Reduno.ru

КАРС Авто
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Куда поступить с литературой

Куда поступить с литературой

Творческие и гуманитарные направления подготовки, на которые можно поступить после 11 класса с литературой. Интересные специальности для юношей и девушек.

Автор: Маргарита Стогний

Литература – гуманитарный предмет, если ты сдашь его в рамках ЕГЭ, то в перспективе сможешь поступить во многие вузы. Верными напарниками литературы, если говорить о вступительной кампании, являются русский и иностранный языки, обществознание, история. А вот технические дисциплины с литературой не сочетаются. Если ты желаешь получить хорошее образование, связанное с творчеством, искусством, филологией, то обязательно загляни в наш обзор, ведь мы собрали лучшие направления подготовки, куда можно поступить с ЕГЭ по литературе! Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Как проходит ЕГЭ по литературе, как подготовиться абитуриенту?

ЕГЭ по литературе не является обязательным, выпускник школы сам выбирает его. Для получения тройки нужно набрать минимальные 32 балла, на выполнение работы дается 235 минут (почти 4 часа). Структура ЕГЭ по этой дисциплине состоит из тестовых заданий и вопросов, подразумевающих письменный развернутый ответ в рамках нескольких предложений – это первая часть. Вторая часть – сочинение по одной из четырех тем, указанных в задании. Объем сочинения составляет не менее 200 слов.

К экзамену стоит начинать готовиться заблаговременно, используя все доступные методы:

  • изучение списка рекомендованной литературы;
  • посещение курсов и литературных кружков;
  • работа с заданиями ЕГЭ, которые есть в открытом доступе. Их можно распечатать или проходить в режиме онлайн, в последнем случае баллы будут рассчитаны автоматически;
  • подготовка с помощью репетитора.

Помни о том, что ЕГЭ по литературе направленно на проверку знаний в этой области, а также учитывается грамотность, логичность изложения мыслей. Поэтому начинай подготовку именно с книг, которые включены в структуру экзамена. Чтение позволяет развить фантазию, слог, укрепляет знание грамматики, а также орфографии. Если времени катастрофически не хватает или у тебя устают глаза от бумажных книг, то используй аудиокниги. Озвученные произведения, являющиеся классическими для русской литературы, есть в свободном доступе на многих профильных сайтах.

Изучай короткие рассказы, читай стихи, запоминай детали, веди конспекты и делай заметки – собирай базу, которая поможет давать уверенные и аргументированные ответы. Перейдем к рассмотрению специальностей и вузов, куда можно поступить с ЕГЭ по литературе. Перед тобой откроются двери многих образовательных учреждений – ищи направление, которое придется тебе по душе!

Куда можно поступить с литературой после 11 класса?

Филология

Код: 45.03.01.

Филология – многогранное направление подготовки, в рамках которого изучают языкознание, историю, стилистику, литературоведение, межкультурную коммуникацию, техники перевода и другие, но не менее интересные дисциплины. Если ты выберешь это направление, то получишь образование в области отечественной или зарубежной филологии, преподавания и других специальностей.

Решая поступить с ЕГЭ по литературе на специальность «Филология», ты можешь обучаться не только очно, но и заочно или очно-заочно. Современные филологи могут работать в сфере журналистики и редакторского дела, заниматься педагогической деятельностью, а также блогингом. Нередко они трудоустраиваются в музеи, архивы, образовательные учреждения, ведут научно-исследовательскую деятельность. Можно реализовать свой талант в издательском деле, выполнять функции переводчика, брать частные заказы, обучая людей грамотности, речевой культуре, ораторскому искусству. Возможности для заработка не ограничены конкретной узкой специальностью. Получить знания ты сможешь в Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, НИУ «ВШЭ», МГПУ, МПГУ, РГГУ.

Литературное творчество

Код: 52.05.04.

Это еще одно интересное направление подготовки, куда можно поступить с литературой после 11 класса, предназначенное для творческих личностей. После окончания вуза ты сможешь писать книги или заниматься критикой, переводом художественной литературы. Для работы в этой сфере необходима безупречная грамотность, четкий слог, индивидуальный стиль, глубокие знания в области истории и теории литературы. Карьеру писателя удается построить лишь самым талантливым выпускникам, однако переводчики произведений тоже не будут сидеть без работы, ведь перспективных специалистов охотно принимают в штат издательства, журналы, газеты. Для достижения профессиональных высот необходимо постоянно развиваться, изучать новые иностранные языки и заниматься практической работой. Освоить эту профессию ты сможешь в ЛИ имени А. М. Горького, СВФУ, АГУ, ВСГИК, МГИК.

