Reduno.ru

КАРС Авто
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обзор датчиков температуры ОВЕН

Обзор датчиков температуры ОВЕН

Основа любой автоматизированной системы – датчики. В зависимости от назначения система оснащается специализированными датчиками.

Основные требования к датчикам:

  • надежность;
  • невысокая стоимость;
  • удобство применения.

Датчики производства ОВЕН полностью соответствуют этим требованиям.

Компания ОВЕН производит более 1000 модификаций датчиков различного назначения и конструктивного исполнения, в том числе датчики температуры .

Термопреобразователи (датчики температуры) предназначены для непрерывного измерения температуры различных рабочих сред (например, пар, газ, вода, сыпучие материалы, химические реагенты и т.п.), неагрессивных к материалу корпуса датчика.

Термопреобразователи термоэлектрические и термосопротивления общепромышленные

Термопреобразователи термоэлектрические и термосопротивления общепромышленныеПринцип действия термопреобразователя сопротивления (ДТС) основан на свойстве проводника менять электрическое сопротивление пропорционально изменению температуры окружающей среды.

По конструкции чувствительного элемента различают пленочные и проволочные термометры сопротивления.

  1. Пленочные ЧЭ. Суть работы ЧЭ заключается в нанесении тонкого слоя платины на керамическую подложку. Такой тип достаточно популярен среди зарубежных фирм. Это обусловлено низкой стоимостью и вместе с тем практичностью аппарата, так как он имеет малый размер и массу.
  2. Проволочный чувствительный элемент в виде катушки из тонкой медной или платиновой проволоки на каркасе из изоляционного материала, заключённой в защитную гильзу.

Для подключения терморезисторов используется в основном трёхпроводная схема, которая позволяет компенсировать погрешность измерения, вносимую линией связи между датчиком и прибором. При этом необходимо соблюдать условие равенства сопротивлений всех трёх проводов.

В ассортименте ОВЕН представлены термопреобразователи сопротивления:

  • с кабельным вводом ОВЕН ДТСхх4;
  • с коммутационной головкой ОВЕН ДТСхх5.

термопараПринцип действия термоэлектрического преобразователя (термопары) основан на возникновении термоэлектродвижущей силы (термо-ЭДС) в месте соединения двух проводников с разными термоэлектрическими свойствами. Значение термо-ЭДС зависит от разности температур двух спаев термопары. В качестве материала термоэлектродов применяются специализированные сплавы, наиболее распространёнными являются хромель-алюмель (ХА) и хромель-копель (ХК). Для измерения температуры с высокими значениями используют термопары из чистой платины и сплава платины с родием (ПП) или из сплава нихросили-нисил (НН).

Компания ОВЕН выпускает преобразователи термоэлектрические:

  • с кабельным вводом ОВЕН ДТПхх4;
  • с кабельным выводомОВЕН ДТПхх4 на основе КТМС;
  • с коммутационной головкой ОВЕН ДТПхх5;
  • с коммутационной головкой ОВЕН ДТПхх5 на основе КТМС;
  • поверхностные ОВЕН ДТПхх1.
  • преобразователи термоэлектрические из благородных металлов ОВЕН ДТПS(ПП).

Датчики температуры с выходным сигналом 4…20мА

Предназначены для контроля температуры в жидких, сыпучих, твердых и газообразных средах. В систему датчик передает унифицированный сигнал постоянного тока 4…20мА. В состав датчиков такого типа входят первичный измеритель и измерительный преобразователь (НТП-2)

В ассортименте компании ОВЕН представлены такие модели:

  • Термопреобразователи сопротивления с коммутационной головкой ОВЕН ДТСхх5;
  • Термопреобразователь сопротивления для измерения температуры воздуха ОВЕН ДТС125Л;
  • Преобразователи термоэлектрические с коммутационной головкой ОВЕН ДТПхх5.

Специализированные термопреобразователи

Компания ОВЕН производит модели датчиков специализированные для определенных отраслей промышленности.

  • Термисторы ОВЕН ДРТС.

Термисторы – термопреобразователи с нелинейной зависимостью сопротивления от температуры, их сопротивление значительно возрастает при определенных значениях температуры. Высокая чувствительность будет полезна при применении термисторов в холодильном оборудовании.

