем. Вы успеете сделать все важные дела еще утром, а также у вас останется достаточно времени для развлечений и второстепенных задач. Заядлым совам, которые привыкли просыпаться не раньше 10 утра, рекомендуется переходить на ранний подъем постепенно: каждый день просыпаться на 20 — 30 минут раньше обычного.
Отучитесь от кофе по утрам. Мало того, что кофеин является наркотиком, так еще и зачастую дает обратный эффект: человек не может сосредоточиться, подвержен стрессу и бессоннице. Делайте зарядку — это полезнее и эффективнее, чем кружка крепкого кофе.
Как вести себя на экзамене, чтобы не завалить сессию: советы бывшего препода
Всю ночь готовились к экзамену и получили худшую оценку, чем обаятельный оболтус-троечник? Даже спустя 10 лет после окончания универа не можете понять, почему собственный научник вальнул вас на экзамене? Кроме массы прочих поводов, существует огромный пласт психологических причин, способных угробить вашу сессию. Владимир Бровин, в свое время не от большого ума преподававший различные гуманитарные дисциплины, рассказывает о том, как вести себя на экзамене, чтобы свести к минимуму шансы на позорнейший «удов.» или пересдачу.
У преподов тоже есть своя университетская мифология и она, как правило, даже богаче, чем студенческая. К примеру в корпусе, где некоторое время преподавал я, ходила легенда о Студенте, Который Напал В Парке На Своего Экзаменатора, Убил Его, Отрезал Уши И Нос И Сел В Дурдом. Этот элемент университетского эпоса был настолько древним, что ученики успели позабыть о нем поколения назад, а вот преподаватели помнили и пересказывали аспирантам, чтобы те бдели.
Какой вывод можно сделать из этой истории? Преподы — тоже люди, со своими страхами и заскоками. К тому же, они изначально не очень доверяют студентам, считая их более примитивной и, как следствие, опасной формой жизни. В таких условиях нужно знать, как обращаться с экзаменатором, чтобы он не испортил вам зачетку.
Уверенный в себе оболтус выглядит выигрышнее, чем сомневающийся умник
Помните эти чудовищно нелепые и оттого смешные советы пикапа, над которыми мы привыкли потешаться: «разговаривйте с ней и двигайтесь так, словно вы уже в ней»? Так вот, с преподами это работает. Ведите себя спокойно и расслабленно (но не слишком). Вежливо, смотрите ясными внимательными глазами, улыбайтесь и делайте вид, что экзамен для вас — просто формальность, вы уже и так все скоро сдадите и просто пришли за «отл.-ом». Иначе говоря, блефуйте, блефуйте так самозабвенно, словно играете на деньги.
Использование нелегальных стимуляторов
Препод тоже был молодым и прекрасно понимает, как выглядит человек под разного рода стимуляторами. Особенно, если преподавателю меньше сорока лет. Смешнее, чем смотреть на студента, который явственно дул всю предыдущую ночь, только читать его эссе, которые больше похожи на гонзо, нежели на попытку получить хорошую оценку.
Измученный, якобы бессонной ночью, вид — не залог доверия. Скорее, наоборот
Преподаватель — такой же примат, как и вы и его рациональность — это просто тонкая корка поверх бездонной жижи подсознательного. Болезненный вид другого сородича всегда неосознанно отталкивает стайное животное. Измученное лицо студента нисколько не говорит о том, какой он молодец и старательная умничка — скорее наоборот. Нет, правда, а чего это он не спал? Может, потому что не готовился весь семестр, а теперь бросился наверстывать в последнюю ночь?
Садиться лучше на средние или даже первые ряды. Особенно, если вы не готовы
Если вы думали, что преподаватель не видит ваши шпоры — то это просто смешно. Он все видит и внутреннее обижается на то, за какого идиота его держат. «Беспалевный» смартфон, «случайно» оставленный на столе, серьезно? Может, еще беспалевного репетитора под стол спрячете? Обычно преподаватель срывается с места отбирать шпоры, когда ситуация выходит из под контроля — слишком явно и нагло, или же полный олух и двоечник вдруг из ниоткуда пишет пятую страницу ответа.
Из-за стола экзаменатора, особенно, если он в углу лекционной, довольно плохо видно тех, кто сидит в центре и хорошо тех, кто в конце. Однако люди на первых партах часто становятся белым пятном. Один раз я лишь под конец экзамена спалил студентку, которая прямо у моего лица списывала с открытого учебника — наглость, заслуживающая уважения.
Почистите зубы и съешьте мятную конфету, черт возьми!
Студенты недооценивают силу неприятного запаха изо рта. Препод сам может вонять, словно потная псина (говорю как препод, который пах, словно потная псина), но обязательно заметит чужое зловоние.
Само собой, все чистят зубы перед экзаменом, и на том спасибо. Но при этом забывают про то, что сами всю ночь пили ядреный кофе, да еще и с сахаром, а запах после него — так себе. И довольно стойкий. Поэтому лучше съесть мятную конфету и хотя бы быть уверенным, что экзаменатор валит из-за чего-то другого.
Заигрывания студенток — это, конечно, приятно. Но работает только если преподаватель — озабоченный потный дядька
Студентки очень часто заигрывают с преподавателем — это факт, причем факт вызывающий неловкость. Большая часть этих заигрываний со стороны выглядит неестественно и даже вымученно. От этого я, например, часто чувствовал себя каким-то извергом, которого пытаются удержать от опасных действий, показав немного больше от грудей и ног, чем положено.
Заигрывание почти всегда вызывает ощущение подвоха: «А, ну да, понятно, она не готовилась или даже не планирует готовиться, пытаясь выехать на внешности, печально». Хотя допускаю, что преподы с кризисом среднего возраста действительно мощно клюют на эту наживку. Но молодому экзаменатору, знаете ли, есть где еще заняться сексом и флиртовать, кроме как на работе. А пожилому уже и не надо.
Почти у каждого есть своя больная тема, которую ни в коем случае нельзя затрагивать
Однажды я был помощником на экзамене у более опытного и уважаемого преподавателя, набирался опыта. Так вот, там был студент, который все время шел на «отлично» — редкий умник, в хорошем смысле. И он оказался завален просто безбожным образом. Решив проявить эрудицию, он что-то не к месту ляпнул про Маркса (и даже вполне нейтральное). Бури не было, но в воздух в помещении наэлектризовался, и всех едва не убило тяжестью взгляда старшего преподавателя.
А вот не надо было умничать в присутствии заслуженного марксиста республики. Выясните заранее, какие у препода триггеры и обходите их стороной. Это даже не обязательно политика, может, он обожает котов и ненавидит псов или принципиально не пьет. Потерпите полчаса и не шутите при нем про шаурму с котиками и про то, как здорово нажретесь после экзамена.
Списки и лаконичность на бумаге — залог хорошей сдачи
Перед экзаменом вам выдают бумагу для того, чтобы вы изложили там свои мысли по поводу вопроса и заодно пользовались ею как опорой во время устной сдачи. Так вот, многие преподаватели изучают записи с большим интересом, чем скомканный бубнеж студента. Если на бумаге все супер-логично, а лучше, сделано в виде списков и аккуратных схем, то сердце даже самого злого сухаря размякает и подсказывает ему завысить оценку. Схемы и списки по пунктам — золото, устный ответ — серебро.
Оценки в зачетке от предыдущих преподов
Часто бывает так, что экзаменатор колеблется, какую оценку поставить — пониже (чтоб студентики не расслаблялись) или повыше (за красивые глаза). И тогда он, как бы невзначай, смотрит на предыдущие оценки в зачетке. Видит там хотя бы один «тройбан» — и с чистым сердцем ставит пониже.
Именно поэтому, если вы сдаете сессию с задержкой (сам в свое время ни разу не сдал сессию вовремя), имеет смысл начать с тех предметов, по которым у вас гарантировано будет хорошая оценка. Преподаватель — коллективное существо. Увидев, что остальные поставили хорошие оценки, он решит: «Да че бы и не поставить повыше? Кузьма Алексеич, вон, и Изольда Семеновна тоже его валить не стали, они ж не дураки».
Но нужно понимать, что все это — чисто психологические уловки, которые работают только тогда, когда студенту, как минимум, есть что сказать. Если он откровенный дурень, раззява и появлялся на глазах у препода всего пару раз за семестр — ничерта не поможет.
Как правильно готовиться к ЕГЭ?
Как сдать ЕГЭ по математике и подготовиться к эссе по обществознанию на проходной балл
Людмила Петрановская педагог-психолог, создатель Института развития семейного устройства, автор книг для родителей и детей, проводит лекции и вебинары
Если подготовка к ОГЭ или ЕГЭ у вашего школьника уже давно выстроена и идет полным ходом, советы психолога Людмилы Петрановской по поводу стратегии сдачи экзаменов вам скорее всего не потребуются. Но если сдать ОГЭ или ЕГЭ представляется большой проблемой — почитайте, возможно, появятся идеи, как эффективнее подготовиться к экзаменам.
Подготовка к любому экзамену должна начаться с вопросов к самому себе. От ответов на них зависит стратегия ваших действий.
Вопрос первый: что мне нужно от этого экзамена? Только сдать и получить оценку, а потом все можно забыть, или этот материал мне хотелось бы усвоить прочно, надолго? Если вы сдаете на ЕГЭ глубоко нелюбимую вами математику, а поступать собираетесь в музыкальное училище, это одна ситуация и одна стратегия. Если вы сдаете физику, которую собираетесь изучать в университете, — это другая.
Скорее всего на этот вопрос и так каждый сам себе отвечает — неосознанно. Но лучше все же этот выбор обдумать и обсудить, например, с родителями. Все знать в равной степени невозможно, и не стоит себя за это винить и доводить до изнеможения зубрежкой неинтересного и малопонятного.
С другой стороны, не спешите объявить какой-то предмет совершенно ненужным: в любом есть некая центральная, самая важная часть, которую стоит знать и понимать любому культурному человеку. Например, можно не уметь решать задачи на превращения веществ, но не знать, как устроена таблица Менделеева и в чем смысл его открытия — неприлично, даже если вы скрипач. Отделите значимые вещи от «проходных», дальше мы поговорим о том, как обращаться с теми и другими.
Вопрос второй: какой результат для меня желателен, и какой приемлем? Очень часто неразличение этих уровней приводит к ненужному стрессу, особенно это свойственно хорошим, добросовестным ученикам (а еще больше — родителям). Понятно, что хорошо бы всегда получать только пятерки. Но в одном случае это не только желательный, но и единственно приемлемый результат — скажем, если поступить в какой-то вуз возможно только с высшими баллами ЕГЭ по этому предмету.
А в другом случае приемлемый результат может быть гораздо ниже — например, тройка на обязательном ЕГЭ по математике для будущего скрипача. Это не значит, что нужно стремиться сдать экзамен на тройку. Это просто значит, что если единственный способ получить более высокую оценку — довести себя до нервного истощения и забросить подготовку к вступительному экзамену по скрипке, лучше пусть будет тройка.
И это решение (еще раз уточню: не решение получить тройку, а решение не считать тройку концом света) лучше принять заранее. А в расслабленном состоянии, глядишь, и математику найдешь не такой уж неприятной наукой, и сдашь неплохо.
Или, например, вы знаете, что с трудом пишете тексты, вас пугает эссе как часть экзамена. Стоит ли ставить перед собой задачу «научиться хорошо и легко писать за оставшиеся до ЕГЭ полгода», если вы не научились за все предшествующие 10 лет в школе? Вряд ли вы с такой нелюбовью к сочинительству нацелились на журфак, правда? Значит, не пытайтесь научиться «хорошо писать» вообще — нужно научиться просто сносно писать эссе по обществознанию, используя домашние заготовки. Шедевр вы не напишете, но приличный балл на ЕГЭ получить вполне возможно.
Со вторым вопросом непосредственно связан третий: как соотносятся приемлемый результат и нынешнее состояние знаний по предмету. От этого зависит объем предстоящей работы, а значит, планирование времени.
Вовсе не обязательно времени нужно тем больше, чем важнее для вас экзамен. Даже наоборот: человек, который любит и знает литературу, хорошо пишет, грамотен, скорее всего вообще не будет как-то особо готовиться к экзаменационному эссе по русскому языку, даже если результат очень важен. И правильно сделает, для него лучшая подготовка — это отдых.
А вот если у кого-то серьезные проблемы с грамотностью, что-то предпринимать нужно заранее: начать заниматься дополнительно, пойти на курсы, найти репетитора. Или, например, решение задач по физике, химии, математике нужно начинать задолго до экзамена, это требует времени, «наскоком» тут ничего не сделаешь. Что понадобится: время, учебники, деньги, информация? Важно сориентироваться заранее — тем раньше, чем важнее результат экзамена и чем объемнее материал.
Самое время подумать обо всем об этом — лето перед выпускным классом, в крайнем случае — его первая четверть, если речь идет о ЕГЭ, и первая треть семестра, если речь идет о студенческой сессии. Но даже если вы не сделали это вовремя, все равно начинайте думать об экзаменах именно с этого. Просто думайте и решайте быстрее.
Подготовка к экзамену и запоминание информации
Первое важное дело вы сделали: сформулировали себе задачу, задали критерии успеха, распланировали время. Теперь можно переходить к собственно подготовке.
Психологически стартом собственно подготовки к экзамену обычно становится чтение списка экзаменационных тем. В этот момент аморфное поле «предмета вообще» заменяется конкретным набором тем, о каждой из которых можно сказать: это знаю, это нет.
Вот с этого и нужно начинать подготовку к любому экзамену: внимательно прочитать перечень тем и оценить по каждому состояние своих знаний. Вы увидите, что на какой-то вопрос могли бы ответить хоть сейчас, а другую тему проболели и весьма смутно представляете себе, о чем вообще речь. Нет нужды объяснять, что выяснить это обстоятельство за месяц до экзамена, а не за день очень важно.
Любого человека в преддверии экзаменационной горячки посещают благие порывы: не буду все откладывать на последний день, начну готовиться заранее. Сама по себе идея хороша, а вот мысль, например, выучить за месяц пять первых тем из списка — неудачная. Чтобы понять почему, нужно знать особенности человеческой памяти.
Допустим, мы прочли некий текст, содержащий определенное количество сведений: фактов, чисел, имен и т.д. Когда мы его только что не спеша внимательно прочитали, нам кажется, что мы помним почти все. На самом деле человек с нормальной памятью будет помнить в этом случае около 70% информации. Уже через несколько часов ее останется менее 50%, через сутки — менее 20%, и этот остаток уже почти не будет уменьшаться со временем. Коварство в том, что забывание не будет осознаваться, пока вы не попробуете пересказать текст или ответить на вопросы по нему.
Но что же это за остаток, который никуда не девается? Это как раз суть, та информация из текста, которую вы не просто запомнили, а поняли, то есть сделали своей. В каком-то смысле ради нее текст и писался. Кроме самого главного, в памяти могут остаться яркие, эмоционально значимые моменты, то, что поразило воображение.
То есть, прочитав один раз параграф из учебника истории, вы будете на следующие сутки — в лучшем случае, если у вас хорошая память, вы были внимательны и сам текст хорошо написан — помнить, кто с кем воевал, из-за чего, когда примерно это было и кто победил. Плюс пару ярких эпизодов, если они были описаны. Как Роланд затрубил в рог или как защищали дом лейтенанта Павлова. То есть все, что останется, можно будет уместить в пару-тройку абзацев текста. Как раз 20% от исходного. Проверьте и убедитесь сами.
Собственно говоря, эта особенность памяти и есть главное, что нужно учитывать при подготовке к экзаменам. Заранее нужно заниматься главным, тем, что нужно понять. Все, что вы действительно поняли, останется с вами надолго. Все, что нужно просто запомнить, откладываем как можно ближе к самому экзамену, если нужно просто зазубрить (а потом можно забыть) — откладываем на последние дни.
Итак, можно выделить три основные стадии подготовки к экзамену.
Алгоритм подготовки к ЕГЭ и ОГЭ: три стадии
Первая — стадия «первичного бульона» — начинается задолго до экзамена. Это постепенное накопление сведений по предмету, причем не только на уроках.
Вы читаете художественную и научно-популярную литературу, смотрите телевизор, лазите по Интернету, общаетесь с друзьями, посещаете кружки — и потом с удивлением обнаруживаете, что знаете то, чего никогда не учили. Чем богаче и разнообразней ваша жизнь, чем больше вы интересуетесь предметом, тем насыщеннее ваш «первичный бульон».
В крайнем случае это может сделать специальную подготовку к экзамену вообще не нужной. И наоборот, человек с узким кругозором, который делает уроки «от сих до сих» и никогда ничего сверх необходимого не читает, обычно сдает экзамены с большими мучениями.
Поэтому если хотите начать готовиться заранее — читайте не учебник, а все то интересное, что сможете найти по предмету: статьи в журналах, энциклопедии, тематические форумы. Пусть «бульон» варится. Когда вы ориентируетесь в теме в целом, знаете основные понятия, события, факты, открытия, и тексты учебника будут запоминаться лучше, потому что многие факты для вас «оживут» — станет понятен их смысл и роль, видны связи между событиями или понятиями.
Конечно, заранее нужно решать задачи, если речь идет о физике, математике, химии, и заниматься иностранным языком — это те знания, которые никаким погружением за несколько дней в голову не впихнешь.
Если объем большой, или предмет сильно запущен, или просто не очень легко дается, на этой стадии имеет смысл искать помощи — обратиться к репетитору, пойти на курсы. Это позволит лучше разобраться в самых сложных моментах и не впасть в отчаяние перед необозримым морем учебного материала.
Вторая стадия — стадия «погружения» — самая ответственная, это собственно целенаправленная подготовка к экзамену, те несколько дней, которые отведены на нее в расписании. От того, сумеете ли вы правильно распределить нагрузку в эти три-четыре дня, и зависит ваш успех. Именно в это время вы систематизируете свои знания по предмету, ликвидируете пробелы, обретаете уверенность. Обычно именно на эти дни приходится и консультация с преподавателем.
Наконец третья стадия — стадия «штурма», или «взятия на абордаж» — сводится к запоминанию того, что нужно запомнить, и латанию последних «дыр» в ваших знаниях. Эта работа приходится на последний день перед экзаменом, что позволяет свести забывание к минимуму.
Понятно, что третья стадия имеет смысл, только если раньше уже создан прочный фундамент и в предмете вы хорошо или хотя бы сносно ориентируетесь. Запоминать глаголы-исключения на «ить», не представляя, что такое спряжение, было бы в высшей степени странно (хотя многие так и поступают).
Понятно, что распределение времени между стадиями может меняться в зависимости от специфики предмета и от выбранной вами стратегии. Если предмет любимый, то первая стадия может быть неразрывно связана со второй, а третья может быть очень маленькой. Если нет ни возможности, ни желания хорошо освоить предмет, особая нагрузка ложится на вторую и третью стадии.
С другой стороны, понятно, что для физики погружение гораздо важнее, чем «абордаж», запоминать там особо нечего, нужно понимать. А вот для истории, даже если это самый любимый предмет, повторение имен и дат перед самым экзаменом обязательно, и одного вечера может не хватить. Поэтому еще раз подчеркну, что важно все это обдумать заранее и хорошо распланировать время.