Reduno.ru

КАРС Авто
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Калькулятор расчета индекса нагрузки шин

Калькулятор расчета индекса нагрузки шин

Коэффициент нагрузки шин (или его более распространенное название — индекс нагрузки) можно приблизительно рассчитать, основываясь на информации из паспорта технического средства и характеристик, которые дает производитель машины. Расчет шин по нагрузкам выполняется на основе деления максимально допустимой массы автомобиля на 4 (количество колес у стандартных легковых машин и внедорожников).

Перед тем как рассчитать индекс нагрузки на шину, необходимо определиться с понятиями, которые имеются в техническом паспорте автомобиля. Итак:

сухая и полная нагрузка автомобиля

  • сухая масса — это масса машины без пассажиров, без запасного колеса, инструментов и ремонтных приспособлений, а также без технологических жидкостей (топлива, всех масел, различных чистящих и прочих жидкостей);
  • снаряженная масса — масса автомобиля с технологическими жидкостями (топливо, масла и так далее), а также водителем (ее еще иногда называют массой без нагрузки);
  • полная масса (разрешенная) — это максимальная масса снаряженного и загруженного автомобиля (с пассажирами, жидкостями, ремонтным набором, и полезным грузом, ее еще называют разрешенной максимальной массой);
  • грузоподъемность — это масса полезной нагрузки, которую может перевозить автомобиль (пассажиры, багаж).

Как правило, допустимая масса полезного груза в паспорте машины не пишется, а указывается в технической документации производителя. В соответствии с европейскими нормами усредненная масса человека, сидящего в автомобиле, принимается за 75 кг (ранее в СССР это значение было 80 кг).

Помните, что разрешенная максимальная масса (полная масса) является суммой массы машины без нагрузки (снаряженной массы) и ее грузоподъемности. Поэтому проще всего выполнить расчет индекса нагрузки шин, если вам известна разрешенная максимальная масса автомобиля. Для этого ее значение необходимо разделить на 4. В результате получится количество килограммов, которое способно выдержать покрышка. Нужно добавить к этому значению 35…40% для запаса. А после этого с помощью таблицы определить, какой индекс нагрузки шин соответствует этому значению.

Если же значение максимально допустимой массы машины вам неизвестно, можно произвести эмпирический расчет, основываясь на теоретических данных. То есть, сложить массу снаряженной машины и значение ее грузоподъемности. После этого разделить получившееся значение на 4 с тем, чтобы подобрать шины по индексу нагрузки. В приведенном выше калькуляторе мы взяли запас, равный 40%, чтобы у вас была возможность подобрать шину не с граничными значениями, а с некоторым запасом прочности. Это особенно актуально для дорог с плохим покрытием, коих в нашей стране немало.

нагрузка на колеса по осям

Не забывайте, что у многих машин нагрузка на переднюю и заднюю ось различна. Поэтому пользоваться нашим эмпирическим расчетом необходимо аккуратно, а по возможности пользоваться справочной информацией и рекомендациями производителя о том, покрышками с каким индексом нагрузки пользоваться.

Стоит помнить, что необходимо выбирать шины, рекомендованные производителем, или близкие к этим требованиям. Если вы выберете покрышки с меньшим коэффициентом, то рискуете собственной безопасностью, будучи за рулем. Ведь шина подвергается чрезмерным для нее нагрузкам. А это означает, что в один прекрасный момент она может попросту взорваться. А если это произойдет на скорости, то последствия могут быть непредсказуемыми.

Однако не стоит ставить и слишком жесткую резину. Если вы сделаете так, то столкнетесь с тремя негативными факторами:

расчет индекса нагрузки шин

  1. Перерасход топлива. Он обусловлен тем, что двигателю необходимо больше энергии, чтобы вращать более тяжелую и жесткую покрышку.
  2. Жесткость хода. С увеличением индекса нагрузки резина становится более жесткой. Соответственно, ход у машины также будет жестким и дискомфортным.
  3. Чрезмерная нагрузка на подвеску. Жесткие покрышки также имеют и большую массу. Соответственно, на подвеску оказывается дополнительные усилия, что приводит к ее чрезмерной эксплуатации, и приближает выход из строя.

Поэтому придерживайтесь «золотой середины», и устанавливайте резину с индексом нагрузки, который рекомендует производитель.