  • Термопреобразователь сопротивления с тефлоновым покрытием ОВЕН ДТСхх5.

Термопреобразователь сопротивления с тефлоновым покрытием изготовлен для применения в химической промышленности.

  • Термопреобразователи сопротивления ОВЕН ДТС3ХХХ.

Термопреобразователи сопротивления ОВЕН ДТС3ХХX рекомендованы для систем вентиляции и кондиционирования. Разработаны для работы с ОВЕН ПЛК , ОВЕН ТРМ133 , ТРМ148 , ТРМ151 , МВА8 , также совместимы с контроллерами других производителей.

Комплекты термопреобразователей сопротивления

Комплекты термопреобразователей ОВЕН КДТС разработаны для применения в составе автоматизированных систем контроля и учета тепловой энергии, теплопунктах, узлах учета. ОВЕН КДТС измеряют температуру в контурах прямой и обратной воды, на входе и выходе объекта методом непосредственного погружения в подконтрольную среду (неагрессивную к материалу датчика).

К преимуществам изделия можно отнести: максимально близкие характеристики у датчиков комплекта (расхождение до 0,1°С), контроль заводского ОТК и первичная проверка, межповерочный интервал 4 года, разные варианты исполнения для широкого диапазона объектов.

Термопреобразователи во взрывозащищённом исполнении

Термопреобразователи во взрывозащищённом исполненииПрименяются для измерения температуры взрывоопасных смесей, газов, паров, легковоспламеняющихся сред.

Компания ОВЕН выпускает:

  • Термопреобразователи сопротивления с кабельным вводом ОВЕН ДТСХХ4.EXI.
  • Термопреобразователи сопротивления с коммутационной головкой ОВЕН ДТСХХ5.EXI.

Датчики рекомендовано использовать с барьером ОВЕН ИСКРА-ТС.02 , для обеспечения взрывобезопасной цепи во взрывоопасной зоне.

Преобразователи термоэлектрические во взрывозащищённом исполнении

Разработаны для контроля температуры во взрывоопасных зонах.

  • Преобразователи термоэлектрические с кабельным вводом ОВЕН ДТПХХ4.EXI.
  • Преобразователи термоэлектрические с коммутационной головкой ОВЕН ДТПХХ5.EXI.

Датчики рекомендовано использовать с барьером ОВЕН ИСКРА-ТП.02 , для обеспечения взрывобезопасной цепи во взрывоопасной зоне.

Читайте так же:
Что значит WLAN на телефоне?

Датчики температуры с выходным сигналом 4…20мА во взрывозащищённом исполнении (искробезопасная цепь)

  • Термопреобразователи сопротивления с коммутационной головкой ОВЕН ДТСХХ5.EXI.
  • Преобразователи термоэлектрические с коммутационной головкой ОВЕН ДТПХХ5.EXI.

Разработаны для измерения температуры жидких, сыпучих, твердых и газообразных сред. В систему датчик передает унифицированный сигнал постоянного тока 4…20мА. В конструкцию датчика входит термочувствительный элемент и преобразователь сигнала.

Термопреобразователи с выходным сигналом 4…20мА ОВЕН ДТС.И, ДТП.И во взрывозащищённом исполнении EXD (взрывозащищённая оболочка)

Разработаны для измерения температуры взрывоопасных жидких, сыпучих, твердых и газообразных сред.

В ассортименте представлены:

  • Термопреобразователи сопротивления с коммутационной головкой ОВЕН ДТСХХ5.EXD.
  • Преобразователи термоэлектрические с коммутационной головкой ОВЕН ДТПХХ5.EXD.

Арматура для термопреобразователей

специальные компенсационные (термоэлектродные) проводаДля расширения функциональных возможностей и сфер применения компанией ОВЕН разработана и выпускается специализированная арматура для термопреобразователей:

    . Обеспечивают защиту датчика от давления подконтрольной среды. Позволяют осуществлять монтаж/демонтаж без нарушения рабочего процесса. . Бобышки служат для монтажа датчиков и защитных гильз на месте эксплуатации, устанавливается на объекте с применением сварки. . Предназначен для регулирования глубины погружения преобразователей в зоне измерения.
  • Кабели СФКЭ, ДКТХ, ПВХ к преобразователям термоэлектрическим.
  • Кабели МГТФЭ, МГТФЭС, МКЭШ, МКШ к термопреобразователям сопротивления.

Специальные компенсационные провода

Подключение термопар к прибору должно производиться с помощью специальных компенсационных (термоэлектродных) проводов, изготовленных из тех же материалов, что и термопара.

Компания ОВЕН обеспечивает контроль качества на всех этапах производства своей продукции.

За дополнительной информацией обращайтесь в бесплатную круглосуточную службу технической поддержки ОВЕН по тел. 0800-21-01-96.

Монтаж и проверка датчика температуры пола своими руками

датчики температуры пола

Датчик температуры пола, назначение и особенности монтажа

Бытует такое мнение, что установка терморегулятора с датчиком температуры пола совсем не обязательна. Но это приводит к тому, что нельзя будет контролировать уровень нагрева тёплого пола, что повлечет за собой:

  • к избыточному расходу электроэнергии (теплый пол будет включен постоянно)
  • отсутствию возможности контроля температуры нагрева. К примеру, температура нагрева напольного покрытия из ламината или ковролина не должна превышать 30 °C. Иначе материал деформируется и начнёт выделять вредные, для здоровья человека, вещества.

Что такое датчик температуры пола?

датчик температуры TST01

Датчик температуры для тёплого пола — это провод, обычно белого или чёрного цвета, с утолщением на одном из концов, в котором находится элемент (терморезистор или цифровой датчик), реагирующий на изменение температуры.

Термодатчик изменяет своё сопротивление в зависимости от температуры пола, при увеличении температуры — сопротивление датчика становится меньше. В свою очередь, терморегулятор , реагирует на это изменение сопротивления и включает/отключает нагрев тёплого пола.

график работы терморегулятора

Таким образом правильная работа тёплого пола так же зависит и от исправности датчика температуры. В случае обнаружения неисправности термодатчика, его следует заменить на аналогичный, иначе терморегулятор будет неправильно реагировать на изменение температуры пола, что приведёт к проблемам в работе тёплого пола.

Как монтировать температурный датчик?

схема монтажа терморегулятора и датчика пола

Как правило, место установки датчика должно быть недалеко от терморегулятора и смонтированного тёплого пола.

Основные рекомендации по установке датчика:

  • Рекомендуемая высота установки терморегулятора — 80 см от уровня пола.
  • Датчик температуры пола прокладывается в монтажной трубке на расстоянии 50 см от стены, с установленным терморегулятором
  • Гофротрубка с датчиком температуры должна располагаться на равном расстоянии между витками нагревательного кабеля или нагревательного мата (не менее 2 см от нагревательного кабеля), для точного измерения температуры
  • Гофротрубка с датчиком обязательно должна быть заглушена, во избежании попадания строительной смеси внутрь (для возможности замены датчика)
  • Трубка для датчика должна быть установлена ниже поверхности пола.
  • Радиус изгиба гофротрубки у стены должен быть не менее 5 см

Как подключить датчик температуры тёплого пола?

Подключение датчика температуры пола выполняется согласно инструкции на терморегулятор, обычно это клеммы с надписью NTC, sensor или просто значок to. Установку проводят только при выключенном электричестве.

В большинстве случаев датчик — это терморезистор (NTC) и полярность его подключения роли не играет, однако, в некоторых моделях терморегуляторов применяются цифровые датчики температуры пола, там полярность подключения имеет значение.

Как проверить датчик температуры (термодатчик) пола?

Если вдруг тёплый пол стал работать с перебоями, то обесточьте систему, отсоедините датчик от терморегулятора и проверьте сопротивление датчика температуры пола, возможно он вышел из строя.

как проверить датчик температуры пола

Установите мультиметр в режим омметра, задайте подходящие пределы измерений, и измерьте значение сопротивления между проводами вашего термодатчика.

Значения сопротивления датчика, при разных температурах окружающей среды, указано в паспорте на терморегулятор и, если оно отличается, то необходима его замена.

Читайте так же:
Как откатить систему Windows XP через BIOS?

Обратите внимание на совместимость датчика с терморегулятором. Не каждый производитель термостатов сможет гарантировать правильную работу системы с датчиком другой фирмы.

К примеру, у такого производителя как Devi, терморегуляторы комплектуются датчиками NTC 15 кОм (при 25 С), терморегуляторы украинского производства Terneo комплектуются как датчиками NTC 10 кОм (при 25 С) так и цифровыми датчиками DS18B20, а терморегуляторы торговой марки Теплолюкс — NTC 6,8 кОм (при 25 С).

Если теплый пол не греет, а сопротивление датчика температуры пола в норме, то Вам нужна диагностика и ремонт теплого пола .

Устройство, принцип действия, диагностика датчиков температуры

Датчики температуры двигателя. Engine coolant temperature sensor Intake air temperature sensor. Существуют различные типы систем управления двигателем, устройство которых может различаться в значительной мере. Но в любой из систем управления двигателем обязательно применяется датчик температуры охлаждающей жидкости. В большинстве систем применяется датчик температуры воздуха во впускном тракте двигателя.

Внешний вид датчика температуры двигателя - охлаждающей жидкости (слева) и датчика температуры воздуха во впускном тракте (справа)

Внешний вид датчика температуры двигателя — охлаждающей жидкости (слева) и датчика температуры воздуха во впускном тракте (справа)

В зависимости от температуры охлаждающей жидкости, блок управления двигателем корректирует состав топливовоздушной смеси, частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, угол опережения зажигания. Влияние показаний датчика температуры охлаждающей жидкости на работу системы управления двигателем очень велико. Например, если вследствие неисправности рассчитанное блоком управления двигателем значение температуры охлаждающей жидкости двигателя не совпадает с фактической температурой охлаждающей жидкости двигателя на значительную величину, двигатель может заглохнуть / не запускаться. Большинство датчиков температуры воздуха во впускном тракте аналогичны по устройству и принципу действия датчику температуры охлаждающей жидкости. В зависимости от температуры воздуха во впускном тракте, блок управления двигателем несколько корректирует состав топливовоздушной смеси. Влияние показаний датчика температуры воздуха во впускном тракте на работу системы управления двигателем особенно заметно в таких системах, где не применяется датчик расхода воздуха.

Принцип действия датчиков температуры двигателя

В качестве датчиков температуры охлаждающей жидкости и большинства датчиков температуры воздуха во впускном тракте двигателя применяются терморезисторы с отрицательным температурным коэффициентом — с увеличением температуры датчика температуры двигателя его сопротивление уменьшается. Датчик температуры охлаждающей жидкости устанавливается в потоке охлаждающей жидкости двигателя. При низкой температуре охлаждающей жидкости, сопротивление датчика высокое (3,52 kQ при +20 °С); при высокой температуре -сопротивление датчика низкое (240 Q при +90 °С). От блока управления двигателем, через расположенный внутри блока управления двигателем резистор с постоянным электрическим сопротивлением, на датчик температуры двигателя поступает опор. напряжение величиной 5 V. Второй вывод датчика соединён с «массой».

Схема включения датчика температуры двигателя, в качестве чувствительного элемента которого применяется терморезистор. ECU Блок управления двигателем

Схема включения датчика температуры двигателя, в качестве чувствительного элемента которого применяется терморезистор. ECU Блок управления двигателем.

  1. Точка подключения зажима типа «крокодил» осциллографического щупа.
  2. Точка подключения пробника осциллографического щупа для получения осциллограммы выходного напряжения датчика.
  3. Датчик температуры.
  4. Выключатель зажигания.
  5. Аккумуляторная батарея.

Датчик температуры двигателя шунтирует опор. напряжение, вследствие чего, значение напряжения на датчике оказывается меньшим опор. С увеличением температуры охлаждающей жидкости (например, при прогреве двигателя), сопротивление датчика уменьшается и, соответственно, уменьшается напряжение на датчике. По величине этого напряжения блок управления двигателем рассчитывает текущее значение температуры охлаждающей жидкости двигателя.

Характеристика датчика температуры охлаждающей жидкости.

Температура, °ССопротивление, Q ± 2%
-40100 700
-3052 700
-2028 680
-1521 450
-1016 180
-412 300
9 420
+57 280
+105 670
+154 450
+203 520
+252 800
+302 240
+401 460
+451 190
+50970
+60670
+70470
+80330
+90240
+100180
+13070

Типовые неисправности датчика температуры двигателя

Наиболее распространённой неисправностью датчиков температуры двигателя, в качестве чувствительного элемента которых применён терморезистор, является несоответствие его электрического сопротивления температуре его корпуса. Чаще всего, такая неисправность проявляется как резкое увеличение электрического сопротивления датчика в очень узком диапазоне температур корпуса датчика (или в нескольких диапазонах температур), реже встречается обрыв чувствительного элемента датчика. В момент, когда температура корпуса датчика попадает в этот диапазон, сопротивление датчика резко увеличивается, вследствие чего увеличивается и напряжение на датчике. Вследствие этого, рассчитанное блоком управления значение температуры по увеличенному напряжению на датчике оказывается меньшим действительного. Если рассчитанное блоком управления двигателем значение температуры охлаждающей жидкости двигателя окажется меньшим действительного на значительную величину, блок управления может увеличить количество подаваемого топлива настолько, что двигатель заглохнет из-за переобогащения топливовоздушной смеси. Пуск двигателя при этом становится невозможным. В некоторых случаях может понадобиться замена свечей зажигания. Неисправность датчика температуры двигателя в момент её проявления можно выявить при помощи омметра путём сравнения измеренного сопротивления датчика температуры двигателя с табличным значением для данной температуры.

Читайте так же:
Чем лучше мыть окна в домашних условиях?

При необходимости проведения проверки датчика температуры, необходимо просмотреть осциллограмму выходного напряжения датчика во всём диапазоне его рабочих температур. При проведении проверки датчика температуры необходимо дать двигателю полностью остыть, после чего записать и просмотреть осциллограмму выходного напряжения датчика во время прогрева двигателя, вплоть до момента включения вентилятора системы охлаждения двигателя (или до момента, когда вследствие неисправности диагностируемого датчика двигатель заглохнет).

Осциллограмма напряжения на исправном датчике температуры охлаждающей жидкости. Прогрев холодного двигателя в режиме работы на холостом ходу. По мере прогрева, напряжение на датчике плавно и без каких либо рывков / провалов снижается.

Осциллограмма напряжения на исправном датчике температуры охлаждающей жидкости. Прогрев холодного двигателя в режиме работы на холостом ходу. По мере прогрева, напряжение на датчике плавно и без каких либо рывков / провалов снижается.

По мере прогрева датчика, напряжение на исправном датчике должно плавно снижаться.

Осциллограмма напряжения на неисправном датчике температуры охлаждающей жидкости. Двигатель почти прогрелся до рабочей температуры. Отчётливо видны искажения формы осциллограммы.

Осциллограмма напряжения на неисправном датчике температуры охлаждающей жидкости. Двигатель почти прогрелся до рабочей температуры. Отчётливо видны искажения формы осциллограммы.

Напряжение на неисправном датчике температуры охлаждающей жидкости при прогреве двигателя внезапно резко увеличивается. В этот момент, блок управления двигателем резко обогащает топливовоздушную смесь. Но так как в данном случае неисправность датчика проявляется в очень узком диапазоне температур, а следовательно и в течение короткого времени, двигатель не заглох. По мере дальнейшего увеличения температуры охлаждающей жидкости неисправность уже не проявлялась.

В качестве датчиков температуры воздуха во впускном тракте двигателя иногда применяется PN-переход (диод), например, датчик температуры воздуха встроенный в корпус датчика массового расхода воздуха BOSCH HFM5.

Внешний вид датчика температуры воздуха во впускном тракте на основе PN-перехода (датчик температуры встроен в корпус датчика массового расхода воздуха BOSCH HFM5)

Внешний вид датчика температуры воздуха во впускном тракте на основе PN-перехода (датчик температуры встроен в корпус датчика массового расхода воздуха BOSCH HFM5)

С ростом температуры такого датчика при заданном токе, протекающем через датчик, напряжение на датчике снижается от 650 mV до 350 mV.

Как работает датчик температуры двигателя?

Датчик температуры в двигателе обеспечивает раннее предупреждение о его перегреве мотора, что позволяет водителю остановить и заглушить автомобиль прежде, чем произойдет его повреждение из-за такого перегрева. В очень холодную погоду датчик температуры может также показать Вам, если двигатель ещё не прогрелся, а на непрогретом двигателе ездить также очень вредно для него.

Датчики показывают текущую температуру двигателя за счёт специального указателя, который постепенно поднимается вверх, когда Вы включаете зажигание. Блок датчика позволяет силе тока менять своё значение в зависимости от температуры двигателя за счёт нагревательной катушки внутри датчика. Биметаллическая полоска внутри катушки поворачивается на величину, зависящую от величины силы тока, и отклоняет указатель по калиброванному циферблату, чтобы дать водителю относительно точные показания температуры двигателя.

Система измерения температуры, как правило, состоит из двух элементов: сам датчик и блок датчика, который контролирует датчик, соединяясь с ним проводом.

Типы датчиков температуры

Есть два основных типа механизмов датчиков температуры двигателя:

  • магнитные датчики
  • биметаллические датчики

Мы подобрали для Вас кое-что ещё интереснее: Где находится датчик температуры и как он работает?

Вы сможете определить, какой тип из этих двух расположен в Вашем автомобиле, по тому, как он реагирует, когда Вы включаете зажигание. В случае магнитных датчиков указатель сразу же даёт показания температуры, а вот биметаллические датчики медленно толкают стрелку к чтению после включения зажигания.

Температурные датчики двигателя встроены в корпус приборной панели автомобиля. Блок датчика, однако, может быть в одном из следующих нескольких мест:

  • корпус термостата,
  • головка блока цилиндров
  • верхний шланг радиатора.

В некоторых случаях датчик может быть и в иных местах, но во всех случаях датчик находится на магистрали течения охлаждающей жидкости на выходе из двигателя.

Магнитные датчики

Магнитные датчики, называемые также движущимися датчиками — это пара катушек, по одной на каждой стороне поворотной железной арматуры, которая держит и контролирует стрелку указателя. Катушки подключаются непосредственно к электрической сети автомобиля — одна из них контактирует напрямую с корпусом двигателя, а на другую подаётся ток от датчика, сопротивление которого как раз и изменяется в зависимости от температуры двигателя. Ток, протекающий через катушки, создаёт магнитное поле, которое перемещает указатель в ту или иную сторону. Величина перемещения зависит от разницы в магнитных полях, создаваемых двумя катушками. Эта разница, в свою очередь, зависит от размера тока, пропускаемого через сенсорный блок.

Читайте так же:
Какой формуле вычисляется длина окружности диаметра D?

Биметаллические датчики

В биметаллических датчиках главную роль играет металлическая полоса и намотанная вокруг неё проволока, через которую проходит ток. Если Вы читали статью о том, как работают спидометры, то Вы уже знаете эту систему биметаллических датчиков. Суть её в том, что чем выше температура двигателя, тем больше тока поступает от сенсора, который нагревает обмотку вокруг пластины. Нагрев заставляет пластину немного растягиваться и изгибаться, передвигая на нужную откалиброванную величину стрелку указателя температуры двигателя.

В таком типе датчика, чтобы избежать ошибок, вызванных изменениями напряжения питания автомобиля из-за электрической нагрузки и скорости генератора, в цепочку датчика включен стабилизатор напряжения. Стабилизатор напряжения работает по принципу биметаллической ленты и сохраняет напряжение в постоянном диапазоне от 8 до 10 Вольт.

Принцип работы и неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

Одна из важнейших систем автомобиля, необходимых для нормальной работы двигателя – это система охлаждения. Ее задача – поддержание оптимальной температуры, необходимой для работы мотора. Один из обязательных элементов этой системы – датчик температуры охлаждающей жидкости. О нем и пойдет сегодня речь.

Зачем нужна система охлаждения?

При сгорании топлива выделяется много тепла, и только 30-35% этого тепла идут на совершение работы. Примерно половина от оставшегося количества вылетает вместе с выхлопом, а для отвода остальной части нужна охлаждающая система, иначе мотор перегреется.

На абсолютном большинстве современных автомобилей установлена жидкостная система охлаждения. Принцип работы: специальная жидкость (антифриз) забирает тепло от горячих деталей и отдает его в окружающую среду. За счет этого обеспечивается постоянство теплового режима, необходимого для нормальной работы мотора, а также равномерный нагрев, если мотор был холодным.

Но чтобы антифриз правильно и эффективно выполнял свою задачу, нужен ряд специальных устройств. Для того, чтобы поддерживать рабочую температуру охлаждающей жидкости (то есть ту, при которой работа двигателя оптимальна), нужно знать, сколько градусов в настоящий момент.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Эту задачу выполняет датчик температуры охлаждающей жидкости.

Принцип работы

Принцип работы всех датчиков температуры охлаждающей жидкости (ОЖ), основывается на изменении сопротивления специального полупроводникового элемента (терморезистора) от температуры. Чем горячее, тем сопротивление меньше, и наоборот.

Как это работает

Если двигатель инжекторный, то значения температуры нужны контроллеру двигателя (ЭБУ, электронный блок управления), чтобы управлять вентилятором охлаждения и работой мотора. На датчик температуры ОЖ подается постоянное (опорное) напряжение (5 вольт), ток проходит через него, и напряжение падает. Чем больше сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости, тем выше напряжение на нем, тем меньше напряжение будет на выходе. Контроллер замеряет его и на основании заложенной в него программы рассчитывает температуру. К такому датчику подведено два провода: по одному ток идет из ЭБУ, по второму – обратно.

Если в Вашей машине цифровой указатель температуры охлаждающей жидкости, то свои показания он берет с блока управления. Обычно он показывает цифрами, условными обозначениями (количество «палочек»), или используются сигнальные лампочки.

Но иногда устанавливается дополнительный датчик температуры охлаждающей жидкости, если индикатор температуры охлаждающей жидкости – стрелочный. Обычно к нему подходит один провод. Отклонение стрелки зависит от силы тока, протекающего через терморезистор, которая тоже зависит от его сопротивления. Холодно – большое сопротивление – малый ток – стрелка наклонена влево, и наоборот.

Стрелочный указатель температуры охлаждающей жидкости

На карбюраторных автомобилях, и редко на инжекторах, есть еще отдельный датчик включения вентилятора. Он ничего не измеряет, а только включает вентилятор системы охлаждения при определенной температуре.

Схема подключения датчика температуры охлаждающей жидкости

Двухпроводной: подключается к двум выводам ЭБУ, на один из которых подается опорное напряжение, на втором – измеряется напряжение.

Однопроводной: на него подается ток, идущий через прибор, показывающий температуру охлаждающей жидкости, роль второго провода выполняет его корпус, прикрепленный к «массе» (например, металлической детали двигателя). Если его корпус не соприкасается с металлом – применяется второй провод, для соединения с «массой».

Схема подключения датчика температуры ОЖ

Как узнать, что датчик неисправен?

Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости следующие:

  1. Не работает указатель температуры охлаждающей жидкости, или не показывает реальную температуру охлаждающей жидкости.
  2. «Плавает» температура охлаждающей жидкости.
  3. Непрерывно работающий вентилятор системы охлаждения (если инжекторный двигатель).
  4. Горит сигнализатор «Check Engine» (Проверь двигатель) (если инжекторный двигатель).
  5. Машина перегревается, «кипит» (пар из-под капота, сильное бульканье в расширительном бачке), но вентилятор не включается.
Читайте так же:
Как заблокировать номер телефона чтобы он больше не звонил?

Причиной указанных событий может быть не только выход его из строя, но и другие неисправности (проводки, соединений и другого). Поэтому на инжекторе сначала нужно провести диагностику. Если диагностику сделать невозможно, или у Вас карбюраторный мотор, то сразу переходите к проверке датчика температуры охлаждающей жидкости

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости

Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости различается на разных моторах. Наиболее распространенные места установки следующие:

  • Двигатель (блок цилиндров, или головка блока);
  • Патрубок системы охлаждения, отходящий от двигателя;
  • Термостат;
  • Радиатор.

Для поиска его на Вашем авто пользуйтесь специальной литературой, ищите на форумах по Вашей модели, тематических сайтах.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

Так как принцип работы – изменение сопротивления, то самым доступным способом проверки будет измерение этого параметра. Для этого Вам потребуется любой тестер, мультиметр, даже самый простой китайский, главное, чтобы можно было мерить МегаОмы, сопротивление.

Проверку можно осуществить, не снимая датчик с автомобиля. Но для этого надо знать, сколько градусов внутри системы охлаждения. Проще всего дождаться, пока температура антифриза станет равна уличной. Часов через 6-8 после остановки двигателя, если он прогревался. Если на улице холодно и мотор большой – то, возможно, и побольше.

Когда будете уверены, что в ОЖ столько же градусов, как и в окружающей среде, надо:

  1. Отсоединить клемму от «минуса» аккумуляторной батареи, как и перед любым ремонтом, связанным с электрикой.
  2. Найти датчик. Иногда для этого потребуется демонтировать какие-либо детали.
  3. Отсоединить проводку.
  4. Выставить на мультиметре предел измерения сопротивления 10000 Ом (если температура меньше 0, то еще больший предел).
  5. Приложить щупы мультиметра к выводам датчика (если один вывод – то к нему и к корпусу).
  6. Сравнить показанное значение на экране (шкале) прибора с данными нижеприведенной таблицы.

Зависимость сопротивления датчика температуры охлаждающей жидкости от температуры

Если измеренное сопротивление сильно отличается от табличного – скорее всего, деталь неисправна. Для более точной проверки потребуется ее снять.

Возможно, на Вашей модели установлен датчик с другими характеристиками. Уточняйте информацию.

Как снять датчик

Крепление может быть различным, поэтому, опять же, ищите информацию по конкретному авто. Но чаще всего он просто закручивается по резьбе. Тогда его корпус имеет шестигранную форму.

Последовательность действий следующая:

  1. Отсоединяете «минусовую» клемму АКБ.
  2. Находите датчик.
  3. Отсоединяете проводку.
  4. Частично сливаете антифриз (если датчик находится достаточно высоко, это можно пропустить, уточняйте по конкретной модели). Также этого можно не делать, если разыскать заглушку (например, подходящий болт) и быстро поставить ее на место снятой детали.
  5. Выкручиваете датчик (если он на резьбе), или открепляете другим способом, предусмотренным конструкцией.

Полная проверка датчика

Для нее Вам понадобится, опять же, мультиметр и термометр, который можно погружать в воду и показывающий до 100°C. Порядок выполнения:

  1. Подсоединяете к контактам датчика провода мультиметра.
  2. Опускаете проверяемую деталь и градусник в емкость с водой.
  3. Нагреваете воду, отслеживая температуру и показания мультиметра.

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Как Вы уже видели из таблицы, сопротивление датчика меняется от температуры. Если они соответствуют таблице – он в порядке. При изменении значений сопротивления не должно быть резких скачков – это тоже признак неисправности. Если у Вас нет подходящего термометра, можно проводить проверку только при кипящей воде, то есть при 100°C. Сопротивление в таком случае приблизительно должно быть равно 180 Ом.

Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости

Если для проверки Вы не снимали датчик, то надо проделать эту операцию. Приобретите запасную часть. Покупайте только оригинальные детали, или от проверенных фирм, обязательно сохраняйте чеки.

Лучшим вариантом будет проверка датчика вышеуказанным способом при покупке или при первой возможности.

Установите новый датчик на место, и подсоедините провода. Признаки неисправности должны исчезнуть. Если этого не произошло – или проблема не только в нем, или датчик бракованный, что, в принципе, должно было выявиться при проверке.

Заключение

Датчик температуры ОЖ – маленькая, но важная деталь. При его неисправности двигателю грозит перегрев, который может обернуться серьезными последствиями. Так что при первых подозрениях на неисправность выясняйте ее причину и устраняйте при первой возможности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector