Особенности обучения на дальнобойщика
Особенности обучения на дальнобойщика
Многие люди не отказались бы от работы, которая позволяет путешествовать и хорошо зарабатывать. И то, и другое доступно водителям-дальнобойщикам. Однако в России дальнобойщик – профессия неоднозначная, ведь это тяжелый, а временами и опасный вид деятельности. Но мужчин, которых привлекает романтика дорог и неплохие заработки, достаточно. Тем, кто хочет освоить такую специальность, стоит узнать, что это за работа, на какую зарплату можно рассчитывать и где учиться.
Кто такой дальнобойщик: что нужно знать о профессии?
Дальнобойщиками называют водителей большегрузов, которые осуществляют перевозки на дальние расстояния. Многие из них не только трудятся в пределах своего региона, но и выезжают в ближнее и дальнее зарубежье.
Задачи и обязанности
Главная задача дальнобойщика – вовремя доставить груз в пункт назначения. Его обязанности заключаются в следующем:
- привезти груз в указанное место в целости и сохранности;
- передать получателю сопроводительную документацию (при наличии);
- ремонтировать транспортное средство по пути следования;
- вести необходимую отчетность.
Работа и зарплата
Одним из плюсов профессии считается относительная свобода действий. Водитель может работать по найму или зарегистрироваться в качестве ИП и трудиться на себя.
Работодателями становятся крупные транспортные компании, автобазы и даже коммунальные службы. Солидные организации часто не отправляют в рейс одну машину – для предотвращения опасных ситуаций в дорогу отправляется автоколонна из нескольких фур.
Водители-одиночки ищут отправителей грузов сами. Вся ответственность за своевременную доставку и сохранность товара ложится на их плечи.
Заработок дальнобойщика зависит от стажа, количества выездов, наличия связей и других факторов. В зависимости от региона один выезд может стоить от 3 000 до 10 000 руб. В месяц совершается в среднем 5-7 рейсов. Также почти все работодатели компенсируют расходы на ГСМ и топливо, питание, мобильную связь. Больше всего услуги дальнобойщиков востребованы в Москве и Московской области: здесь трудится до 40% водителей большегрузных машин.
Плюсы и минусы профессии
Человеку, который принял решение выучиться на дальнобойщика, стоит оценить плюсы и минусы профессии. В числе преимуществ стоит выделить:
- относительно высокие заработки;
- возможность открытия собственного бизнеса;
- отсутствие постоянного контроля руководства (в пути дальнобойщик сам решает, как ему действовать, им никто не командует);
- достаточно большое количество вакансий на рынке труда.
Кроме того, многих привлекает возможность увидеть новые места, познакомиться с новыми людьми. Но решение работать дальнобойщиком должно быть взвешенным, поскольку минусов тоже хватает.
- Ненормированный рабочий день. Иногда водитель, который торопится доставить груз, почти не спит.
- Состояние дорог в России известно всем, и погодные условия бывают разные.
- В пути могут возникнуть проблемы с ГИБДД и криминальным элементом.
- Работа дальнобойщика предполагает сидячий образ жизни, что плохо сказывается на состоянии позвоночника.
Питание водителей, занятых на дальних перевозках, тоже оставляет желать лучшего. Их рацион обычно не сбалансирован, в результате нарушается работа желудочно-кишечного тракта.
Как стать дальнобойщиком?
Требования к людям, желающим перевозить ценные грузы на дальние расстояния, предъявляются серьезные. Вот примерный перечень качеств, знаний и умений, которые понадобятся дальнобойщику.
Какие навыки нужны?
Почти все дальнобойщики – мужского пола, хотя среди них начали встречаться и женщины. Водитель большегруза должен быть человеком выносливым, умеющим быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях. Ему необходимо быть в хорошей физической форме, иметь крепкое здоровье. Важную роль играют такие качества, как коммуникабельность, готовность прийти на помощь, ведь иногда приходится выручать коллег, попавших в трудную ситуацию.
Дальнобойщику надо в совершенстве знать правила дорожного движения, правила перевозок грузов. Без знания устройства грузовиков и навыков производства мелкого ремонта тоже не обойтись. У него должны быть водительские права соответствующей категории и медицинская справка, которая разрешает управлять транспортом.
Конечно, нужен и опыт: новичкам отправляться в длительные рейсы не рекомендуется. Правда, многие дальнобойщики сначала работают на подмене с опытными напарниками.
Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
Специальное образование водителям, транспортирующим грузы на дальние расстояния, не требуется. Хотя аттестат об окончании средней школы все-таки нужен. После его получения можно поступать в автошколу.
Чтобы стать профессионалом и рассчитывать на хорошие заработки, нужно получить права категорий «В» (на управление легковым транспортом) и «С» (на управление грузовиками). По времени это займет около трех месяцев. Затем можно открыть категорию «Е», которая дает право управлять автомобилями с прицепом.
Какие экзамены нужно сдавать?
При поступлении на водительские курсы экзамены сдавать не нужно. Но обучение платное: чтобы выучиться сразу на две категории, придется отдать от 25 000 до 45 000 рублей. По окончании курсов предстоят экзамены в ГИБДД (теория и практика). При прохождении экзаменов на категорию «Е» сдается только практика.
Сколько учиться после 9 и 11 класса?
Независимо от того, сколько классов закончил будущий дальнобойщик, в автошколу принимают с 16 лет. Сдать экзамены в ГИБДД можно с 17 лет, но права выпускнику выдадут только по достижении 18 лет.
Возможно ли дистанционное обучение?
Дальнобойщик – не та профессия, которую можно получить дистанционно. Правда, некоторые заведения предлагают удаленно освоить теоретическую часть, но практика в этом деле играет огромную роль.
Где учиться на дальнобойщика?
В Москве и Санкт-Петербурге работает большое количество автошкол с квалифицированным персоналом. Вот несколько вариантов для будущего дальнобойщика.
В Москве
В Москве желающих обучиться ждут следующие заведения:
- Школа ДОСААФ «Алгоритм» — одно из старейших заведений столицы. Обучение на права категорий «ВС» длится 4 месяца. Занятия проводятся по вечерам и в выходные. Стоимость обучения со скидкой – 35 000 руб.
- Автошкола «Звездный мост» (Свиблово). Здесь разработано большое количество программ. Например, водителям, у которых уже есть стаж, предлагают выучиться на права категорий «СЕ» за месяц и 17 600 руб.
- Учебный центр «Автопилот». За подготовку водителей по категориям «СЕ» в автошколе просят 20 000 руб., обучение длится полтора месяца.
- Автошкола «КИГМ». Пройти переподготовку с категории «В» на категорию «С» обойдется в 26 000 руб. Продолжительность курса – 2,5 месяца.
- Государственная автошкола «ТК21Авто». На права «СЕ» здесь выучат за 1,5 месяца и 25 000 руб.
Некоторые крупные работодатели предоставляют бесплатное обучение с трудоустройством. Одна из таких компаний в Москве – X5 Logistics. Профиль деятельности – доставка товара для магазинов по всей России.
В Санкт-Петербурге
Жители Северной столицы могут остановиться на следующих вариантах.
- Группа автошкол «Смольный». Обучение на права «СЕ» стоит 14 900 руб. В стоимость входит 12 часов теории и 24 часа практических занятий.
- Автошкола «Волна». Обучение по категориям «СЕ» длится 1,5 месяца и стоит 15 000 руб.
- Автошкола № 4 ДОСААФ РФ. Переподготовка с категории «В» на категорию «С» обойдется в 26 000 руб., процесс занимает 1,5 месяца.
- Образовательный центр Росавтодора предлагает обучиться на категории «СЕ» за 1,5 месяца и 15 000 руб. Переподготовка с «В» на «С» будет стоить 22 000 руб. и займет 2 месяца.
- Автошкола «Перекресток». Стоимость обучения на права «СЕ» — 15 000 руб., срок учебы – от 1 до 1,5 месяцев.
Дальнобойщик – достойная и неплохо оплачиваемая работа, которая может стать делом всей жизни. Но подходит она далеко не каждому. Прежде чем принять решение о выборе этой профессии, стоит трезво оценить свои возможности.
Езда с прицепом: какие нужны права, что можно и нельзя и за что можно получить штраф
Весна и лето – сезон активного использования прицепов: кто-то возит стройматериалы, кто-то лодку, кто-то мотоцикл или квадроцикл, и это только начало списка вариантов. Но правила езды с прицепом на легковом автомобиле досконально помнят далеко не все. Нужно ли получать категорию BE для транспортировки любого прицепа? Какие по массе и габаритам прицепы разрешено тянуть на легковушке? Каждый ли прицеп нужно регистрировать? За что можно схлопотать штраф? Давайте ответим на эти и другие вопросы.
Для начала определимся с тем, что не каждый прицеп требует наличия у водителя категории BE. Классификация категорий транспортных средств содержится в части 1 статьи 25 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно ей, категория B подразумевает возможность управления автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов.
Иными словами, категория BE не нужна для транспортировки прицепа при следующих условиях:
- масса прицепа меньше 750 кг;
- масса прицепа больше 750 кг, но меньше снаряженной массы автомобиля, а общая масса автомобиля с прицепом не больше 3,5 тонн.
Категория BE необходима при превышении параметров, описанных в предыдущем разделе. Таким образом, категория BE нужна для управления автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов.
То есть, категория BE нужна, если:
- масса прицепа больше 750 кг и больше снаряженной массы автомобиля;
- масса прицепа больше 750 кг, а общая масса автомобиля и прицепа больше 3,5 тонн.
Обратите внимание: категория BE не нужна, если суммарная масса автомобиля и прицепа превышает 3,5 тонны, но прицеп весит меньше 750 кг – например, если прицеп массой 700 кг прицеплен к Hummer H2 массой в 3 тонны. Для того, чтобы потребовалась категория BE, нужно сочетание обоих условий: и массы прицепа больше 750 кг, и общей массы больше 3,5 тонн.
Чтобы получить категорию BE, нужно пройти стандартную процедуру обучения: получить медсправку, посетить теоретические и практические занятия, а затем сдать экзамены в автошколе и ГИБДД. Однако в отличие от категории B, у BE есть дополнительные ограничения по возрасту и стажу. Тот же Федеральный закон № 196-ФЗ указывает, что получить категорию BE могут только водители не моложе 19 лет и имеющие право управления транспортными средствами категории «В» не менее 12 месяцев.
Да, регистрации подлежит любой прицеп, независимо от массы и конструкции. Ведь согласно ПДД прицеп – это транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. А почти все транспортные средства, как мы знаем, нужно регистрировать. Для регистрации потребуется стандартный пакет документов: ПТС (да, у прицепа тоже есть ПТС), паспорт, договор купли-продажи и чеки об оплате госпошлин. На прицепе должны быть установлены регистрационные знаки.
На всякий случай уточним, что при управлении автомобилем с прицепом водитель обязан иметь при себе документы на прицеп и предоставлять их для проверки сотрудникам ГИБДД. Эта обязанность зафиксирована в пункте 2.1.1 ПДД.
Физические лица, владеющие прицепами к легковым автомобилям, не должны страховать их по ОСАГО. На это указывает пункт «д» части 3 статьи 4 Федерального закона об ОСАГО №40-ФЗ: согласно ему, обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.
Внимательные автовладельцы знают, что в полисе ОСАГО есть пункт «транспортное средство используется с прицепом», где можно поставить галочку. Однако владельцев прицепов к легковым автомобилям эта отметка тоже не касается. Дело в том, что пункт 7 статьи 4 Закона об ОСАГО фиксирует, что обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.
Из этого пункта нужно сделать два вывода. Во-первых, страховка на прицеп к легковому автомобилю, как мы уже знаем, не нужна. А во-вторых, отметка в полисе ОСАГО о том, что транспортное средство используется с прицепом, относится к грузовым автомобилям, и в полисе на легковой автомобиль, который используется с прицепом, эту галочку ставить не нужно.
Часть 4 статьи 32 Федерального закона № 170 о техосмотре исключает необходимость проходить техосмотр частным владельцам прицепов. Согласно ей, прицепы к транспортным средствам, принадлежащие физическим лицам и имеющие разрешенную максимальную массу до трех тонн пятисот килограмм, не подлежат техническому осмотру с 1 января 2012 года.
Максимальные габариты прицепа регламентированы требованиями к размерам транспортных средств в Техрегламенте Таможенного союза. Длину прицепа регламент напрямую не ограничивает, но максимальная длина автопоезда в составе тягача и прицепа (полуприцепа) – 20 метров. Прочие же габариты указаны непосредственно для прицепов: максимальная ширина транспортного средства категорий прицепа (категории О) не должна превышать 2,55 метра, а максимальная высота прицепа не должна превышать 4 метра.
Кроме того, стоит помнить, что прицеп, как и автомобиль, должен иметь работающие световые приборы. Пункт 19.1 ПДД указывает, что в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах должны быть включены габаритные огни.
В городе дополнительных ограничений по скорости движения для легковых автомобилей с прицепом нет – то есть, можно двигаться со скоростью 60 км/ч, если нет иных ограничений. А вот по загородным дорогам придется ездить медленнее. Пункт 10.3 ПДД указывает, что вне населенных пунктов разрешается движение легковым автомобилям при буксировке прицепа <…> на автомагистралях – не более 90 км/ч, на остальных дорогах – не более 70 км/ч.
В одном из прошлых материалов мы упоминали знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено», который запрещает в том числе буксировку механических транспортных средств. Но вот ехать на легковом автомобиле с прицепом под знак 3.7 можно. Дело в том, что по Правилам под этот знак «запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств», а легковые автомобили под запрет не попадают.
Во-первых, в прицепе запрещено перевозить людей. На это указывает пункт 22.8 ПДД: согласно ему, запрещается перевозить людей вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче.
Во-вторых, в прицепе нельзя возить грузы, с которыми будут нарушены правила перевозки грузов. Подробно эти правила изложены в разделе 23 ПДД. Требований к грузу довольно много, так что перед перевозкой лучше перечитать раздел 23 полностью, ну а мы кратко перечислим требования.
Итак, правилами запрещены:
- перегруз;
- перевозка груза без соблюдения мер контроля размещения, крепления и состояния груза во избежание его падения;
- создание грузом помех для движения другим участникам;
- ограничение грузом обзора водителю;
- затруднение грузом управления и нарушения устойчивости транспортного средства;
- перевозка груза, который закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
- перевозка груза, который создает шум, пылит, загрязняет дорогу и окружающую среду.
Кроме того, ПДД указывают, что груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками.
Если массовые характеристики предусматривают наличие категории BE у водителя легковушки с прицепом, но у водителя ее нет, то это классифицируется как езда без прав. Наказание последует по части 1 статьи 12.7: «управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 15 000 рублей». Кроме того, согласно статье 27.13 КоАП в этой ситуации применяется задержание транспортного средства с помещением его на штрафстоянку.
Нарушение правил регистрации прицепа карается по той же статье 12.1, что и в случае с автомобилем. Часть 1 этой статьи указывает, что управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 рублей. А часть 1.1 предусматривает ужесточение наказания за рецидив: «повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев».
Наказание за нарушения правил перевозки грузов самое мягкое. Оно предусмотрено частью 1 статьи 12.21, согласно которой «нарушение правил перевозки грузов <…> влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей».
«Доработаю до весны и завязываю»: исповедь уставшего дальнобойщика
Для многих водителей грузоперевозки – это не просто работа, а образ жизни. Но не всем нравится романтика больших дорог. О вещах, которые заставляют задуматься о смене профессии, рассказал дальнобойщик из Липецка Олег.
Привет, Олег! Прежде чем мы начнем задавать вопросы, расскажи в двух словах о своей работе.
— Я работаю на дядю. Сразу скажу, что это каторга. Зарплата и ответственность несопоставимы, можно понести большие материальные потери, не заработать ничего или даже уйти в минус.
В этом году у меня был случай в Волгограде, меня подрезал и «положил» автобус. Я вёз соки, довольно хлипкие двухлитровые пакеты и попал то ли на 26, то ли на 28 тысяч рублей, их вычли у меня из зарплаты.
В 2015 году шпана «разгрузила» меня в декабре, перед Новым годом. Я вёз шампанское из Петербурга в Подмосковье, в Новгородской области мне захотелось спать. Я остановился на заправке, проспал 2 или 3 часа и продолжил путь. Приезжаю в Ногинск, становлюсь на выгрузку, открываю ворота, смотрю – один поддон пустой, стрейч-пленка и картонные уголки валяются порезанные. Благо шампанское дешевое было, по 68 рублей за бутылку. В итоге я попал на 33 тысячи.
Работу водителя-дальнобойщика не рекомендую никому: это каторга! Сейчас нахожусь на распутье, думаю, чем дальше заниматься. Планирую до весны доработать и всё, завязываю.
Кто-то крышует дальнобойщиков?
— Нет, никто. Разве что когда сигареты возил, со мной сажали охранника со стволом, потому что деньги баснословные. А так ты сам отвечаешь за груз и его сохранность. Перевозчик всегда крайний. Был случай: в Москве шпана «разгрузила» машину на 700 тысяч рублей, украли колеса. Суд постановил взыскать эти деньги с перевозчика, хозяина машины.
Платит либо водитель, либо транспортная компания, на которую он работает. Иногда водитель может «соскочить». Далеко не в каждом случае – в накладных же расписываешься; но именно тогда водитель не был виноват, вышел сухим из воды, а деньги выплачивал предприниматель.
Ворует обычна шпана или организованные группировки?
— Есть воры, которые специализируются на грузовиках. На М-4 в Ельце у них есть машина специально оборудованная, они прямо на ходу фуры разгружают. Я сам не видел, как это происходит, а машину эту видел.
Есть ли у них оружие?
— Не знаю, они мне не показывали.
А у тебя?
— Я ножи собираю, у меня на поясе всегда нож висит. И баллончик перцовый. Применять пока не приходилось.
Два раза ко мне подъезжали в Воронеже и просили скинуть деньги «на общак», но я объяснял, что из их общака ничего не брал, и они отваливали. А так, чтобы конкретно наезжали – такого не было.
В чем главная опасность профессии?
— Не столько в криминале, сколько в материальной ответственности. Ты должен очень внимательно следить за приемкой груза, чтобы никаких косяков не произошло во время погрузки, иначе потом все повесят на тебя. Особенно если везешь бытовую технику.
Один раз в распределительном центре хотели зажучить два палета охлажденной рыбы, лосося, это огромные деньги. Говорят, тут мол недостача. Я в ответ – не может быть, вот все поддоны, давайте смотреть записи камер. Кладовщики говорят – а, вот они, их в сторону отвезли. Надо внимательно смотреть.
А почему ты пошел в эту профессию, если в ней такое творится?
— Я социофоб, варюсь в своем соку. С людьми общаюсь по мере надобности. Когда я пошел в дальнобой, зарплаты больше были. Ну и интересно было в разных городах побывать. Кабаки, женщины. Романтика в одном месте заиграла.
Расскажи про продажных женщин.
— Их практически не осталось. Когда в конце нулевых я начинал работать на межгороде, на окружной Воронежа они просто толпами стояли на каждой заправке, на каждой стоянке. Но нынешняя ситуация очень повлияла. После 2011 года таких женщин становилось меньше и меньше, и сейчас почти не осталось. На окружной Казани еще можно встретить, а в других местах, где были, их уже нет.
Опасно ли с проституткой встречаться?
— Конечно опасно – потому контрацептивы и существуют. А так это самые обычные проститутки, за которыми следят самые обычные сутенеры.
Есть ли у тебя семья, отношения?
— Семьи у меня нет, а отношения есть, я встречаюсь с женщиной.
Работаешь один, без коллег?
— Да. Сменщики обычно бывают в крупных транспортных компаниях. Я тоже раньше работал со сменщиком.
Со сном бывают проблемы?
— Иногда приходится ущемлять себя во сне и в еде.
Есть строгий график доставки: если опоздаешь, некоторые компании могут тебя вообще развернуть назад. Вот и едешь ты с Питера до Москвы всю ночь без сна.
Остановиться перекусить конечно можно, если укладываешься в график. А такие моменты, что поспать не удается, бывают. Иногда целые сутки не спишь, но потом тебе обычно дают отоспаться. Бывает, что 4 часа за ночь поспишь – в зависимости от того, как в график укладываешься. Обычно дальнобойщики спят около 6 часов в сутки.
Предлагали ли тебе возить контрабанду?
— Нет, мне не предлагали. Наверное, надо к кому-то в доверие войти, чтобы такое предложили.
О какой машине мечтает дальнобойщик?
— Сейчас много хороших машин. Мне нравятся Volvo. Я мечтал работать на восьмисотом Kenworth’е, это капотный тягач, американец. А работаю на МАЗ «Простор».
Каково состояние дорог в России?
— За последние годы оно улучшилось. Большинство дорог в хорошем состоянии. В нулевые было очень много разбитых дорог, даже в крупных городах, например в Воронеже – там я однажды попал колесом в яму, и мне пришлось включать блокировку дифференциала, чтобы из неё выехать.
Где самые хорошие дороги, а где самые плохие?
— Плохие дороги были в Саратовской, Волгоградской областях. А сейчас в целом нормальные.
Какие любимые районы и регионы России?
— Питер, Воронеж, Белгород. А нелюбимые – в Поволжье: Саратов, Пенза, та сторона. Мне больше на запад нравится ездить, поближе к Европе. Не знаю почему.
Какие грузы ты обычно возишь?
— Сейчас вожу в основном минеральную воду. Приезжаешь, выгружаешься, а обратно берешь что логист найдет. А опасные грузы возят другие машины, водители которых проходят специальное обучение. Я опасные грузы не вожу. Если из самых дорогих, то сигареты.
Сигареты – самый дорогой груз?!
— А ты посмотри, сколько сигареты стоят, и сколько пачек поместится в 82-кубовую фуру. Когда сигареты везешь, тебе даже охранника сажают. А самый дешевый… какие-нибудь плиты железобетонные. Макулатура, наверное. Расценка на перевозку больше зависит от расстояния. Но вообще я не выбираю, что мне везти.
Расскажи о «Платоне». Мешает он тебе?
— Мне «Платон» никак не мешает. Есть специальная глушилка, которая включается в прикуриватель и глушит бортовое устройство. Некоторые вообще его не включают, но если ты проедешь с выключенным устройством под контрольной рамкой, то придет штраф, 5000 рублей.
Я работаю не на своей машине и за «Платон» не плачу. Просто есть такая установка от руководства: ездим с выключенным «Платоном». Меня это не касается, я наемный водитель.
Можно ли в России ездить и не платить взятки?
— Не нарушай ПДД и не придется платить.
А ты часто нарушаешь?
— Скоростной режим, и то редко. Бывали перегрузы, но и они сейчас почти не встречаются. С перегрузами идут в основном зерновозы и самосвалы, менты их останавливают, но там водители знают, сколько надо платить – отдают деньги и едут дальше.
Встречался ли ты со стрельбой на дорогах?
— Слышал, что в 90-е такое было, а сам не видел.
Вопрос о массовых стачках. Что это?
— В 2017 году планировалась стачка <против системы «Платон»>, но те, кто больше всех орал, включили заднюю и не стали в ней участвовать. Потому что боятся потерять клиентов. Не поедешь – грузоотправители найдут другую машину, и будешь потом стоять без работы. Люди боятся.
То есть система сломала людей и никто не стал бороться?
— Да, на то она и система.
Говорят, что если у кафе стоит много дальнобойщиков, то кафе хорошее. Правда ли это?
— Нет, я ориентируюсь по полицейским. Если полицейская машина у кафе, значит там можно перекусить.
Кто обычно идёт работать дальнобойщиком?
— Дальнобойщики – вообще очень разношерстная публика. Много бывших ментов и военных, людей с высшим образованием. В дальнобое можно кого угодно встретить.
Провоцируют ли дальнобойщиков на аварии?
— Автоподставы, ты имеешь ввиду? Нет, я такого не встречал.
Больше всего бесят обочечники, которые пытаются объехать пробку и из-за которых пробка и увеличивается. Им же в любом случае потом придётся встраиваться в этот ряд.
Аварийность большая. Трупы часто вижу, это для меня привычное дело. Машины бьются, горят. Много людей погибает.
Хотелось ли тебе переехать скажем в Польшу, где платят больше?
— Хотелось, но я ленивый, мне ничего не хочется для этого делать. Конечно там зарплаты больше, но серьезно я эту тему не изучал, ленивый слишком.
Много ли среди дальнобойщиков женщин?
— Встречаются, причем довольно миловидные. Я видел, но не общался с ними. Их не очень много.
Ситуация на дороге в плане соблюдения ПДД налаживается? Поменьше нарушают?
— Да, сейчас люди стали ездить более дисциплинированно.
Подвозишь ли ты автостопщиков? И если да, то как часто?
— Редко, потому что могут что-то украсть. Один раз я подвозил парня в Питер, и он украл документы на груз за прошлый рейс. Они ему на*** не нужны, он их обналичить не сможет, зачем они ему понадобились? Может, взял, потому что ничего другого взять не смог. Сейчас стараюсь никого не подвозить.
8 лучших симуляторов дальнобойщика на ПК
Заголовок однозначно многих ввел в ступор. А что, есть еще симуляторы дальнобойщиков, помимо… «Дальнобойщиков»?! Есть, причем довольно много. И среди них можно выделять ряд действительно годных проектов, максимально приближенных к всеми любимой классике от SoftLab-NSK.
Что примечательно, новосибирская компания SoftLab-NSK, основанная в 1988 году, действительно выпустила первую ласточку в жанре. Игра «Дальнобойщики: Путь к победе» вышла в 1998-м, когда мировой игрострой даже представить себе не мог, что людям будет интересно часами крутить баранку, возя грузы в Алмазный.
Сам жанр определяется как «симулятор грузоперевозок», но в народе говорят проще – «симулятор дальнобойщика». После фееричного успеха одноименной франшизы (особенно второй части, которую мы еще вспомним), на западе внезапно поняли, что тоже так могут. Через год появилась серия 18 Wheels of Steel, потом Euro Truck Simulator и масса других.
Так как «Дальнобойщики» были первыми, отечественные геймеры часто называют все остальные игры в этом жанре клонами и относятся к ним пренебрежительно. В Европе и США все, конечно, иначе. Но мы постараемся подойти к вопросу комплексно, оценив самых ярких представителей сегмента настолько объективно, насколько это возможно.
- Дальнобойщики 2
- Euro Truck Simulator 2
- Серия 18 Wheels of Steel
- Scania Truck Driving Simulator
- Spintires
- Truck and Logistics Simulator
- MudRunner
- Вместо заключения – Alaskan Truck Simulator
Дальнобойщики 2
Разработчик: SoftLab-NSK
Год выхода: 2001
Первая часть была уникальной, но имела мало контента (8 автомобилей и столько же типов грузов). Третья не принесла ничего нового, кроме детализированных американских трасс. Вторая же стала хитом и многие годы заслуженно гремела на западе. Для нее группа «Ария» (тогда еще с Кипеловым в составе) записала оригинальный саундтрек.
Итак, в чем суть. Под управлением игрока – компания, предоставляющая услуги автомобильных грузоперевозок. Изначально игрок один, а денег у него – всего на одну партию дешевого тряпья. Задача – привезти груз заказчику с минимальными повреждениями. На выручку игрок покупает новый груз и начинает расширяться, нанимая сотрудников и покупая для них грузовики. Менеджмента тут минимум, геймплейно упор сделан на вождение и обслуживание автомобиля. Его нужно чинить, заправлять, проходить ТО. Можно разбить или утопить – такие авто не восстанавливаются. Цель – захватить не менее 51% всех грузоперевозок в регионе. Дальше можно продолжать в режим свободной игры, развивая компанию, пока под контролем игрока не окажется 100% рынка. Но это еще не все – в игре реализована система борьбы с конкурентами и рейдерские захваты. А если проехать на красный – можно получить проблемы с законом и на короткое время превратить «Дальнобойщиков» в лайтовую версию GTA.
Euro Truck Simulator 2
Разработчик: SCS Software
Год выхода: 2012
В России локализована «Акеллой» под названием «С грузом по Европе 3». На сегодняшний день это, пожалуй, самый известный конкурент «Дальнобойщиков». Разница в том, что SoftLab-NSK давно не поддерживает свое детище, а на второй Евро Трек патчи и обновления выходят до сих пор.
Euro Truck Simulator 2 – не финальная часть серии. В 2016 году вышла American Truck Simulator, но она не смогла превзойти лавры предшественника, так как не привносила в геймплей ничего нового, кроме графики и другого региона. Что касается второго Евро Трека, то мы опять садимся за баранку грузовика, но теперь все стало интереснее. Трафик интенсивнее, ИИ поумнел, на трассах и в городах масса дорожных знаков, которые нужно учитывать. Вообще, нарушать ПДД здесь как в реальной жизни – себе дороже. Потому что в итоге все равно поймают, а штраф и лишение лицензии никому не нужно. Еще одна особенность – симуляция усталости. Каждые 11 часов игрового времени водитель должен спать не менее 9 часов, иначе можно заснуть за рулем со всеми вытекающими. Кстати, дороги и города реальные – с каждым годом глобальная карта расширяется, в 2021-м планируют добавить Иберию.
Серия 18 Wheels of Steel
Разработчик: SCS Software
Год издания: 2002-2011
Это первый симулятор грузовых автоперевозок, вышедший на мировую арену после «Дальнобойщиков». При этом чехи оказались настолько плодовиты, что за 9 лет выпустили 8 игр в рамках одной франшизы. Несмотря на коммерческий успех «Восемнадцати стальных колес», серию закрыли и начали выпускать Euro Track.
18 Wheels of Steel – одна из немногих игровых серий, где сложно выделить отдельную часть. Серия органично эволюционировала вместе с мировым игростроем – улучшалась графика, добавлялись новые механики, карты, модели автомобилей. Но по сути игра всегда оставалась симулятором дальнобойщика – игрок колесил по дорогам Северной Америки, возводя с нуля свою транспортную компанию. Критический поворот случился в 2009-м с выходом 18 Wheels of Steel: Extreme Trucker. В этой части нет глобальной карты, вместо нее ребята ввели несколько независимых регионов (США, Канада, Мексика, Австралия) и даже отдельные дороги, например – печально известную Юнгас-Роуд («Дорога смерти»). Также все авто стали реальными – разработчик получил лицензию на создание полноценных моделей грузовиков от Mercedes, Volvo и других брендов.
Scania Truck Driving Simulator
Разработчик: SCS Software
Год издания: 2012
Да, это снова чехи делают игру про дальнобойщиков. Но в этот раз все иначе – менеджмент и экономика укладываются в бардачок и перестают быть значимыми элементами геймплея. Теперь весь упор на реализм вождения, а цель игрока – не много заработать, но сделать все аккуратно и в срок. Для мотивации – онлайновые таблицы рекордов по разным задачам, от собственно доставки грузов до парковки и экстремального вождения.
Scania Truck Driving Simulator – действительно крайне реалистичный симулятор. Он дает игроку возможность управлять грузовиками Scania с полным дублированием физики настоящего автомобиля. Над разработкой игры помимо программистов и дизайнеров трудились инженеры Скании и ветеранистые дальнобои. В итоге, получилось нечто хардкорное, но – по-хорошему хардкорное. Когда, чтобы провести груз по серпантину, приходится двигаться со скоростью пешехода и постоянно люто выкручивать руль в одну сторону. Но по итогу, увидев свое имя в топе лидеров, понимаешь, что все это было не зря. Хотя наслаждаться можно на клавиатуре, лучше – с игровым рулем. Здесь это действительно важно, и ощущения будут совсем другие.
Spintires
Разработчик: Oovee Game Studios
Год издания: 2014
Хватит про чехов. SPINTIRES – отличный пример того, что симулятор дальнобойщика можно подать под другим соусом. Например – совместив его с симулятором бездорожья и завернув в сеттинг с советскими ЗИЛами. Звучит безумно, но выглядит круто. Официально игра не поддерживается, но миллионы фанатов до сих пор пилят под нее моды благодаря открытому коду.
Путь Spintires в массы был труден и тернист. Изначально игра вышла в Стиме, но вскоре была удалена, потому что в ней обнаружился критический баг, который тотально крашил ее, так что спасала только полная переустановка. Когда баг исправили, Steam уже не захотел возвращать продукт. Это сыграло с разработчиками злую шутку, лишив их главной коммерческой площадки. А ведь игра удалась! Могучие советские грузовики, реально воссозданные таежные регионы, реалистичная физика и особенно – деформация земной поверхности, ставшая возможной благодаря инновационному (на тот момент) движку Havok. Что это значит? То, что раз проехав по чернозему, вы делаете глубокую колею. Если проедите там еще раз в дождь, то третий заход может стать для вас последним.
Truck and Logistics Simulator
Разработчик: Simula Games
Год выхода: 2020
Во всех отношениях свежий проект, который сейчас представлен в Steam на стадии раннего доступа. Игра немного выходит за пределы понятия «симулятор дальнобойщика», потому что помимо собственно перевозки грузов игроку предстоит также загружать и разгружать фуры, используя для этого специализированные средства.
Итак, в среднем половина геймплея сосредоточена на доставке грузов. Тут все стандартно и приятно – есть грузовики, фургоны и пикапы. Есть разные типы грузов, некоторые нужно возить аккуратнее, чем другие. Есть опасные грузы – с ними свои заморочки. Множество трасс и карт, включая городские и бездорожье. Можно составлять целые конвои, но непосредственно игрок управляет только ведущей машиной. Физика управления передана довольно реалистично, поэтому игра совсем не аркадная. Особенно сложно с 20-тонниками и прицепами. Но отдельная фишка – погрузчики, от обычных вилочных до телескопических и огромных кранов. Эти моменты дают принципиально новый опыт и позволяют отвлечься от вождения как такового. Важный момент – игру активно пилят, так что через годик она вполне может превратиться в реальный хит.
MudRunner
Разработчик: Saber Interactive
Год выхода: 2017
Это тоже не в полной мере симулятор дальнобойщика, хотя игроку предстоит управлять грузовыми автомобилями. Здесь доставка грузов – второстепенный аспект геймплея. Основная цель – просто добраться до пункта назначения. Потому что между стартом и финишем – километры бездорожья с динамичной сменой климатических условий!
Название может сбить с толку, но это не аркада. В MudRunner реалистичная физика грузовиков – основа основ. Под управлением игрока – один из 19 мощных внедорожников, которые возят не тряпки и ТНП, а бревна, нефть или уголь. Все сурово, по-мужски! Трассы тоже суровые – начинает игрок с асфальта, пусть и видавшего виды, а заканчивает преодолением водных преград и размытых напрочь грунтовок. При этом он в любом случае будет застревать – это фишка геймплея. Чтобы выбраться – придется вызывать спецтехнику и, управляя ею, доставать себя из грязевой реки или из-под селя. А теперь главное – никаких маячков и GPS-навигаторов. Только бумажная карта, компас, лебедка и рация, которая берет далеко не везде. Учитывая огромный открытый мир-песочницу и детализированную графику, выглядит симулятор на все сто!
Вместо заключения – Alaskan Truck Simulator
Выше мы рассмотрели самые популярные серии и отдельные проекты в жанре «симулятор дальнобойщика». Однако в 2021 году (точнее неизвестно) нам обещают нечто уникальное, а именно – Alaskan Truck Simulator, первая игра ААА-класса в этом жанре. Разработкой занимается Westend Studio, уже подарившая нам с пяток симуляторов и дюжину хорроров. Но Аляска обещает быть самым амбициозным проектом конторы.
Место действия, соответственно, Аляска, хотя пока неясно, насколько точно предполагается воссоздать карту региона. Игрок – водитель-дальнобой, который планирует открыть собственную контору. Вроде знакомо? Да, но нет!
Во-первых, нам обещают полное погружение с беспрецедентно реалистичной физикой автомобиля и дороги. Во-вторых, смена суток и погоды, необходимость учета таких факторов, как сила ветра. В-третьих, максимум реализма – усталость водителя, качество топлива, хрупкость грузов. Даже дорожное покрытие будет значительно менять динамику авто. Резюмируя, выглядит все многообещающе, особенно если учесть, что игра разрабатывается совместно с Discovery Channel. А в ожидании потенциального шедевра есть, во что поиграть. Мы сегодня в этом убедились!