Как пользоваться калькулятором

Следуйте следующему алгоритму:

  1. В поле «Значение массы снаряженной машины» введите массу автомобиля с полным баком, технологическими жидкостями, ремкомплектом, запасным колесом и водителем. Обычно это значение указывается в техпаспорте машины или в документации производителя.
  2. В поле «Значение максимально допустимой массы багажа» введите значение массы груза, который предполагается возить на машине. При этом учтите, что массу пассажиров учитывать не нужно, она уже учтена (из расчета 4 пассажиров с массой 75 кг каждый). Эту информацию также можно узнать в справочной документации к вашей машине или в интернете.
  3. Нажмите на кнопку «Рассчитать». В поле результата вы увидите значение индекса нагрузки для покрышек вашего автомобиля.

Повторимся, что расчеты являются эмпирическими, а поэтому рекомендуем вам уточнить значения коэффициента в справочной литературе.

Таблица соответствия индекса нагрузки и максимального веса авто
Индекс нагрузкиМаксимальный вес, кгИндекс нагрузкиМаксимальный вес, кг
80450102850
81462103875
82475104900
83487105925
84500106950
85515107975
865301081000
875451091030
885601101060
895801111090
906001121120
916151131150
926301141180
936501151215
946701161250
956901171285
967101181320
977301191360
987501201400
997751211450
1008001221500
1018251231550

Часто задаваемые вопросы

Какой индекс нагрузки легковых шин?

Индекс нагрузки шин для легковых автомобилей выражен двухзначным числом. На шины легковых автомобилей можно выделить коэффициенты от 63 до 90. Помните, что чем индекс нагрузки больше, тем толще, жестче и тяжелее шина. Соответственно будет больше шума при движении и увеличивается расход топлива. А чем индекс меньше, тем резина мягче, легче и быстрее износится.

Читайте так же:
Как подключить Mi True Wireless Earbuds Basic 2?

Какой индекс нагрузки шин для кроссоверов?

Индекс нагрузки шин для кроссоверов выражают трехзначным числом, которое в маркировке идет сразу же за посадочным диаметром. Шины для кроссоверов также часто имеют увеличенный индекс грузоподъемности, и обязательно сопровождается дополнительным обозначением – XL (extraload или reinforced). Это показывает, что резина имеет более увеличенный показатель прочности и что боковина шины намного прочнее обычной. Чаще всего индекс нагрузки шин для кроссоверов находится в интервале от 90 до 105.

Что такое индекс нагрузки 91?

Индекс нагрузки 91, это число, означающее что данная шина способна вести груз в 615 кг на максимальной скорости которая указывается в маркировке шины (индекс скорости отмечен буквой латинского алфавита, сразу после обозначения относительно нагрузки). На боковине шине это может выглядеть, например, так: 205/55 R16 91 H.

Что означает индекс нагрузки 65?

Индекс 65 означает что данная шина выдерживает нагрузку в 290 кг. А значит в сумме, автомобиль с колесами на такой резине, может нести вес, вместе с грузом, не больше чем 290*4, то есть 1160 кг. При этом в шине должно быть номинальное внутреннее давление, а скорость не выше допустимой (ее значение производитель указывает буквенным индексом).

Как изменить грузоподъёмность в ПТС

Встречаются случаи, когда заводской вес авто не совпадает с реальным. Тогда в документах необходимо указать правильную массу машины. Но нужно знать, как правильно произвести изменение грузоподъёмности в ПТС, и когда разрешается это сделать.

красный грузорвик

Когда допустимо изменение грузоподъемности в ПТС

Есть несколько случаев, когда разрешено изменять грузоподъёмность авто:

  1. После переоборудования автомобиля. Речь идёт о замене кузова, установки дополнительного оборудования (утепления, ГБО и т.п.), замене подвески на ту, у которой большая грузоподъёмность. До проведения работ необходимо согласовать план с ГИБДД.
  2. Подав заявление руководителю компании, которой принадлежит авто, указав, что полная масса т/с снижена из-за изменения в характеристиках или элементах машины. Предоставив копию ПТС, можно получить заключение об уменьшении максимальной массы для ГИБДД.
  3. Если изначально были указаны недостоверные данные о массе авто. Для смены вновь потребуется написать прошение на имя директора компании, предоставив копию ПТС. Если потребуется, можно отправить автомобиль на взвешивание, по итогам которого выдадут заключение для ГИБДД.

Внимание! Поменять параметр грузоподъёмности может и физлицо, владеющее ТС. Гражданину также нужно будет обращаться в ГИБДД за переосвидетельствованием.

Как изменить грузоподъемность машины в ПТС

Есть 2 варианта внесения нововведений: увеличение грузоподъёмности и исправление допущенных ошибок.

В первом случае сначала потребуется внести изменения в конструкцию машины, согласовав их с начальством и уполномоченными органами. Одобрение на эксплуатацию с учётом конструкционных новшеств нужно получить в ГИБДД. После этого заявитель сможет поменять данные, указанные в ПТС и СоР ТС.

ГИБДД не жалует внесение изменений в параметры авто, нередко отбраковывая «гаражные работы». Считается, что такие преобразования снижают безопасность и эффективность т/с, рассчитанную заводскими инженерами.

Во втором случае неверные данные обычно появляются из-за ошибок, допущенных на таможне.

Тогда порядок действий такой:

  • Подаётся заявление в ГИБДД с просьбой провести осмотр.
  • К назначенной дате нужно пригнать авто к месту экспертизы.
  • Специалисты определяют допустимую массу машины без нагрузки и предельный вес.
  • Если по итогам осмотра было выявлено расхождение с данными, указанными в документации, то правильные сведения будут внесены в ПТС и СТС.

Условия внесение изменений в конструкцию ТС

Смена грузоподъёмности может потребоваться, если нужно транспортное средство предстоит использовать для других целей, отличных от изначальных. Например, газель необходимо переоборудовать для перевозки большего веса.

Чтобы соотнести ТС к соответствующей категории после произведённых работ следует ориентироваться на Приложение N 1 ТР ТС 018/2011. В нём указаны критерии, с помощью которых автомобиль можно отнести к соответствующей группе.

Монтируемые компоненты потребуется сертифицировать или получить на них свидетельство о соответствии. Полный список указан в Приложении N 10 ТР ТС 018/2011.

Согласно ему, подтверждать соответствие не нужно, если были задействованы:

  1. элементы, поставляемые на сборочное производство ТС (кроме тех компонентов, на которых необходимо получить сертификат соответствие согласно Правилам ЕЭК ОНН);
  2. б/у частей;
  3. восстановленных элементов (кроме шин с восстановленным протектором).

Производить работы следует только у компаний или ИП, получивший разрешительный сертификат на занятие такой деятельностью. Исполнитель, взявшийся за внесение изменений в конструкцию, должен вести документацию об объёме и качестве проводимых работ.

Грузоподъёмность была указана неверно

Если в паспорте на транспортное средство указаны неверных характеристики (текущий и максимально допустимый вес и т.п.), тогда, согласно п. 37 и 39 Приказа МВД РФ N 496/192/134 от 23 июня 2005 г., потребуется внести актуальные данные в документацию.

Строка 14 отведена под максимально разрешённую массу снаряжённого т/с (включая груз, водителя и пассажира). Значение устанавливается ИП или компанией, которой принадлежит машина.

В п. 33-38 вносятся сведения, указанные в ОТТС и других свидетельствах. Если необходимые бумаги на транспорт отсутствуют, на помощь могут прийти официальные теххарактеристики, справочники и таблицы, в которых имеются данные об указанной модели авто.

Читайте так же:
Как подключить колонки через USB?

В разделе «Особые пометки» в ПТС следует указать:

  • категорию;
  • максимально допустимый вес;
  • массу без нагрузки.

Если владелец машины проигнорирует требования по максимально разрешённому весу или правила перевозки пассажиров, его вправе привлечь к административной ответственности (по ст. 12.31 или 12.23 КоАП). Сумма штрафа, однако, небольшая – всего 500 рублей. Но в случае с нарушениями условий транспортировки людей могут применить более серьёзное наказание.

Сколько весит автомобиль? — Средний вес автомобиля

Информация о весе вашего автомобиля может быть очень полезна во многих различных ситуациях. Например, может быть полезно знать, собираетесь ли вы буксировать машину или проехать по слабому мосту.Но ск

Содержание:

Информация о весе вашего автомобиля может быть очень полезна во многих различных ситуациях. Например, может быть полезно знать, собираетесь ли вы буксировать машину или проехать по слабому мосту.

Но сколько весит средний автомобиль и как я могу узнать, сколько весит моя машина?

В этой статье вы узнаете среднюю массу автомобилей по типам и моделям автомобилей. Вы также узнаете, как узнать точный вес вашего автомобиля.

Сколько весит машина?

По данным Агентства по охране окружающей среды США, средний вес автомобиля составляет 4094 фунта или 1857 кг.

Средний вес небольшого автомобиля (например, Nissan Micra) составляет 1200 кг / 2600 фунтов, в то время как средний вес большого автомобиля (например, Audi A8) составляет 2000 кг / 4400 фунтов.

Сначала мы рассмотрим список веса автомобилей для различных типов автомобилей, таких как малые, большие, грузовики или внедорожники.

Эти значения представляют собой среднюю массу снаряженных автомобилей различных типов. Если вы хотите узнать больше о различных характеристиках веса автомобиля, вы можете найти ответ на этот вопрос ниже в статье.

Вес по типу автомобиля:

ТипВес (кг)Вес (фунты)
Малоразмерные автомобили(например, Nissan Micra):12002600
Автомобили среднего размера (например, Audi A4):16003500
Крупногабаритные автомобили (например, Audi A8):20004400
Малые грузовики / внедорожники (например, Kia Soul):15003300
Среднеразмерные грузовики / внедорожники (например, Nissan Navara):24005300
Большой грузовик или внедорожник:(например, Chevrolet Tahoe):30006600

Вес в зависимости от модели автомобиля:

Теперь, когда вы знаете вес разных типов автомобилей, вы также можете узнать вес разных моделей автомобилей.

На рынке представлено множество различных моделей автомобилей. Мы не смогли включить все это в наш список, поэтому мы написали о 25 наиболее распространенных моделях автомобилей на рынке.

Вес этих моделей автомобилей может отличаться в зависимости от модели года выпуска, типа двигателя и аксессуаров, установленных в вашем автомобиле.

Модель автомобиляГодыВес (кг)Вес в фунтах)
Форд Мустанг15-1917003700
Хонда Аккорд94-9712952854
Honda Civic96-0011432519
Тойота Камри90-9412602770
Тойота Королла201913012870
Dodge Charger06-1018874160
Джип Чероки87-0215233357
Джип Гранд Чероки93-1523005100
Джип Рэнглер17-1817703900
Ford Explorer18-22154900
Мерседес Бенц Е-класс16-1817233800
Honda CR-V18-15233358
Мерседес Бенц C-класс15-1815503417
Nissan Altima12-1814303153
Шевроле Малибу15-1815263366
Шевроле Сильверадо14-1822004800
Тойота Тундра00-0619003940
Кадиллак Эскалейд02-0626005800
Шевроле Тахо92-0020004500
Тойота Хайлендер13-1820454508
Subaru Outback18-16503642
Mercedes Benz GLC-класс15-1817903950
Форд Фьюжн13-1815543427
Тойота Такома95-0414513200

Разные типы весов автомобилей

В приведенном выше списке мы говорим о снаряженной массе, что означает, что это масса без водителя, пассажира и груза. Это наиболее часто используемый вес. Но если вы ищете разные веса, вы найдете множество вариантов.

Вот самые распространенные типы веса с кратким пояснением:

  • Снаряженная масса: Вес без водителя, пассажиров и какого-либо груза.
  • Общий вес: Вес автомобиля с максимальной загрузкой, водителем и всеми пассажирами.
  • Общий общий вес: Это устройство, которое вы должны учитывать, если у вас есть прицеп. Вес прицепа и автомобиля вместе.
  • Полезная нагрузка: Вес машины, груз, пассажиры (полная масса) + все, что вы буксируете за машиной.
  • Вес брутто: Максимальный общий вес, который ваш автомобиль может выдержать с водителем, пассажирами и грузом.
  • Полная масса оси: Весовая нагрузка на каждую ось вашего автомобиля.
  • Максимальная нагрузка прицепа: Очень похоже на совокупную ставку брутто. Но это также включает вес полностью загруженного прицепа.
  • Полная нагрузка на ось: Максимальный вес, который может выдержать одна ось вашего автомобиля.

СВЯЗАННЫЕ: Средняя длина автомобиля — Список длин автомобилей

Где я могу узнать точный вес моей машины?

Если бы мы перечислили все существующие модели автомобилей в этой статье, статья была бы электронной книгой, потому что существует так много разных моделей автомобилей и лет.

Как я могу узнать вес моей машины, если я не могу его увидеть в списке, который вы предоставили выше? Что ж, есть несколько способов узнать точный вес вашего автомобиля.

Это гораздо лучший метод, чем проверка приведенного выше списка, потому что вес может значительно отличаться в зависимости от различного оборудования, установленного на вашей модели автомобиля. Вот несколько простых советов, как определить вес автомобиля.

Читайте так же:
Как часто менять масло в акпп лансер 9?

1. Декодер VIN

Отличный способ узнать точный вес вашего автомобиля — использовать бесплатный онлайн-декодер VIN. Это даст вам больше всего информации, которую вам нужно знать о вашем автомобиле.

Вы можете найти свой VIN-код в нескольких местах внутри автомобиля. Например, под капотом у таблички, внутри водительской двери или в багажнике. Вы также часто можете найти свой VIN в руководстве по ремонту.

2. Ознакомьтесь с руководством по ремонту автомобиля

Если у вас есть руководство по эксплуатации вашего автомобиля, вы, скорее всего, найдете точный вес вашей модели. Если у вас нет руководства по эксплуатации вашего автомобиля, иногда вы можете найти его в Интернете за небольшие деньги. Всегда хорошо иметь один и для других целей.

3. Дверь со стороны водителя

Практически на всех моделях автомобилей есть наклейка с VIN и разными характеристиками. Эту наклейку часто можно встретить на кузове вашего автомобиля за дверью водителя. Откройте дверь водителя и проверьте наличие ярлыка рядом с кронштейном центрального замка.

4. Позвоните производителю

Если у вас есть номерной знак или VIN-номер, вы можете позвонить своему авторизованному дилеру и спросить его, могут ли они найти какие-либо спецификации для вашей конкретной модели автомобиля.

5. Автомобильные весы

Конечно, лучший способ узнать точный вес вашего автомобиля — это масштабировать его. Есть несколько автомобильных весов. Их часто можно найти на автомобильных свалках и в пунктах техосмотра.

Это особенно хорошо, если вы установили в машине много внешних аксессуаров, например, звуковую систему.

Часто задаваемые вопросы о весе автомобиля

Сколько тонн весит машина?

Автомобиль обычно весит от 1,5 до 2 тонн. Средний вес авто 1,8 тонны. Небольшой автомобиль обычно весит от 1 до 1,5 тонны, а тяжелый — более 2 тонн.

Сколько весит средний автомобиль?

По данным Агентства по охране окружающей среды США, средний вес автомобиля составляет 4094 фунта или 1857 кг.

Какая машина самая легкая?

Mitsubishi Mirage — самый легкий новый автомобиль, который можно купить в США в наше время. Вес этой малолитражки составляет 917 кг или 2018 фунтов. Есть и более легкие автомобили, но не если вы ищете новую машину, готовую к дороге.

Какая машина самая тяжелая?

Ford F450 Super Duty Crew Cab — самый тяжелый автомобиль, который вы можете купить, если ищете современный автомобиль на рынке США. Этот Ford весит 8600 фунтов или 3900 кг.

Что такое масса в машине?

«Массой» называется провод, соединяющий минусовой вывод электрического элемента (например, электромагнита) с корпусом изделия, в котором он установлен. … «Массой» может быть не только провод, но и корпус самого электроэлемента.

Для чего нужна масса в машине?

Использование металлического кузова и рамы автомобиля в качестве части электрической цепи позволяет уменьшить длину используемых проводов и упростить подключение. Рама автомобиля называется «массой» и подсоединяется к одной из клемм аккумуляторной батареи.

Как найти массу в машине?

Итак, чтобы проверить массу автомобиля, нужно взять простой мультиметр, поставить его на значение 2 вольта, завести автомобиль. а второй щуп на двигатель и посмотреть на показания. Если показания мультиметра будут больше 1 вольта, значит масса автомобиля очень плохая.

Что такое масса на двигатель?

Это просто кусок провода, которым соединен двигатель с кузовом. Просто отрезок провода! Если мы к концам этого провода подключим щупы омметра, тогда мы узнаем его сопротивление. Оно будет минимально — это ж просто кусок медного провода.

Что такое провод на массу?

Провод массы для автомобиля

Провод массы — специальные кабели, которые защищены с помощью ПВХ изоляции.

Для чего нужна масса в Камазе?

Назначение и роль Выключатель массы – это коммутирующее устройство. С его помощью удается организовать отключение аккумулятора от «массы» автомобиля с целью предотвращения разрядки батареи на случай длительной стоянки транспортного средства.

Для чего нужна Разминусовка в авто?

Зачем нужна разминусовка

Нарушается стабильное функционирование силового агрегата, системы зажигания, блока управления двигателем, разнообразных датчиков и т. … Относительно тюнинга мотора считается, что данный манёвр позволит распределять электричество по всей бортовой сети авто более равномерно.

Что такое плюс минус масса?

У современных автомобилей масса крепится к минусовому выводу аккумулятора. Причина этого в том, что когда масса аккумулятора была положительной, кузов быстрее изнашивался (подвергался коррозии). На всех аккумуляторах масса (минусовой вывод) по размерам меньше, чем плюсовой и обозначается знаком «-«.

Как проверить массу генератора?

Проверка диодного моста генератора

  1. Включите вольтметр в режим измерения переменного тока и подключите его к «массе» и зажиму «30» («В+»). …
  2. Чтобы проверить пробой на «массу», необходимо отключить аккумулятор, а также снять провод генератора, который идет к клемме «30» («В+»).

Как определить и минус в машине?

Проверка аккумулятора автомобиля мультиметром включает в себя подключение сразу двух щупов. Мотор перед измерением также заглушите. Красный щуп прислоните к «плюсовой» клемме, черный — к «минусовой». Если перепутаете — не страшно, прибор покажет актуальные цифры, просто со знаком минус.

Что значит слово масса?

Ма́сса — скалярная физическая величина, определяющая инерционные и гравитационные свойства тел в ситуациях, когда их скорость намного меньше скорости света. В обыденной жизни и в физике XIX века масса синонимична весу.

Читайте так же:
Что делать если сел аккумулятор в машине?

Чем отличается масса от минуса?

Минус — это минус, а масса — это кузов. В большинстве случаев минус прикручен к этой самой массе, но бывают ненормальные авто, где к кузову прикручен плюс.

Где находится масса Эбу мазда 626 GE?

10.7.3. Электронный блок управления двигателем (контроллер) Электронный блок управления (ЭБУ, или контроллер) расположен под панелью приборов и представляет собой управляющий центр электронной системы управления двигателем.

Куда идет минусовой провод от аккумулятора?

Минусовой провод идет на кузов автомобиля. а так же на двигатель, получается, что по ним постоянно, пока подключена минусовая клемма аккумулятора, идет отрицательный заряд. так же вы можете заметить, что каждый электроприбор подключен проводом к кузову автомобиля, как правило — это черный провод с круглой клеммой.

Почему минус на массу?

У современных автомобилей масса крепится к минусовому выводу аккумулятора. Причина этого в том, что когда масса аккумулятора была положительной, кузов быстрее изнашивался (подвергался коррозии). На всех аккумуляторах масса (минусовой вывод) по размерам меньше, чем плюсовой и обозначается знаком -«.

Какой буквой обозначается фаза в электричестве?

« L » — Эта маркировка пришла в электрику из английского языка, и образована она от первой буквы слова «Line» (линия) – общепринятого названия фазного провода. Также, если вам удобнее, можно ориентироваться на такие понятия английских слов как Lead (подводящий провод, жила) или Live (под напряжением).

Пропала «масса» на автомобиле: что это значит, и как это устранить?

«Пропала «масса!» – именно это заклинание мы чаще всего слышим при обращении к автоэлектрикам с какими-либо неисправностями в электрооборудовании машины. Что полезно знать о «массе» в автомобиле, и как своими руками поправить дело при ее исчезновении?

Два провода или один?

Д ля подключения полезной нагрузки к источнику электропитания требуются два провода – об этом знает даже школьник (хотя Никола Тесла считал иначе…). Самый очевидный пример, вполне возможно, находящийся сейчас прямо рядом с вами – настольная лампа, включенная в розетку. Примерно так же включались и немногочисленные потребители электроэнергии на первых автомобилях конца XIX – начала XX веков. Схема простая, надежная и вполне жизнеспособная.

Однако как только выпуск автомобилей стал хоть сколько-либо массовым, коммерческая мысль промышленников тут же пошла в направлении экономии и оптимизации, и количество проводов в машине разом сократилось вдвое – в качестве одного из проводов стала использоваться металлическая масса кузова – в просторечии та самая «масса».

002

На донельзя упрощенной, но вполне наглядной вышеприведенной картинке справа изображена современная схема электрооборудования автомобилей – когда «массой» является минусовой провод бортовой сети. Однако так было не всегда… Приблизительно до 50-х годов ХХ века автопроизводители использовали в качестве «массы» как минус, так и плюс.

Стандарты в автопроме тогда еще не устоялись, а с электротехнической точки зрения не было совершенно никакой разницы, пускать по кузову плюс или минус. Однако к середине века наблюдения выявили более заметное коррозионное разрушение кузовов тех автомобилей, в которых «массой» был именно плюс! Выяснилось, что в этом случае интенсивнее развивается электрохимическая коррозия, обусловленная направлением движения электронов в электрической цепи — от плюса к минусу. В итоге от плюсовой «массы» повсеместно отказались в пользу минусовой – тем более что это не требовало ни малейших дополнительных вложений в производство.

Замена плюса на минус

Среди моделей отечественного автопрома плюс на «массе» встречался у Победы, у Москвичей 401-402 и более ранних, у первого выпуска «21-й» Волги (с 1960 года систему электрооборудования ГАЗ-21 поменяли на традиционную для наших дней). Автомобиль в СССР был товаром сверхдлительного использования, передаваясь из поколения в поколение десятилетиями, и после того как стало известно о вредоносном влиянии плюсовой «массы», изрядное количество владельцев старых Москвичей, Побед и Волг взялось самостоятельно переделывать полярность в электросистеме своих авто. Тем более что в литературе для автомобилистов того времени было немало советов и рекомендаций по такому апгрейду.

В принципе, рукастый автолюбитель справлялся с работой по переделке за один день. Помимо банальной смены клемм на аккумуляторе требовалось поменять полярность у амперметра указателя зарядки на приборной панели и немножко поковыряться с паяльником в радиоприемниках моделей А-8, А-9 и А-12, с плюсом на корпусе. Самым сложным была переполюсовка генератора, а вот моторчики печки и дворников и стартер, в которых не было постоянных магнитов, работали при изменении полярности точно так же и в доработках не нуждались.

ГАЗ-М21 Волга (I)

На фото: ГАЗ-М21 Волга (I) ‘1956–1958

Сегодня же, как ни странно, наблюдается обратная эволюция! Владельцы редких и восстановленных ГАЗ-21 первой серии и Побед в борьбе за полную аутентичность возвращают автомобилям изначальную конфигурацию электрооборудования, измененную когда-то прежними хозяевами. Усиливающаяся коррозия их уже не беспокоит, поскольку такие машины обычно не используются «на повседневку», 99% времени стоят с отключенной батареей и выезжают лишь несколько раз в год на автофестивали и ретропробеги.

«Аналог» и «цифра» – «масса» нужна всем!

Сегодня во многих авто применяется управление электрикой и электроникой по цифровой шине данных. Это дает огромную гибкость в управлении многочисленной электроникой, а также экономию меди – последнее, к слову, вторично.

Читайте так же:
Как открыть замок на морозе?

На простейшем примере это выглядит так. В традиционной электросхеме к многочисленным лампочкам задних фонарей идет через весь кузов как минимум 5 плюсовых проводов — стоп-сигнал, два поворотника, габариты и задний ход (минусовым, разумеется, является кузовная «масса»). В цифровой же конфигурации плюсовой провод – всего один, и еще один тонкий – цифровая шина. По ней блок управления, расположенный непосредственно возле задних фонарей, получает команды и раздает «плюс» тем лампам, которым он в данный момент требуется.

004

Однако, несмотря на такое изменение концепции электрооборудования, роль «массы», разумеется, не исчезает – наоборот, она даже заметно возрастает! Ибо цифровые блоки управления гораздо чувствительнее к ухудшению контакта с «массой», нежели грубые и «неумные» лампочки и моторчики исполнительных устройств, которые раньше получали питание по простым «аналоговым» плюсовым проводам.

В поисках «массы»

«Пропала масса!» — едва ли не самая любимая мантра автомобильных электриков, поминаемая ими и по делу, и всуе… Слыша это многократно, многие автовладельцы, помнящие как минимум электротехнику по школьной физике, задумываются – кстати, а почему почти всегда теряется именно минусовая «масса», а не плюс? Ведь, казалось бы, они равнозначно необходимы для подвода тока к потребителю…

Ответ тут прост. В силу того, что общий массовый провод, коим является кузов, открыт атмосферной влаге и склонен к коррозии, элементы и модули электрики электроники автомобиля часто лишаются именно минуса или получают его через повышенное сопротивление ржавого и окислившегося контакта. Контакт в плюсовых проводах тоже порой теряется, но, поскольку в них почти не используется склонная к ржавлению сталь, происходит потеря контакта в разы реже, чем в случае с минусом…

масса автомобиля

В принципе, процедура поиска и восстановления плохого контакта в точках подключения к «массе» несложна и доступна большинству автовладельцев, практикующих самостоятельное обслуживание личного авто. Большинство контактных точек под капотом нетрудно обнаружить вдумчивым разглядыванием. В салоне и багажнике несколько сложнее – немало точек «массы» прячутся под торпедо и обшивками. Но и они конечном счете обнаружимы.

Обычно точки подключения электропроводки к «массе» представляют собой резьбовые шпильки, приваренные к кузову, или резьбовые закладные гайки. Так или иначе, ржавая и окисленная точка «массы» должна быть развинчена гаечным ключом, наконечники проводов, площадка вокруг шпильки, шайбы и гайка зачищены наждачкой, для предупреждения попадания влаги смазаны специальной аэрозольной смазкой для электроконтактов (или, в крайнем случае, консистентными смазками типа Литол-24 или графитки) и собраны в обратном порядке.

масса автомобиля

Особенно стоит отметить важность так называемых «корончатых» шайб, которые по науке именуются «шайбы стопорные с наружными зубьями» (они же иногда бывают интегрированы в кабельные наконечники). Эта мелкая и, на первый взгляд, не заслуживающая внимания ерундовина крайне важна для обеспечения качественного контакта в точках «массы»!

масса автомобиля

Дело в том, что кузов на заводе красится в полностью собранном виде – после окраски на нем уже ничего не сверлят и не варят. Соответственно, все резьбовые шпильки, являющиеся точками контакта с «массой», а также места вокруг них оказываются покрытыми краской, которая не проводит электрический ток. Поэтому под кабельный наконечник, надеваемый на шпильку, подкладывается специальная зубчатая шайба – она точечно нарушает изоляцию краски и обеспечивает суммарную большую площадь контакта без риска разрастания ржавого пятна вокруг шпильки со временем. Отсутствие таких шайб – недопустимо, замена их на обычные плоские или гроверные – тоже. Плюс нужно знать, что они, по-хорошему, одноразовые. Однако часто после кузовного ремонта сборщики эти шайбы забывают или игнорируют.

Бывают и курьезные случаи – к примеру, на продукции АвтоВАЗа лет несколько назад владельцы отмечали массовую (вот уж каламбур) проблему плохого контакта в точках массы из-за применения на заводском конвейере странных корончатых шайб, покрытых плохо проводящим ток черным анодированием.

К слову, применять эти шайбы бездумно и лепить их повсюду не стоит! К примеру, плюсовой контакт стартера в них совершенно не нуждается – там гораздо полезнее будут две обычные плоские шайбы и гровер.

008

Забавно, но порой в поисках «массы» доходят до изрядных крайностей. Отдельная история – так называемая «разминусовка». Сия процедура представляет собой ручное изготовление целого вороха толстенных проводов с клеммами под болт на концах и соединение ими с «массой» и непосредственно с минусовой клеммой аккумулятора под капотом всего того, что уже и так с ними соединено – двигателя, стартера, КПП и прочего.

На самом деле процедура это совершенно безобидная, невредная и даже порой полезная. Изначально она использовалась как метод ремонта и профилактики электрики в немолодых авто, где сложно диагностировать проблемы с «массой». Поэтому вместо замены всей проводки целиком просто пробрасывали качественную дублирующую «массу» везде, где только можно. В результате удавалось устранять трудные «плавающие» проблемы и глюки электрооборудования малой кровью.

Однако впоследствии «разминусовка» превратилась из метода упрощенного ремонта в странноватое «полутюнинговое» мероприятие… Немыслимой толщины провода упаковываются в красивую декоративную изоляцию «а-ля змеиная кожа» и используются фактически для украшения подкапотного пространства. Хотя и с изначальным посылом улучшения стабильности работы двигателя и прочей электроники.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector