Оборудование типа драглайн; техника высокой производительности
Оборудование типа драглайн — техника высокой производительности
Интересным фактом является то, что сама идея создания техники типа драглайн была высказана в начале 16 века Леонардо да Винчи. В 1884 году в США был создан первый агрегат, а в СССР в 1946 году был выпущен первый такой экскаватор.
Позднее, в пятидесятом году стали в СССР выпускать агрегаты с большими ковшами и стрелой 65 метров, а в 1977 году — агрегаты с размером стрелы в 100м. Всего в бывшем СССР было выпущено 5 моделей различных модификаций подобных экскаваторов.
Что такое драглайн? Сферы применения
Драглайн — это рабочее оборудование экскаватора, которое используется для разработки грунта, находящегося несколько ниже места стоянки экскаватора.
Ковш подвешен на канаты к стреле, и копание доступно только по направлению в сторону экскаватора.
Что касается технических особенностей, устройство отличается глубиной копания и выгрузки.
Так как эти параметры превосходят возможности экскаватора, у которого оборудование представлено прямой и обратной лопатой, агрегат эффективно используют в рытье карьеров, котлованов, насыпей. Также в мелиоративных работах и строительстве железных дорог и автотрасс.
Особенности конструкции драглайна
Драглайн по своей конструкции выгодно отличается от различной подобной техники тем, что имеет возможность к одновременной установке большого количества необходимого оборудования, которое управляется канатами.
Среди технических возможностей драглайнера отличают:
- Стрела 100 — метровой длины;
- Ковш, вместимостью до 168 м3;
- Тросовый механизм;
- Вес больше 8000 тонн.
Стрела агрегата решётчатая и лёгкая, несмотря на это, обладает большой грузоподъёмностью.
Ковш с гибкой подвеской помогает увеличить радиус и глубину копания.
Тросовый механизм, при помощи которого идёт управление стрелой и ковшом, позволяет производить различные манипуляции в труднодоступных местах. Однако тут важным элементом является опыт оператора.
Ковш перемещается к самому месту забора грунта при помощи маятниковых движений, и в начале раскачиваясь на цепях, при достижении необходимого места быстро погружается в грунт.
Это погружение происходит под действием собственного веса ковша.
После погружения при помощи подъёмного и тягового канатов грунт подрезают и перемещают к месту выгрузки.
При работах в сложных условиях, мёрзлом или твёрдом грунте, его сначала разрыхляют специальным устройством.
Ценность агрегатов такого типа в больших масштабах выполняемых работ, возможности работ на большой глубине, где использование другой техники не представляется быть возможным.
Обзор и сравнение моделей
Среди основных моделей в нашей стране пользуются хорошим спросом отечественные модели. Их есть несколько модификаций, и выпускаются они разными предприятиями.
Например, Донецкий завод экскаваторов производит тросовый экскаватор модели ЭО-4112А-1, который передвигается на гусеницах и снабжён навесными приспособлениями драглайн.
В Новокраматорске на машиностроительном заводе выпускают ряд моделей больших электрических экскаваторов с оборудованием типа ЭШ, ковш которого размером до 20м3.
ОМЗ Горное оборудование и технологии так же выпускает модели ЭШ с драглайнами, ковши которых достигают 100 м3, и экскаваторы ЭДГ оборудованные драглайнами с ковшом до 8,5 м3.
Среди зарубежной техники подобного типа альтернативой нашим спецмашинам вполне может выступить модель Хитачи, передвигающаяся на гусеницах и имеющая удлинённую стрелу.
Техника с драглайном, выпускаемая компанией Hitachi ZX330-3 высокоэффективна в трудных условиях работы, отличается высокой надёжностью и прочностью, оснащена дизельным ДВС, ковшом до 1.4 м3, стрелой до 6,5м3, весит 40 тонн. Также данная модель маневренна и удобна в использовании на сложных участках.
Критерии подбора устройства
При определении критериев для подбора техники с драглайном важно чётко знать, для каких именно работ нужна техника.
Драглайн это строительная техника определённого вида, которая работает с грунтами на больших глубинах. Эта техника бывает двух типов:
- Одноковшовая периодического действия;
- Одноковшовая непрерывного действия.
Чтобы выбрать нужную машину, нужно оценить её эксплуатационные возможности. В определении присутствуют типы индексации, где первыми буквами обозначается класс техники (ЭО экскаватор одноковшовый), а дальше перечисляются основные индексы:
- размер экскаватора (вместимость ковша);
- ходовая часть;
- устройство рабочей подвески;
- порядковый номер модели экскаватора.
После определения основных индексов, указываются буквенные индексы, которыми обозначают порядковую модернизацию (А, Б), климатическое использование (С, ХЛ, Т, ТВ).
Что касается конструкций оборудования, тут обозначение идёт цифровое:
- 1 подвеска гибкая (канатные полиспасты);
- 2 подвеска жесткая (гидроцилиндры);
- 3 — телескопическое.
Наличие в рабочем оборудовании гибкой подвески подразумевает деление его на оборудование прямой лопатой или обратной лопатой.
Жесткая же подвеска позволит навешивать на драглайн гидромолот вместо ковша, приводящийся в движение насосами гидросистемы агрегата.
Для выбора типа агрегата основными критериями будут характер и особенности предполагаемых к выполнению им работ. И правильный выбор типа машины тут очень важен.
Фото драглайна
В разделе представлены фото экскаваторов с оборудованием драглайн.
Видео драглайн в работе
Подобным образом работают экскаваторы с навесным устройством:
Экскаватор что это такое
Экскаватор – это специализированный механизм для разрабатывания грунта. Область использования: строительная индустрия, горнодобывающая промышленность, ирригация.
Классификация землеройной техники
Экскаваторный парк отличаются характерными признаками — габаритами, мощностью, предназначением и другими техническими параметрами.
Тип ходовой части
Различают несколько основных групп:
- гусеничные;
- шагающие;
- колёсные;
- рельсовые;
- плавучие;
- комбинированное шасси.
По режиму эксплуатации
В зависимости от характера работы все землеройные механизмы делятся на два больших класса.
Экскаватор с непрерывным процессом работы
Имеет в своей конструкции несколько ковшей, что позволяет ему одновременно выполнять операции по выемке и перемещению грунта.
Полезно знать! Разработка породы может проводиться в горизонтальной, вертикальной плоскости, по кругу.
Используются на однородных грунтах. Их применение ограничивается устройством углублений, где требуется перебазировка отвальной земли к поверхности. С их помощью производится устройство канав, траншей, каналов. Делятся на роторные и цепные. Исполнительный орган первой группы представляет собой вращающееся колесо, на котором размещаются ковши.
На цепных экскаваторах они закрепляются на подвижной конструкции, представляющей собой набор рыхлителей, подрезных элементов, выгребных скребков.
Наличие значительного числа ковшей обеспечивает непрерывность процесса, оптимизирует необходимые усилия, уменьшает нагрузки, повышает производительности земляных работ.
Траншеи бывают прямоугольными, в виде трапеции, ступенчатыми и достигают в глубину 4 м при ширине до 2 м. Отвальный грунт складируется в стороне от траншеи.
Цепные многоковшовые траншейные экскаваторы применяются в районах залегания мягких грунтах группы без наличия крупных включений. Роторные модификации применяются для вскрышных работ в открытых карьерах.
Экскаватор с циклическим характером действия
Оснащается одним ковшом. Разработка и выемка грунта выполняется последовательно. Механизмы такой конструкции применяются при смешанных почвах с каменными включениями твердых горных пород. Представляют собой более унифицированный сегмент техники по сравнению с многоковшовым вариантом.
По эксплуатационному предназначению
Землеройная техника делятся по группам:
- карьерная;
- вскрышные – для эксплуатации в местах поверхностной добычи полезных ископаемых и твердых горных пород;
- шахтные комбайны — для подземных работ;
- строительная универсальная.
Модель привода рабочего органа
Имеет несколько модификаций:
- гидросистемы – наиболее многочисленная категория, а главное достоинство заключается в возможности активно использовать навесное оборудование в виде гидромолотов, пробойников, специализированных захватов, перфораторов;
- дизель-электрические машины – вес от нескольких десятков до сотен тонн;
- электроприводные агрегаты – суперэкскаваторы с питанием от линий электропередач.
По силовому оборудованию
Выбор двигателя зависит от условий, в которых будут эксплуатироваться механизмы. В карьерной технике чаще применяются электродвигатели. Это объясняется относительной дешевизной электроэнергии. При сооружении автомагистралей рационально использование дизельных установок.
Если исполнительные механизмы экскаватора приводятся в действие одним двигателем, такой привод называют одномоторным, а при наличии отдельной силовой установки для каждой группы оборудования — многомоторным.
Особенности одноковшовых экскаваторов
Самый распространенный класс. Их группирование имеет свои принципы и ряд признаков.
Индекс размерного класса
Различают несколько категорий показателей:
- номер 0-8: от особо легкой до особо тяжелой – масса от 3 до 160 т;
- по мощности; 10 – 800 л.с.;
- объем ковша: 0,1 – 10 м 3 .
Техника тяжелее 8 класса относится к сверхтяжелым экземплярам. Проектируется по индивидуальным заказам.
По типу конструкции, несущей ковш
- Качающаяся мачта – жесткий элемент. К ней тросами крепится ковш. Переворачивания рабочего органа производится при помощи системы стальных канатов. Такая схема получила название драглайн. Применяется на моделях шагающих экскаваторов, которые используются при вскрышных и добывающих работах. Грейфер плавучих вариантов и погрузчиков тоже подвешивается на мачтах.
- Телескопическая стрела по устройству похожа на стрелу автокрановых установок. Применяется редко. Используется на экскаваторах, где нет необходимости в обеспечении повышенной жесткости стрелового элемента при производстве работ.
- Шарнирная стрела характеризуется повышенным коэффициентом прочности и подвижности. Применяется на тяжелых образцах экскаваторов.
- Ломающаяся стрела – применяется в паре с гидроприводом на большинстве универсальных экскаваторов.
По типу рабочего органа
- Простой ковш (вариант – наличие откидного дна).
- Прямая лопата — для экскавации грунта выше горизонта расположения экскаватора.
- Обратная лопата — оборудование по разработке почвы ниже механизма при устройстве котлованов, траншей, выемок.
- Грейфер — состоит из двух половин, которые опускают на грунт, а при подъеме они захватывают грунт и захлопываются. Применяется на рыхлых, сыпучих категориях почвы.
- Драглайн (волокуша) — срезает грунт при протягивании по касательной к плоскости земли.
Малые механизмы
Типичный представитель такого класса – это компактный одноковшовый экскаватор на гусеничном ходу с ломающейся стрелой и гидроприводной системой. Общая масса до 1500 кг с ковшом до 0,15 куб. м. Отвалом не комплектуется, но имеют солидный комплект доп. оборудования.
Полезная информация! Есть малютки, с двигателем до 50 см 3 .
Благодаря экономичности, универсальности и способности работать в стесненных условиях, приобретают популярность в строительстве. Сегодня растет спрос на землеройные машины с небольшим ковшом на пневмоколесном ходу, обладающих повышенной маневренностью для оперативной передислокации с одного объекта на другой.
Экскаваторы-исполины
Узкопрофильные задачи для специализированной техники послужили толчком к созданию супермощных прототипов. Это относится к шагающим экскаваторам. Для шасси используется опорная плита, которая перемещается по площадке с помощью гидромоторов. Размещенное на ней экскаваторное оборудование обладает уникальной производительностью. Яркий пример – это одноковшовые драглайны с объемом ковша до 100 м 3 . Длина стрелы колеблется в пределах до 130 м. Стоит отметить и роторные модификации, в которых рабочий орган в виде колеса с набором ковшей диаметром до 18 м. Глубина разрабатывания грунта достигает 45 м, а высота – 38 м. Масса составляет до 15000 т. Такие рабочие габариты позволяют проводить широкий охват обрабатываемой площадки. Средняя скорость перемещения составляет до 450 м в день.
Техническая справка! Подобные образцы создавались в 80-90 годы и функционируют по сегодняшний день. Это свидетельствует о надежности таких экскаваторов.
Особенность шагающей землеройной техники — совмещение свойств циклических машин и многоковшовых моделей.
Итоги
Богатый набор видов экскаваторов, обладающих специфическим режимом эксплуатации, типом силового агрегата, характером технологического оборудования дает возможность выбрать подходящую модификацию для разрабатывания грунтов 1-6 категории и различного алгоритма использования.
Статья подготовлена специалистами компании «Сфера». Информации о компании.
Экскаватор что это такое
Сложный процесс по сносу здания невозможен без применения тяжелой крупногабаритной техники. Это экскаваторы-разрушители, бульдозеры, погрузчики, самосвалы, дробильные установки и многие другие машины и механизмы.
В среде профессионалов-демонтажников, занимающихся механизированным сносом зданий, наибольшей популярностью пользуются экскаваторы. Эти машины универсальные и многофункциональные. Они могут:
- Самостоятельно передвигаться по площадке сноса, которая часто завалена обломками сносимого объекта;
- Достать ковшом до верхних этажей многоэтажных зданий, разбить и обрушить кирпичную или панельную стену и межэтажное перекрытие;
- Отгрести от стены и собрать в кучу обломки;
- Погрузить не очень крупные куски боя бетона или кирпича в кузов самосвала;
- Сломать отмостку здания, собрать и перенести обломки в сторону, отрыть грунт от фундамента для работ по его разрушению;
- Провести большую часть земляных работ на стройплощадке – отрыть котлован, выкопать канаву, насыпать и/или выровнять откос;
- Помочь бульдозерам расчистить площадку сноса от обломков сооружения и т. п.
Экскаватор-разрушитель – это, можно сказать, главный «персонаж» для механизированного сноса. Обычно это мощная машина с гусеничным движителем. На гусеничный ход его поставили потому, что колеса имеют меньшую проходимость по сравнению с гусеницами. Достаточно часто колеса не в состоянии преодолеть огромные глыбы разрушенных стен или промежутки между ними. Машины на гусеницах за счет своей ширины, длины и изменения «угла атаки» могут спокойно двигаться по глыбам.
Эти экскаваторы называются английским словом Demolition, что в дословном переводе на русский язык означает снос.
Есть еще один термин для экскаваторов этого назначения – Demolator. Этот англоязычный термин переводится как разрушитель. На профессиональном сленге специалисты его называют «демон» за его мощь и возможности.
Как устроен экскаватор-разрушитель и его технические особенности?
Использование для разрушения объектов обычного экскаватора с тросовым приводом стрелы и ковша показало его некоторые недостатки для этой работы:
- малая длина стрелы, на которой закреплен ковш, не достает до верхних этажей многоэтажных зданий;
- недостаточная прочность конструкции ковша и его разрушающих элементов – зубьев;
- сложность оснащения дополнительным оборудованием – конусом-«бабой» или шаром;
- дополнительное оборудование имело малые возможности по разрушению.
Экскаватор-разрушитель по конструкции более сложная машина по сравнению с обычным экскаватором. У него значительно больше возможностей за счет сменных стрел, на которых подвешивается и легко меняется дополнительное оборудование. Стрелы разной длины позволяют работать на объектах большой и средней высоты.
С появлением на экскаваторах гидропривода набор функций значительно вырос. Стало возможным снабжать такие экскаваторы шасси с переменной шириной колеи, автоматикой обеспечения устойчивости и другим специальным оборудованием:
- Сменными стрелами с прямым и обратным ковшом;
- Дробильными ковшами роторного или щекового дробления с сортировкой щебня;
- Мембранными или поршневыми гидромолотами для раскалывания монолитных конструкций – железобетонных и кирпичных стен; -бетоноломами (крашерами или процессорами), которые не только крушат бетонные монолиты, но и «перекусывают» любую стальную арматуру;
- Вибропогружателями для свай, шпунтов и труб, которыми их же можно и извлечь из грунта;
- Захватами разного назначения;
- Системами подавления пыли и мн. др.
Гидроножницы имеют усилие сжатия в несколько сотен тонн. Они спокойно перерезают стальные детали толщиной до 60 – 70 мм, например, балки перекрытий. Рез идет точно там, где хочет оператор и очень быстро. Сленговое название таких ножниц – «крокодил» из-за схожести с этим хищником.
Более совершенные гидроножницы называются мультипроцессором из-за нескольких «челюстей», которые может быстро сменить оператор. Усилие резания достигает 1 000 – 1 100 тонн.
Оптимальная высота экскаватора-разрушителя
Рабочая высота экскаватора-разрушителя определяется длиной его стрелы. Обычно используются стрелы 20 – 30 м. Например, модель Volvo EC460CHR High Reach имеет стрелу длиной 27,4 м. А самый большой демолишен, работающий в России, модель Caterpillar 390DLME способен разрушать здания высотой до 60 м.
Если даже такой высоты мало, то из строительного лома нагребается и утрамбовывается холм высотой 5 – 10 м и демолишин работает с его уплощенной вершины.
Такая современная многофункциональная техника упрощает рабочие процессы, ускоряет демонтаж и снос объектов, что в результате снижает денежные и временные затраты на подготовку площадок для нового строительства.
Экскаваторы — помощь в выборе
По затратам энергии при выполнении работ вручную на первом месте стоит работа косца, на втором ― землекопа. Объёмы же земляных работ были огромны во все времена, а теперь вообще колоссальны. Стройки, дороги, карьеры. Да тут не то, что каждого взрослого, а и подростков надо приставить поголовно к лопатам. Поэтому землеройные работы практически везде механизированы. Выполняют эти работы экскаваторы (» excavo » лат. » долблю «). Объём работы экскаватора несоизмерим с ручным трудом, как бы ни изгалялись острословы о двух солдатах из стройбата, заменяющих экскаватор.
Многообразие экскаваторов
Если вспомнить, что разработкой землеройных машин для рытья каналов занимался ещё полтысячи лет тому назад Великий Леонардо, то понятно: за это время создано столько различных модификаций экскаваторов, что классификация будет иметь разветвлённый вид. Экскаваторы отличаются друг от друга по:
— виду ходовой части (шины, гусеницы, рельсы и т.д.);
— типу эксплуатации (для строек, шахт, карьеров и т.д.);
— силовому приводу (электрические, дизельные);
— по принципу работы (непрерывно или периодически работающие).
Естественно, сочетаний этих характеристик великое множество, отсюда и огромное число модификаций.
Во что обут экскаватор?
По дорогам с любым покрытием, а если нет покрытия, то по грунтам любого типа свободно пройдут экскаваторы с гусеничным ходовым механизмом . Если исключить экскаваторы, работающие в городской инфраструктуре, то подавляющее большинство оставшихся будет иметь гусеничный ход. Такие экскаваторы легко пройдут по рыхлой почве, по болотистым торфяникам при мелиорации, по захламленному бездорожью лесозаготовок и т.д.
Экскаваторы на пневноколёсах хорошо зарекомендовали себя в городах, где гусеницы попросту раздробят асфальт. Пневмоколёса и асфальт оставят в покое, и хорошо амортизируют, и при движении не гремят.
Шагающий экскаватор не имеет ни колёс, ни гусениц. Снизу у него опорная плита, на которой он располагается при работе. Для передвижения экскаватора служат опорные башмаки на гидроцилиндрах: поднялся на них, перенёс себя и снова опустился на опорную плиту. Скорость такого передвижения ― до 80 м/час.
Экскаваторы рельсового хода чаще всего используются в горнодобывающих карьерах. Обычно это цепные экскаваторы, автомобилям под погрузку удобнее заезжать снизу под экскаватором между широко расположенными рельсами. Это пространство называется порталом, потому и экскаватор считается портальным.
Землеройное устройство с ковшом можно установить на всевозможные шасси, потому иногда экскаватор имеет автомобильный, вездеходный, тракторный ход .
Уже не вызывает удивления комбинированное шасси : некоторые пневмоколёсные экскаваторы снабжены железнодорожными колёсными парами, опускаемыми в случае передвижения по рельсам.
Есть даже плавучие экскаваторы , чаще называемые земснарядами .
Принципы работы экскаваторов
Обычно одноковшовые экскаваторы являются экскаваторами циклического действия: набрал ковш ― перенёс ― высыпал. Далее цикл повторяется.
Траншейные и роторные стреловые экскаваторы являются механизмами непрерывного действия. Траншейные мы видим чаще, все помнят лёгкие экскаваторы, служащие для прокладки кабеля. Роторный экскаватор имеет много ковшов, закреплённых на большое вращающееся колесо.
Земснаряды набирают песок под водой за счёт вакуумно-всасывающих устройств.
Нельзя сказать, что какой-то один способ или принцип является лучшим или универсальным. Каждый конкретный случай требует конкретной техники. Как не будешь заготавливать речной песок одноковшовым экскаватором, так и не будешь рыть котлован для маленького пруда на даче роторным.
Зависимость выбора экскаватора от условий эксплуатации
Начнём со строительной площадки. Пожалуй, никак нельзя умалить значение колёсных экскаваторов для стройки. Да, если приходится производить объёмные разработки грунта, то лидировать будут гусеничные экскаваторы. Но в городских условиях у них больше минусов, чем плюсов: колёсные экскаваторы мобильнее ― они имеют большую скорость передвижения, и появляется возможность очень быстрой переброски с одного объекта на другой. Кроме того, в городе гусеничные экскаваторы ― враги асфальта, для их перемещения нужны тралы, что удорожает любой проект.
Шахтные экскаваторы отличаются небольшими размерами, что неоценимо в замкнутых пространствах. Наиболее часто они применяются в подземных горизонтальных выработках для погрузки горных пород, для этих же целей ― в тоннелях.
Так как карьер ― уже подготовленная территория для выработки полезных ископаемых открытым способом (а это значит, что никаких пространственных помех для экскаваторов нет), то для повышения рентабельности карьера желательно, что бы они как можно больше смогли вскрыть, перенести и загрузить пород из карьера. Потому применяются в карьерах разные экскаваторы, главное, чтобы их ковш был повместительнее:
- — драглайны, у которых нет жёсткого соединения стрелы с ковшом. Ковш удерживается цепью, другая цепь подтягивает или же отпускает ковш;
- — карьерные гусеничные, обладающие повышенной проходимостью;
- — гидравлические, которые лучше применять на вскрышных работах, ведь из-за того, что жидкость не сжимается, на породу передаётся любое усилие без потерь, наоборот с возможностью его увеличить;
- — роторные, не допускающие при работе даже малейших сбоев подачи полезных ископаемых.
Что движет экскаватором?
Передвижение и возможность работы любому экскаватору обеспечивает двигатель. Всё начиналось с парового двигателя, потом появились дизельные, карбюраторные и электрические. Намного чаще других на экскаваторы устанавливаются дизельные и электрические двигатели. Причина проста: названные виды наиболее экономичны. Какой из них выбрать? Это зависит от конкретной ситуации. Отличительная черта дизельного экскаватора ― мобильность. Если надо много перемещаться по объекту строительства или за его пределы, нужен дизельный экскаватор. При работе с небольшими перемещениями рентабельнее применять электроэкскаваторы, как использующие самую дешёвую на сегодняшний день энергию. Работа в карьерах соответствует этим требованиям. То есть, можно проследить ещё одну тенденцию: лёгкие и мобильные экскаваторы с небольшим ковшом ― дизельные, тяжёлые ― электроэкскаваторы. Сейчас идёт разработка новых моделей электроэкскаваторов ― лёгкие экскаваторы, работающие от аккумуляторных батарей. Причём машинист такого экскаватора скорее не машинист, а оператор: он может управлять машиной с помощью планшета, как находясь на сидении экскаватора, так и рядом с экскаватором.
Применение и значение экскаваторов
В первую очередь экскаватор ― землеройная машина. Поэтому преимущественно его работой является выемка и перенос грунта. Причём выемку грунта они могут производить не только на площадках, где находятся сами, но и на площадках уровнем ниже или выше. Для них не проблема выемка грунта из-под слоя воды. Выкопанный грунт они могут загружать в средства транспортировки (вагоны, автомобили, баржи и т.д.). При отсутствии транспорта экскаватором в любом удобном удалённом месте можно отсыпать грунт в отвал. Рытьё каналов и котлованов, создание насыпей и выемок, создание дамб и расчистку территорий экскаваторами производят быстро и качественно. Строительные площадки экскаватором можно спланировать с большой точностью, особенно машинами с гидравлическим приводом. Все вышеуказанные работы можно проводить не только с грунтом, но и с любыми другими сыпучими строительными материалами.
Экскаваторы позволили полностью механизировать земляные работы, заменив людей. Что уж говорить о карьерных экскаваторах, одним ковшом заполняющими полувагоны, если обыкновенный строительный экскаватор за одно движение переносит 1- 4 м 3 земли.
Самый-самый.
Понятно, что экскаватор с большим ковшом более производителен, чем его меньшие собратья. Были среди экскаваторов и такие, которые собирались в единственном экземпляре.
Размеры и характеристики самого большого в мире экскаватора впечатляют. Создала и собрала его немецкая компания ThyssenKrupp Fordertechnik в 1978 году. Стоил он около 100 млн.евро, а собирали его 5 лет. Работает он до сих пор в ФРГ в угольном разрезе в Гамбахе и выдаёт на-гора бурый уголь.
Работает этот роторный ковшовый экскаватор по 20 часов в сутки. За это время он производит 240000 м 3 угля. Размеры экскаватора: ширина ― 46 м , длина ― 240 метров , высота ― 96 метров . Вес этого монстра составляет 13,5 тыс. тонн. Стрела, имеющая длину 200 метров , заканчивается ротором с ковшами, объём каждого из них — 6,6 м 3 .
Конечно, такие объёмы (240 тыс. м 3 /сутки) загрузить и вывезти сложно. Да это и не нужно, такие экскаваторы нужны для вскрышивания, а во вскрышенной массе более половины ненужной «пустой» породы.
Усовершенствование и разработка модификаций экскаваторов продолжается непрерывно. Причин более чем достаточно: улучшение качества работ, повышенный спрос, связанный с увеличением объёмов строительства и добычи полезных ископаемых открытым способом, новые условия и новые технологии проведения работ.
Еще про крупногабаритную технику, оборудование и транспорт :