Специальности, связанные с изобразительным искусством

Выбирая вуз, куда можно поступить с литературой, обрати внимание на профессии, которые так или иначе связаны с разными видами ИЗО. При поступлении на эти специальности требуется не только глубокое знание общеобразовательных дисциплин, но и творческая подготовка вкупе с талантом. Рассмотрим эти направления:

  • «Живопись» (код: 54.05.02);
  • «Живопись и изящные искусства» (54.05.05);
  • «Скульптура» (код: 54.05.04);
  • «Реставрация» (код: 54.03.04).

Для все этих специальностей профильным предметом ЕГЭ является литература, дополнительными – общество, история, иностранный язык. Программы предполагают продолжение обучения в магистратуре или ассистентуре (завит от направления подготовки). После получения диплома можно найти вакансию в дизайнерском бюро, реставрационных и творческих мастерских, сделать выбор в пользу фриланса, работая с частными заказчиками. Например, живописцы могут заниматься росписью одежды и чашек – это не только интересное, но и прибыльное дело.

Читайте так же:
Где посмотреть ширину обода диска?

Самые талантливые скульпторы, художники, реставраторы могут взойти на вершину успеха, что принесет им славу и возможность на все 100% реализовать творческий потенциал. Подготовкой кадров занимаются в МГАХИ им. В. И. Сурикова, РГУ им. А. Н. Косыгина, МГХПА им. С. Г. Строганова, РАЖВиЗ, ВГИК. Конкурс на место очень высокий, поэтому тебе нужно отлично подготовиться.

Куда еще можно поступить, сдавая литературу?

Сдав литературу, можно поступить на театральный и другие творческие факультеты, открывающие путь на сцену и телеэкраны. Выбор профессий, связанных с культурой и искусством, достаточно широкий, давай рассмотрим их:

  • «Актерское искусство» (код: 52.05.01). Ты будешь работать актером театра и кино, сможешь занять должность в музыкальном театре или театре кукол. Будешь принимать участие в съемке рекламных роликов и телевизионных передач – сфер деятельности много;
  • «Драматургия» (код: 52.03.06). Ты будешь создавать сценарии для театральных и других видов постановок, кино, ТВ-передач и шоу;
  • «Хореографическое исполнительство» (код: 52.03.02). Ты будешь танцевать, занимаясь балетом, работая в ансамбле.

Говоря о том, на кого можно обучаться, сдавая литературу, стоит упомянуть о таких профессиях, как режиссер, театральный критик, специалист, отвечающий за оформление сцены. Если эти профессии тебя заинтересовали, то рассмотри возможность поступления в Школу-студию МХАТ, ТИ им. Б. Щукина, ВТУ им. М. С. Щепкина, ГИТИС, ВГИК.

Литература является профильным предметом для многих специальностей, поэтому ты можешь выучиться на обычного и военного журналиста, библиотекаря, дирижера, музыканта. Вузов, принимающих абитуриентов с ЕГЭ по литературе, достаточно, однако необходимо ответственно подойти к выбору будущей профессии. Обязательно начинай собирать сведения заранее, составь график подготовки к ЕГЭ, посещай курсы при вузе, что повысит шансы на успешное поступление!

ЕГЭ по литературе: задание № 9

ЕГЭ по литературе: задание № 9, фото

Задание 9 ЕГЭ по литературе традиционно считается одним из самых сложных. Это объясняется тем, что в развернутом ответе в объёме 5-10 предложений необходимо вписать нужное произведение в литературный процесс, показать литературные связи и сопоставить в заданном направлении имеющееся произведение с двумя другими.

Сопоставительное литературоведение само по себе нелегкая задача, а в рамках школьной программы и терминологии школьных учебников может стать серьезной проблемой для выпускника на экзамене.

Подробный разбор задания вы можете посмотреть на видео.

Пример задания
9. В каких произведениях русской классики так же, как и в первой главе «Капитанской дочки», была отображена проблема воспитания молодого дворянина и в чём эти произведения можно сопоставить?

Постараемся разобраться в том, что от нас хотят получить на экзамене. Для этого обратимся к «Демонстрационному варианту», а именно к критериям оценивания 9 и 16 заданий.

ЕГЭ по литературе: задание № 9, фото

На основе данных критериев нам необходимо составить план ответа.

ПЛАН

  1. Прямой ответ на вопрос;
  2. Название произведения, автора и обоснование выбора;
  3. Сопоставление с данным произведением;
  4. Название произведения, автора и обоснование выбора;
  5. Сопоставление с данным произведением
  6. Вывод (можно и не делать).

Подготовительная работа

Направление сопоставления в нашем случае – это «воспитание молодого дворянина» или просто «воспитание».

Где мы можем встретить эти темы?

  1. М. В. Ломоносов в «Оде на день восшествия…1747 г.»: «Науки юношей питают»
  2. Д. И. Фонвизин «Недоросль» – эпизоды с учебой Митрофана
  3. А. С. Грибоедов «Горе от ума» – эпизоды с книгами и педагогическим институтом.
  4. А. С. Пушкин «Дубровский» – воспитание Владимира;
  5. А. С. Пушкин «Евгений Онегин» – воспитание Евгения Онегина
  6. Н. В. Гоголь «Ревизор»;
  7. И. А. Гончаров «Обломов» – сон Обломова
  8. Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность» – история Николеньки Иртеньева

Как видим, в русской классической литературе проблема воспитания поднимается широко. Мы рекомендуем брать для сопоставления близкие по времени произведения, чтобы были общие точки соприкосновения.

В нашем случае А. С. Пушкин в «Капитанской дочке» описал воспитание молодого дворянина в 18 веке, вот поэтому наш выбор падает на оду М. В. Ломоносова и комедию Д. И. Фонвизина, в принципе этим и обосновывается выбор в ответе.

Как написать сочинение на ЕГЭ по литературе на «отлично»?

Как бы учащиеся 11 класса ни хотели обратного, ЕГЭ всё приближается и приближается. Совсем скоро выпускники сядут писать очень важные экзамены, от которых зависит дальнейшее поступление в высшее учебное заведение. Те, кто выбрал для сдачи литературу, уже сейчас могут начать повторять основные произведения школьной программы и активно писать сочинения на самые различные темы. Именно о последнем и пойдет речь. Хорошее эссе по литературе может принести ученику большое количество баллов. Многие его очень сильно боятся, но напрасно. Самое главное ‑ составить чёткий план и привести уместные литературные примеры. А чем больше сочинений будет написано до самого экзамена, тем больше вероятность высокого результата!

Читайте так же:
Что такое распредвал и коленвал?

Алгоритм написания сочинения

  1. Перед написанием сочинения убедитесь, что хорошо знаете материал и можете развернуто раскрыть предложенную тему с помощью литературных произведений.
  2. Если вы определились с темой сочинения, то можете приступать к написанию плана. Он может быть простым или сложным. Главное, чтобы каждый пункт выражал доказательство вашей точки зрения или раскрывал основную тему сочинения.
  3. При необходимости после плана можно написать тезисы или ключевые моменты той или иной книги, которые ещё шире раскроют выбранную тему.
  4. Лучше всего сначала написать сочинение на черновик. Там вы можете спокойно исправить ошибки или недочёты и внести необходимые правки в материал.
  5. После написания чернового варианта сочинения перечитайте его и убедитесь, что полностью раскрыли тему, учли все пункты плана и подобрали верные/точные литературные примеры.
  6. Затем можете переписывать сочинения на чистовик. Но не забудьте, что материал нужно перепроверить, дабы избежать ошибок и неточностей!

Шаблоны и клише

Часть структуры текстаШаблон или клише
Вступление1. Эта тема давно волнует человечество;

2. Над этой проблемой задумывался не один автор. (имя автора) также не был исключением;

3. (Имя автора) затрагивает данную тему в своем произведении»;

2. (Название проблемы) актуальна и по сей день;

2. Автор хочет донести до нас…;

2. В данном произведении очень чётко выражена основная мысль автора;

3. Не сложно догадаться, что авторская мысль ‑ это…;

2. Позиция автора близка и мне;

3. Нельзя не согласиться с (имя автора);

2. Данная тема отображена в (название произведения);

3. Эта проблема/тема волновала многих писателей;

2. Сложно не согласиться с авторским мнением;

3. Эти произведения учат нас; доказывают/ показывают нам…;

4. Подводя итог, можно сказать, что….;

Примерные темы

  1. Что внутренне объединяет «отцов города» и помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?
  2. Как в прозе И. А. Бунина раскрывается тема земного и вечного?
  3. Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести?
  4. В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике М. Ю. Лермонтова?
  5. Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?
  6. Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
  7. Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе. (На примере одного-двух произведений 1990‑2000-х годов)
  8. Тема родной природы в лирике С.А. Есенина
  9. Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения)
  10. Какую роль в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» играют описания природы?
  11. В чём беда и в чём вина владельцев сада? (По пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».)
  12. Каким предстаёт любовное чувство в лирике Ф. И. Тютчева?
  13. Как противопоставлены мечта и реальность в пьесе М. Горького «На дне»?
  14. Как в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема чести и бесчестия?
  15. Какую роль в формировании духовного мира Григория сыграла семья Мелеховых? (По роману М. А. Шолохова«Тихий Дон»)

План сочинения

Структура и композиция сочинения — это памятка, необходимая в работе над эссе. Ее желательно выучить, чтобы на месте спокойно работать по давно знакомому плану. Важно помнить, что необязательно начинать со вступления, можно накидать основную часть и отталкиваться от нее, чтобы все части работы были логически обоснованы и связаны.

  1. Эпиграф . Это не обязательно, но может добавить баллов. Нужно подобрать точную цитату из произведения, чтобы она была логически связана с содержанием работы. Если не уверены в точности формулировки или в ее смысловой нагрузке, не пишите эпиграф (он оформляется без кавычек, Ф. И. О. писателя без скобок. Если цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек).
  2. Вступление ‑ в самом начале сочинения можно рассказать об истории создания книги, соответствующей культурной эпохе или об авторе. Также необходимо логически подвести мысль к рассуждению на выбранную тему, сформулировать вопрос, от которого вы будете отталкиваться в последующих частях. Важно указать, какая именно проблема есть в тексте, и над чем именно задумывается сам автор. Самыми популярными «вступлениями» можно назвать риторический вопрос (Что же хотел сказать Булгаков между строк?) или цитату из опорного произведения (книги, которую вы используете в качестве источника аргументов). Однако второй вариант сложнее, ведь цитату легко переврать, да и у жюри могут возникнуть сомнения в вашей честности (А не списал ли он часом?).
  3. Основная часть. В этом разделе текста вы указываете, какое место проблема занимает в самом тексте, её значение в современном обществе. Для солидности можете указать мнение писателя насчет той или иной проблемы. Самое главное ‑ это точная передача его мысли. Собственное мнение тоже необходимо, хотя бы на уровне согласия или несогласия с точкой зрения автора. Но помните, что отрицать ее нужно, опираясь на что-то, и критика авторской позиции значительно сложнее. Хотя бы потому, что писатели в таких текстах транслируют базовые истины, которые принято разделять хотя бы на словах. Бывает, что умный ученик получает меньше баллов, чем посредственный, только потому, что он отстаивал свои убеждения, запутал проверяющего волной эмоциональных выпадов против автора и настроил учителя против себя. Но основа этого раздела — это, разумеется, литературные аргументы. В пример вы приводите только те произведения, в которых есть похожая проблема. При необходимости можно кратко пересказать содержание, но самое важное — логически обосновать, как ваш аргумент связан с темой сочинения.
  4. Заключение ‑ обобщение всего вышесказанного. Это то же вступление, но там вы задавали вопрос, теперь самое время дать ответ. Вы должны подытожить ваши рассуждения, излагая те же мысли, что и вначале, но другими словами.

Важно помнить, что в сочинении по литературе большое внимание уделяется терминологии. Для высокого балла текст должен иметь как минимум 5 терминов (например, роман, автор, герой/героиня, завязка, эпитет, сравнение и т.п.)!

Пример сочинения

Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?

(279 слов) Как известно, поэма «Двенадцать» поссорила автора со многими друзьями. В частности, читателей смутила финальная сцена, где отряд убийц возглавил Иисус Христос. Она контрастировала с основным содержанием произведения и в то же время давала ему оценку. До сих пор не утихают споры, что хотел сказать этим Блок.

Есть две основные версии финала. Первая заключается в том, что «в белом венчике из роз» идет Антихрист. Вместе с большевиками он одерживает победу, Россия погружается в хаос. В пользу этой версии говорят зловещие символы: интеллектуальная элита в образе шелудивого пса изгоняется из страны. Те же мрачные ноты, например, звучат в поэме «Скифы» (1918г.). Русский народ поэт-символист называет «тьмой» и говорит, что ему «доступно вероломство». То есть, он негативно оценивает перемены. Все это логично, но как-то искусственно, а ведь Блок писал, что сочинял произведение в порыве вдохновения.

Вторая версия говорит о том, что именно Христос идет во главе отряда красногвардейцев. Это тоже логично, ведь сам мессия провозглашал истины, которые были революционными во времена Кесаря. Тот же бунт мы видим в словах героев. Пока их не принимают, но будущее на их стороне. Белый венец из роз на челе Христа – символ непорочности, а еще – жертвы, ведь шипы розы ранят. Авторское одобрение переворота мы также можем увидеть в произведении «На поле Куликовом». Говоря о судьбе отечества, он упоминает о предстоящих «высоких и мятежных днях». Значит, он верит в успех революции. Таким образом, я придерживаюсь мнения, что финал объясняет содержание поэмы: Блок выражает надежду, что в революционном племени Россия возродится.

В заключение хотелось бы рассказать, что сам автор искренне верил в целительную силу переворота, но позже разочаровался в нем. Однако смысл финала от этого не меняется: Блок приветствовал революцию и считал ее всепожирающий огонь (убийства, грабежи, насилие) спасительным для России.

Критерии оценки

Первый критерий «Содержательный аспект» является самым главным. Если проверяющий ставит за него 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется, и ученик ничего за него не получает.

10 книг, которые достаточно прочитать, чтобы сдать ЕГЭ по русскому

Необязательно читать все произведения из школьной программы, чтобы хорошо написать сочинение в рамках единого госэкзамена по русскому языку. В предлагаемых разработчиками текстах поднимаются "вечные проблемы", вопросы, связанные с поведением человека на войне, а также c обеднением родного языка. Есть книги, которые при внимательном прочтении освободят вас от необходимости изучать десятки творений. Лайф составил список "спасительной" литературы.

<p>Фото: &copy;&nbsp;РИА Новости/Сергей Ермохин</p>

Фото: © РИА Новости/Сергей Ермохин

Если вы действительно серьёзно читали все 10 книг, о которых мы будем говорить, то экзамен вы сдадите — аргументы подберёте к любой проблеме, но можно также и прочитать всего несколько трудов из списка, если у вас мышление ассоциативное, а любой факт из произведения вы можете «выкрутить» в свою пользу . Например, стоит выбрать, кто вам ближе: Шолохов или Толстой? Не обязательно читать оба романа-эпопеи (то есть «Тихий Дон» и «Войну и мир»), так как проблемы в них перекликаются. Достаточно действительно хорошо знать сюжетные линии одной из книг.

При этом не забывайте, что аргументов должно быть два, а значит примерами из одного произведения не обойтись.

1. «Война и мир» Льва Николаевича Толстого

На примере историй трёх семей на фоне войны с Наполеоном показаны многие вечные проблемы — это проявление лучших (или худших) качеств человека в критические моменты (Пьер Безухов, Андрей Болконский), неопытность молодой души (Наташа Ростова) и влияние окружения на становление личности (Анатоль и Элен Курагины, Андрей и Марья Болконские, Наташа, Николай, Пётр и Вера Ростовы), выбор пути или поиск смысла жизни (Пьер Безухов, Андрей Болконский). Также Толстой говорит о милосердии в лице, например, Наташи Ростовой, о долге — в лице Болконских, о ветрености и малодушии — Анатоль Курагин, Наташа Ростова. Не забывает автор и о проблеме социального расслоения, жажде власти — это два противоположных мира семей Курагиных и Ростовых.

Практически в каждой главе романа, в каждом эпизоде можно найти аргументацию к той или иной проблеме в экзаменационном тексте.

2. «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова

В романе-эпопее, посвящённом жизни казаков в период Гражданской войны, одна из центральных тем — женская любовь и её глубина (Наталья и Аксинья). Также важнейшая проблема, поднятая Шолоховым, — выбор пути человеком. Это терзания Григория Мелехова (как на войне, так и в личной жизни). Классик говорит о бесконечном стремлении к счастью вопреки любым препятствиям (история любви главных героев), а также о человеческой похоти, влиянии инстинктов на жизнь человека (жена старшего брата Григория). Сквозь всё произведение прослеживается и тема рока, неотвратимости, искупления грехов. Шолохов, рассказывая о семье Мелеховых, говорит и о долге перед родителями, противостоянии разных поколений и предательстве.

3. Любая книга из цикла «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Мартина

Вне зависимости от того, поклонник вы сериала или серии произведений фантаста, созданная американским писателем реальность настолько глобальна, что воплощает все радости и пороки человеческой жизни, или, как бы сказал Бальзак, «человеческой комедии». История противостояния домов (влиятельных семей) за престол вскрывает самые ужасные стороны людской души — Мартин говорит о правилах честной и нечестной войны, о проблеме несправедливости, ненависти и корысти в обществе, об инцестах, алчности и милосердии, о проблеме долга перед семьёй и государством, о бесчестии вне зависимости от социального достатка, о чванстве, о присутствии соревновательного духа между членами семьи. Нет даже смысла всё перечислять и указывать конкретных героев — их много, и пороки и достоинства есть в каждом из персонажей цикла. Аргумент практически к любой проблематике вы найдёте в истории Вестероса. Даже о противодействии прогрессу и неприятии нового можно рассказать на примере истории об экспериментах над Горой.

4. «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского

Одно из важнейших произведений школьной программы — это история о «маленьких людях», «тварях дрожащих». В романе поднимается также широкий спектр вопросов — двойничество души, присутствие в каждом человеке двух полюсов — добра и зла, искупление грехов, выбор пути (снова главные герои, Мармеладов), жизненные приоритеты и становление личности, роль религии в жизни человека, алчность и цинизм (старуха-процентщица, Свидригайлов), изменение восприятия мира в зависимости от внутренних переживаний человека (Санкт-Петербург), чувство вины, неотвратимость наказания, экстремизм и т.д. Большинство проблем романа показаны через личности главных героев — Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой.

5. «Гроза» Александра Николаевича Островского

Пьеса, посвящённая социальным и бытовым проблемам (как и «Бесприданница») , показывает тёмный мир, в котором нет места для светлых эмоций. Они просто погибают под натиском человеческой «простоты», ненависти, консерватизма и невежества. В произведении можно найти аргументы на темы предательства (измена Катерины мужу), неспокойствия человеческой души, постоянного поиска нового (также Катерина), социального расслоения, следования традициям и неприятия молодёжи старым поколением (Кабаниха и Катерина, Тихон), рока (графиня и предзнаменование смерти), чувства вины, подавления сердцем слова разума, лжи в кругу близких, подросткового максимализма, воровства среди богатого сословия (Дикой), власти, превратностей любви, взаимоотношений отцов и детей и так далее.

6. «За рубежом» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Привести аргументы из сатирического произведения классика можно на темы патриотизма (любовь к Родине, неприятие чужого, хоть и лучшего), противостояния Запада и Востока, России и Европы, бедных и богатых (беседа русского и немецкого мальчика), чувства толпы, потребительского общества, забвения традиций, человеческого фактора в отношениях, профессионального долга, особенностей менталитета разных народов и так далее.

7. «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина

Немаловажно и прочитать небольшое произведение нашего светила, потому как эта повесть (кстати, аргумент такой можно взять и из романа «Война и мир») поднимает проблему о роли личности в истории (Емельян Пугачёв и Екатерина II). Также нельзя не сказать о милосердии (снова императрица), поведении человека в критической ситуации, долге перед государством, родительской строгости (в лице отца Петра Гринёва), предательстве (Швабрин и Гринёв), чувстве собственничества (Швабрин), социальном неравенстве и, конечно, о любви — капитанской дочки и Гринёва.

8. «Русский язык на грани нервного срыва» Максима Анисимовича Кронгауза

В ЕГЭ нередко попадаются тексты, посвящённые обеднению русского языка, распространению заимствованных слов, варваризмов, развитию жаргона. Как правило, большинство учеников не знает, какой аргумент (литературный) привести, — в этот момент вам и пригодится труд лингвиста и профессора Максима Кронгауза. В этой книге автор поднимает самые актуальные проблемы русского языка — изменение языковых норм, язык Интернета, злоупотребление вводными словами, словами-паразитами и т.д. Нужно хотя бы пробежаться по тексту книги — знать, какие проблемы поднимает исследователь и почему.

9. «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда

Как и в случае с «Игрой престолов» (первой частью), необязательно читать — можно посмотреть фильм. «Великого Гэтсби» любят далеко не все — для кого-то занудно, однако кинолента получилась весьма динамичной (тем более что некоторые моменты из романа реализованы на экране не были — например, жизнь Гэтсби в молодости, эпизод с его семьёй). Классик эпохи джаза поднимает проблемы нетерпимости богатых к проблемам людей низкого «сословия», отличия любви от влюбленности, жажды власти и денег, «маленького человека». Также автор рассказывает о настоящей дружбе, мечтах и надеждах. Последние, по Фицджеральду, нередко пустые.

10. «На Западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка

О смирении, воинском долге, отчаянии потерявшего близких, неотвратимости смерти, равенстве перед войной и гибелью всех людей (вне зависимости от достатка, родословной и рода деятельности), дружбе и безразличии на войне к вещам, важным в мирное время, рассказывает Ремарк. В небольшом произведении можно найти аргументы почти на любую военную проблематику.

раздельно:

На главную страницу — Конспекты уроков

В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах.
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены.
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
добавить конспект

Как писать развёрнутые ответы по литературе в формате ЕГЭ.

Методические рекомендации по выполнению заданий по литературе с развёрнутым ответом.

На экзамене по литературе нужно написать 5 сочинений — заданий с развёрнутым ответом. Требования к ним заложены в «Критериях проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом».
По объёму короткие сочинения (сегодня это вопросы № 8-9 и 15-16) должны состоять из 5-10 предложений, но каждое — не менее 50 слов. Однако объём условный, т.к. самое важное — это содержательность работы. Ученик должен точно формулировать свои мысли и полно отвечать в небольшом объёме, выдвигать необходимые тезисы, приводить аргументы и делать выводы.Фактические ошибки должны отсутствовать. В заданиях с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений надо постараться сформулировать прямой связный ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик, не искажая авторскую позицию, умело включая в текст работы теоретико-литературные понятия как инструмент анализа художественного текста и соблюдая нормы речи. Не надо «лить воду» — надо отвечать, исходя из поставленного вопроса. Не стоит выходить за рамки того отрывка, который дан в задании (№ 8 и 15).
Задания № 9 и 16
предполагают сравнительно-сопоставительную характеристику. Назовите авторов и произведения , а затем обоснуйте свой выбор, прокомментировав произведения в соответствии с заданием, сопоставляя в заданном направлении. Прежде необходимо было назвать 2 произведения, сегодня достаточно одного. Ответы на вопросы 8, 9, 15, 16 пишутся без вступления, короткий вывод обязателен.
Сочинение 17-го задания — это творческая работа, которая оценивается высоким баллом (14 из 42 возможных). В этом сочинении (выбор из 4-х тем) необходимы вступление, тезисно-доказательная часть (основная) и заключение. Короткие цитаты как аргументы делают сочинение содержательным. Важно использовать теоретико-литературные понятия, обоснованно и к месту включая их в текст своей работы. В сочинении важно не только полно и глубоко раскрыть тему, показать умение рассуждать, мыслить самостоятельно! Ваше собственное мнение очень ценится — без него не будет высокого балла.
Непременным условием написания развёрнутого ответа на высокий балл является ЗНАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА и владение понятийным аппаратом .Следует не только прочитать каждое произведение по программе, но и узнать дополнительные сведения о нём: историю создания, ключевые моменты, художественные приёмы.
Важно научится анализировать эпизод художественного произведения, освоить навыки литературного анализа на небольшом по объёму материале, ведь анализ эпизода — это анализ лит. произведения в миниатюре.
Приступая к написанию развёрнутого ответа, проверьте, правильно ли вы поняли задание. Выделите в вопросе ключевые слова.
Приступайте к аналитической работе с текстом. Включайте в работу только тот текстовый материал, который служит точным комментарием ваших тезисов, которые подкрепляем цитатами (их надо знать: выписывать на отдельные карточки и учить ежедневно!). Помните, что ВСЕГДА ВАЖНО СВОИ МЫСЛИ ПОДТВЕРЖДАТЬ ССЫЛКАМИ НА ТЕКСТ, КРИТИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ ЛИБО ЦИТАТАМИ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ!
Анализируйте логику ответа. Её мы выдерживаем с помощью абзацев! Каждую микротему, которая содержит тезис, рассуждение. цитату, можно выделять в отдельный абзац. Абзацы должны быть хорошо видны.
Отредактируйте , уберите лишнее, внесите необходимые дополнения в свой ответ, который должен быть самостоятельным!
Избегайте общих слов.
Проверьте речевое оформление ответа .
Надеюсь, мои сочинения помогут Вам в обучении!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector