Reduno.ru

КАРС Авто
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

АБС — Антиблокировочная система тормозов

АБС — Антиблокировочная система тормозов.

Системы безопасности автомобиля. Антиблокировочная система тормозов

В четвертой статье серии «Системы безопасности автомобиля» рассмотрим очередной механизм обеспечения безопасности — антиблокировочную систему тормозов.

В отличие от рассмотренных ранее систем пассивной безопасности (ремни безопасности и подушки безопасности), которые помогают в случае ДТП, антиблокировочная система относится к системам активной безопасности, т.е. главным образом она помогает предотвратить столкновение автомобилей.

Простейший способ торможения автомобиля

Многие водители считают, что чтобы быстро остановить автомобиль, необходимо нажать и удерживать педаль тормоза (тормоз в пол). Безусловно, такой способ заставит автомобиль остановиться, но такое торможение не будет эффективным.

При торможении в пол происходит блокировка колес, т.е. колеса автомобиля перестают вращаться. На первый взгляд кажется, что с заблокированными колесами автомобиль остановится быстрее. Но это только на первый взгляд. Вспомним небольшой элемент школьного курса физики: «Сила трения покоя всегда больше, чем сила трения скольжения». Т.е. если колеса автомобиля катятся (незаблокированы), то автомобиль затормозит быстрее, чем в случае с заблокированными колесами. Это обусловлено тем, что в первом случае пятно контакта колес автомобиля находится в неподвижном состоянии относительно дорожного полотна, т.е. действует сила трения покоя. Во втором же случае, когда колеса автомобиля заблокированы, на него действует сила терния скольжения.

Существует также второй недостаток простейшего способа торможения — автомобиль с заблокированными колесами полностью теряет управляемость. Т.е. если в повороте заблокировать колеса, то автомобиль продолжит свое движение по инерции прямо, а не в сторону повернутых колес.

Очевидно, что простейший способ торможения несовершенен, а иногда и опасен. Поэтому для помощи водителю при торможении были разработаны специальные антиблокировочные системы тормозов (АБС).

Антиблокировочная система тормозов

Как можно догадаться из названия, антиблокировочная система не позволяет блокироваться колесам автомобиля при торможении.

В простейшем случае система состоит из датчиков, снимающих скорость вращения каждого из колес и блока управления. При этом скорости вращения колес сравниваются, и если одно из колес вращается медленнее других (признак блокировки), то тормозное усилие на это колесо уменьшается. Колесо не блокируется. Система АБС проверяет колеса по несколько десятков раз в секунду, что позволяет сохранять для всех колес одинаковую скорость вращения.

Очевидно, что при использовании АБС в случае торможения в пол тормозной путь автомобиля уменьшается, и, что не менее важно, автомобиль сохраняет управляемость.

Торможение прерывистыми нажатиями на педаль тормоза

Существует еще один способ торможения, который может применяться как с АБС, так и без нее — торможение прерывистыми нажатиями на педаль тормоза. Заключается он в том, что водитель давит на педаль тормоза резко, сильно, но в течение коротких промежутков времени. Т.е. он то нажимает педаль, то отпускает ее.

При таком торможении колеса автомобиля блокируются-разблокируются. Такой способ позволяет уменьшить тормозной путь автомобиля. Это происходит за счет того, что при кратковременных нажатиях на педаль тормоза вес автомобиля переносится на его переднюю ось. Также в моменты отпускания педали тормоза автомобиль сохраняет управляемость.

Существует спорное мнение, что если человек умеет тормозить прерывисто, то ему не нужна система АБС. Хотя прерывистое торможение и позволяет снизить тормозной путь, у него есть недостаток. Для того, чтобы в критической ситуации затормозить таким способом, необходимо прерывисто тормозить постоянно. Это позволит выработать соответствующий навык. Но при прерывистом торможении автомобиль сильно раскачивается и, поэтому, постоянно тормозить таким способом некомфортно для водителя. И уж тем более постоянная раскачка не понравится Вашим пассажирам!

Ну а поскольку система АБС сама срабатывает в момент резкого торможения, она является незаменимым помощником в любом автомобиле.

Автомобили с АБС

Начиная с 2016 года все выпускаемые в обращение автомобили, включая отечественные, в обязательном порядке оборудуются антиблокировочной системой тормозов.

До 2016 года на многих недорогих моделях автомобилей АБС поставлялась в качестве дополнительной опции, поэтому при покупке подержанного автомобиля, выпущенного до 2016 года, обращайте внимание на наличие данной системы.

Торможение с АБС на видео

Напоследок привожу ролик, в котором тормозят автомобили с АБС и без нее, используя прерывистое и простое торможение:

Кстати отмечу, что в ролике прерывистое торможение выполняет опытный инструктор, который заранее знает, что ему придется тормозить. Уверен, в критической ситуации и он не сразу начнет тормозить прерывисто. И уж тем более в критической ситуации растеряется простой водитель, а выручить его сможет только АБС.

Задача каждого водителя — избежать ДТП, и антиблокировочная система оказывает в этом неоценимую помощь.

Электроника и безопасность автомобиля

С 2000 г. практически все выпускаемые автомобили среднего класса и выше имеют в стандартной комплектации или в качестве опций тормоза с антиблокировочной системой — АБС (Аntiblock Вгаkes System или ABS).
В настоящее время этой системой оснащаются практически все автомобили, сходящие с заводских конвейеров.
Система АБС была создана для предотвращения блокировки колес во время торможения, чтобы избежать их юза на дороге. В случае, если колеса автомобиля перемещаются юзом по дорожному покрытию, автомобиль теряет управляемость, и его движение становится мало предсказуемым.
ABS способна существенно сократить тормозной путь автомобиля, предотвращая при этом потерю управляемости.

Читайте так же:
Сколько масла нужно в коробке Ауди 100 с4?

ABS - антиблокировочная система торможения колес

При движении автомобиля по дороге с твердым (например, асфальтобетонным) покрытием, движение колес юзом приводит к истиранию поверхности шины, и между ней и дорогой образуется своеобразный смазочный слой из частиц резиновой пыли, что еще больше способствует потере управляемости (шины скользят, словно по смазке). По этим причинам, конструкторы автомобильной техники разработали систему, управляемую электроникой, и призванную зорко следить за характером движения каждого из колес автомобиля в процессе торможения.

Как работает система ABS?

Принцип работы этой системы заключается в том, что электронный блок управления постоянно следит за показаниями датчиков углового вращения колес (см. рисунок ниже), и если поступает информация, что одно из колес не вращается (сигнал от датчика линейный), а водитель при этом удерживает ногу на педали тормоза, из блока управления поступает команда на растормаживание колеса (или колес), перемещающегося юзом. Растормаживание осуществляется сборосом давления в рабочем тормозном цилиндре блокированного колеса. Колесо растормаживается на доли секунды, но этого достаточно, чтобы наладить связь с дорожным покрытием.
Процесс повторяется с достаточной частотой по мере необходимости, определяемой блоком управления, при этом водитель может чувствовать легкое подрагивание автомобиля. В результате процесс торможения протекает практически без скольжения (юза) колес.

как работает датчик частоты вращения колес

При блокировке любого колеса, любой пары колес или всех колес автомобиль теряет управляемость, поэтому блокировка может привести к аварии. В системе ABS колесные датчики определяют, какое колесо может быть заблокировано и гидравлический модулятор уменьшает давление тормозных колодок на тормозной диск этого колеса.
В результате автомобиль продолжает движение, не теряя сцепления с дорогой, и остается управляемым. Вероятность возникновения аварийной ситуации уменьшается.

На рисунке 2 показана траектория движения автомобиля при торможении на прямом участке трассы с включенной и отключенной системой ABS. При выключенной системе антиблокировки колес автомобиль плохо поддается управлению, начинает «рыскать» по дороге и траектория его движения может привести к аварии. Включенная система ABS позволяет легко маневрировать, используя тормоза и рулевое управление, поэтому траектория движения автомобиля вполне предсказуема.

принцип работы антиблокировочной системы торможения автомобиля

Сила трения между затормаживаемым колесом и дорожным покрытием зависит не только от сцепных свойств шины, состояния дорожного покрытия и массы автомобиля, но и от соотношения между скоростью движения автомобиля и угловой скоростью вращения колеса. В общем случае тормозной путь автомобиля минимален, если коэффициент скольжения s шины относительно дороги не более 30%.
Электронный блок управления (ЭБУ) определяет скольжение по формуле:

s = [( Vа — Vк ) /Vа ] ×100% ,

где Vа — скорость движения автомобиля, приведенная к скорости Vк — вращения колеса.

Скорость вращения каждого колеса в отдельности определяется колесными датчиками.
В некоторых системах ABS скольжение определяется с помощью линейных акселерометров.
Исполнительным механизмом системы ABS является многоканальный гидравлический модулятор, который по команде ЭБУ уменьшает или увеличивает давление тормозной жидкости в колесных тормозных цилиндрах при нажатии на педаль тормоза, не допуская блокировки колес вплоть до полной остановки автомобиля.

Концепция системы антиблокировки тормозов давно известна, но практическая реализация стала возможной после широкого развития компьютерной техники и технологий, появления малогабаритных и высоконадежных колесных датчиков, а также быстродействующих малогабаритных средств обработки информации — электронных микроконтроллеров.
Например, фирма «Bosch» (ФРГ) производит системы ABS серийно с 1978 года.

Однако статистика показала, что внедрение систем ABS не привело к ожидаемому сокращению дорожно-транспортных происшествий.
По этому поводу разработчики систем ABS полагают, что большинство водителей не умеют правильно пользоваться новой системой торможения: вместо резкого, сильного и одноразового нажатия на педаль тормоза в критических ситуациях водитель, не доверяя системе ABS, тормозит традиционно: многократно и часто нажимает на педаль.

По этой причине разрабатываются более совершенные системы ABS следящие не только за поведением колес на дороге, но и чутко реагирующие на действия водителя в критических ситуациях.
В основу этих разработок положено повышение давления в гидроприводе тормозной системы в аварийной ситуации при резком увеличении скорости движения тормозной педали, т. е. учитываются действия водителя для исключения ошибок в управлении автомобилем.

Для уменьшения времени срабатывания тормозной системы ABS несколько ведущих фирм-производителей автомобилей работают над созданием тормозов с электроприводом, поскольку замена гидравлического привода тормозов на электрический привод позволит существенно повысить быстродействие процессов торможения и их надежность.

Конструкции систем АБС

Существует множество вариантов конструктивного исполнения антиблокировочных устройств. Наибольшее распространение на современных легковых автомобилях получили четырехканальные АБС, например, ABS BOSCH 5.
В таких системах (рис. 3) каждое колесо имеет отдельный гидравлический тормозной контур с автоматическим регулированием давления, для обеспечения торможения каждого колеса в отдельности.

Читайте так же:
Как перевести кг дизельного топлива в литры?

Схема работы АБС - антиблокировочной системы торможения колес

Рис. 3. Схема 4-х канальной ABS:
ЭБУ – электронный блок управления; ЭГК – электроуправляемые гидравлические клапаны; ГН – гидравлический откачивающий насос; ГТЦ – главный тормозной цилиндр; ПТ – педаль тормоза; ДП – датчик нажатия педали тормоза; ДР – диагностический разъем; КЛ-А – контрольная лампа АБС; КЛ-Ж – контрольная лампа минимального уровня тормозной жидкости в бачке; КД-1 — 4 – колесный датчик угловой скорости; КТЦ-1 — 4 – колесный тормозной цилиндр

Для реализации 4-х контурной гидравлической тормозной системы с автоматическим управлением (ABS), в каждом контуре имеются электроуправляемые гидравлические клапаны (ЭГК), с помощью которых обеспечивается регулирование давления тормозной жидкости в колесном тормозном цилиндре (КТЦ), путем его стравливания с помощью откачивающего гидравлического насоса (ГН).
Такие ЭГК всех колес, ГН и ЭБУ конструктивно объединяют в центральный исполнительный механизм, называемый электрогидравлическим блоком (ГБ) (рис. 3).

как работает антиблокировочная система торможения колес

Рис. 4. Зависимость скорости автомобиля , скорости и ускорения колеса, тока соленоида Iw и давления в колесном тормозном цилиндре PКТЦ от времени торможения t

Алгоритм автоматического управления ЭГК и ГН осуществляется путем сравнения скоростей вращения колес Vк с приведенной скоростью движения кузова автомобиля Va , что реализуется в ЭБУ, который получает сигналы о скорости вращения колес от колесных датчиков (КД), принцип работы которых пояснен на рисунке выше.
В случае необходимости снижения давления PКТЦ в колесном тормозном цилиндре (КТЦ) при отставании скорости конкретного колеса от скорости автомобиля (рис. 4), с ЭБУ на соленоиды соответствующих ЭГК подается ток управления Iw . ЭГК срабатывают и переключают гидравлический тормозной контур (рис. 5) в режим принудительного растормаживания колеса, в результате, скорость колеса повышается и ЭБУ отключает питание ЭГК, переводя систему в штатный режим.

Таким образом, постоянно обеспечивается автоматическая корректировка эффективности торможения каждого колеса в отдельности.
Такое управление гидравлическими тормозами не допускает блокировки колес в любых условия торможения автомобиля.

За все время движения автомобиля с датчиков угловых скоростей колес на блок управления ABS поступают электрические сигналы, характеризующие значения текущих скоростей вращения колес. В качестве датчиков скоростей колес используются индуктивные датчики ИД или датчики Холла.

При торможении автомобиля, из-за неодинаковых тормозных условий разных колес возникает разница в величинах их скоростей и скоростью движения автомобиля. Если эта разница не значительна, АБС находится в режиме сбора информации с датчиков, гидравлическая система тормозов работает классически (рис. 7 а). При этом впускные и выпускные клапаны в гидравлическом блоке обесточены – впускные клапаны нормально открыты, а выпускные – закрыты.

четырехканальная ABS

Рис. 5 . Схема 4-х канальной ABS:
1. 4 – колесные тормозные цилиндры; И – испаритель; Н – накопитель; Вп-1. 4 – впускные ЭГК АБС; Вып-1. 4 – выпускные ЭГК АБС; ОК – обратный клапан

Рис. 6 . Электрогидравлический блок ABS:
а) блок АБС в сборе; б) внутреннее устройства блока АБС;
1 — разъем подключения; 2 — ЭБУ; 3 — гидравлический блок; 4 -гидравлический насос; 5 — реле; 6 — уплотнительная прокладка; 7 — соленоид; 8 — контакты питания гидравлического насоса; 9 — корпус ЭГК; 10 — каналы с резьбой для крепления гидравлических контуров

Если с датчиков скоростей колес на ЭБУ ABS приходят сигналы рассогласованные значительно, например, при заданной минимальной угловой скорости (блокировке) одного из колес, то он подает питание (рис. 8) на реле гидравлического насоса РГН и реле электромагнитных клапанов РЭМК.
Включается гидравлический откачивающий насос ГН, на электромагнитные клапаны (ЭМК) подается положительный потенциал. И в зависимости от того, какое колесо (или колеса) необходимо растормозить, цепь питание соответствующих клапанов замыкается (с ЭБУ подается потенциал).

Тем самым, при расторможении определенного колеса закрывается его впускной клапан и открывается выпускной клапан. Гидравлический насос откачивает жидкость через выпускной клапан и давление в тормозном колесном цилиндре снижается (рис. 7, б), колесо приобретает скорость.

Если при дальнейшем торможении скорости колес становятся близки, то ЭБУ отключает РГН и РЭМК, тем самым останавливается ГН и открываются впускной, и закрывается выпускной клапаны. Если торможение продолжается (педаль тормоза нажата) и скорость колеса опять снижается ниже заданной минимальной, то процесс снижения давления в КТЦ повторится.

Рис. 7 . Схемы режимов работы гидравлики ABS (АБС) на примере контура одного колеса:
а) режим торможения без АБС; б) режим снижения давления;
Вп – впускной ЭГК; Вып – выпускной ЭГК; Н – накопитель; ГН – гидравлический откачивающий насос; ОК – обратный клапан

Рис. 8. Электрическая схема 4-х канальной ABS:
Пр – предохранитель; ВЗ – выключатель зажигания; ЛСТ – лампа сигнала торможения; РЭМК – реле электромагнитных клапанов; РГН – реле гидравлического насоса

Читайте так же:
Как подключить айфон к андроид ТВ?

Развитие электроники позволило совершенствовать АБС и дополнить ее специальными функциями, такими как: электронная блокировка дифференциала ведущего моста EDS (ЭБД), противобуксовочная система ASR (ПБС) и др.
На современных автомобилях антиблокировочная система торможения ABS работает согласованно с антипробуксовочной системой ASR, о которой речь на следующей странице.

Для чего тормозам антиблокировочная система (ABS)

Приходилось ли вам объезжать внезапно возникшее препятствие и одновременно тормозить? Наверняка да. Казалось бы, что в этом сложного — нажал на тормоз, повернул руль и скорректировал траекторию. Однако всё относительно просто до определённого момента. Если при экстренном торможении нажать на педаль тормоза сильнее, чем необходимо, колёса могут заблокироваться и…

Дальше возможны два варианта развития событий. Оба обусловлены наличием или отсутствием антиблокировочной системы тормозов АБС (ABS — Anti-lock Brake System). Если машина архаичная, ведёт свою родословную из середины семидесятых прошлого столетия или сошла с конвейера одного из отечественных автозаводов, то, как бы усердно вы ни крутили «баранку», транспортное средство траектории не изменит. Дело в том, что заблокированные колёса, скользя, лишают водителя возможности маневрировать — сорвавшись на юз, автомобиль будет тупо ехать по прямой, будто у него отрубили руль. Лишь опытный пилот сумеет хладнокровно разблокировать колёса, на мгновение отпустив педаль тормоза. А затем, используя импульсное торможение, вернуть контроль и погасить скорость. Второй вариант — для машины, оснащённой АБС. От водителя требуется лишь посильнее нажать на педаль тормоза и спокойно работать рулём. Чувствуете разницу?

За 30 лет система претерпела сильные изменения. В десятки раз увеличились быстродействие и количество циклов срабатывания за единицу времени. Так, например, первые блоки управления для легковых автомобилей весили более 7 кг. Современные же гораздо компактнее и тянут килограмма на полтора.

Блокировка опасна ещё и тем, что способна стать причиной заноса или увода автомобиля в сторону. Произойти это может, когда под колёсами разнородное покрытие, сильно изменена загрузка по осям в ходе предыдущего манёвра или стоят разные шины (последнее звучит дико, но в России, увы, не редкость). Кроме того, при заблокированных колёсах машина может изменить траекторию под действием любой боковой силы (уклон дороги или столкновение). Скорректировать траекторию в этом случае практически невозможно.

В АБС для определения скорости вращения используются индукционные датчики частоты и датчики, работающие на эффекте Холла. Каждое новое поколение колёсных датчиков частоты вращения становится меньше, точнее и надёжнее. Сначала устанавливался только один сенсор, который монтировался на редукторе заднего моста или КПП. Позже к нему добавились ещё два — на передних колёсах. И лишь в последних версиях АБС предусматривается установка датчиков на каждое колесо, соответственно, с индивидуальными модуляторами. Кстати, самые древние и примитивные одноканальные ABS воздействовали сразу на все тормозные механизмы.

Ещё один негативный эффект блокировки — увеличение тормозного пути. Здесь всё дело в том, что сила трения покоя обычно больше силы трения скольжения. Следовательно, для максимально быстрой остановки автомобиля нужно генерировать такую величину давления в тормозных магистралях, чтобы колёса при торможении вращались на грани блокировки. Есть такой немаловажный показатель, как относительное проскальзывание. Он в зависимости от степени заторможенности колеса может меняться от нуля (колесо катится без проскальзываний) до 100% (колесо полностью заблокировано). Экспериментально установлено, что максимальная эффективность торможения достигается при 15–20-процентном проскальзывании — то есть в том случае, когда скорость вращения заторможенного колеса на 15–20% ниже скорости свободновращающегося колеса при постоянной скорости движения машины. Забегая вперёд, скажем, что электроника при торможении поддерживает именно эту величину, периодически блокируя и разблокируя колёса.

В состав практически любой современной системы АБС входят: электронный блок управления (1), модулятор (2), изменяющий давление в гидравлических магистралях, датчики угловых скоростей вращения колёс (3), установленные на внутренней части ступицы колеса.

Прогрессивное человечество окончательно осознало вред заблокированных колёс лишь в 70-хпрошлого века. Пионером в данной области стал Mercedes-Benz, совместно с компанией Bosch разработавший систему, которая в 1979 году стала устанавливаться на Мерседесы S-класса. Основной принцип работы АБС был сформирован именно тогда, и потом только совершенствовался.

Современная электроника (ABS, противобуксовочная система, ESP), чтобы держать под контролем поперечную и продольную динамику автомобиля, учитывает не только частоту вращения колёс. Подконтрольными являются угол поворота руля, степень крена кузова, ускорение… Давление в тормозных контурах генерируется по совокупности полученных данных, плюс в некоторых случаях принудительно изменяется тяга двигателя.

Задача ABS — регулировать скорость вращения колёс путём изменения давления в магистралях тормозной системы. Чтобы контролировать угловую скорость, надо знать её величину и то, как она меняется со временем. Каждое колёсо снабжено датчиком, который выдаёт электрические импульсы с частотой, пропорциональной скорости вращения колеса. Эта информация поступает в блок управления АБС.

Читайте так же:
Где устанавливаются параметры настройки программы Ворд?

Если во время торможения угловая скорость колеса приблизилась к нулю, электронный мозг тут же примет решение его «растормозить». Гидравлический модулятор при помощи электроклапана стравит давление из магистрали и перенаправит «лишнюю» порцию тормозной жидкости в гидроаккумулятор. Давление будет снижаться до тех пор, пока колесо, снова «ухватившись» за покрытие, не раскрутится до определённой скорости. Далее ABS опять резко увеличит давление в магистрали и притормозит колесо. Цикл продолжится до тех пор, пока машина не остановится или водитель не ослабит давление на педаль до положения, когда ABS не нужна.

Существующие на рынке системы отличаются весьма точной настройкой и обеспечивают максимальную эффективность торможения.

Многие скажут: «Невелика премудрость!» Прерывисто тормозить можно и самому. И правда: во многих случаях такой способ замедления на автомобилях, не оборудованных АБС, позволяет во время экстренного торможения объехать внезапно возникшее препятствие. Когда колёса блокируются — вы тормозите, как только «отпускаются» — получаете возможность корректировать направление движения. Естественно, при таком раскладе тормозной путь значительно увеличится, зато водитель получит возможность объехать препятствие и упреждающим действием руля погасить занос.

Но, к сожалению, ни один титулованный гонщик не способен обеспечить «порционное» торможение с частотой, с которой это делает ABS. Система (в зависимости от варианта исполнения) за секунду успевает заблокировать-разблокировать колёса около 15 раз. К тому же водитель одновременно воздействует на все тормозные механизмы (так работали первые системы ABS), в то время как современные 4-канальные антиблокировочные системы следят за скоростью вращения и регулируют тормозное усилие для каждого колеса отдельно.

Гидравлический модулятор, совмещённый с блоком управления (чёрный).

В большинстве современных автомобилей ABS работает вместе с EBD (Electronic Brake Distribution) — системой распределения тормозных усилий, которая дозирует интенсивность торможения для каждого колеса. C EBD можно смело тормозить в повороте и на «миксте». Электроника по разности частот вращения поймёт, что колёса попали на участки с разнородным покрытием, и уменьшит тормозные силы на колёсах, которые имеют лучшее сцепление с дорогой. Кстати, интенсивность замедления в этом случае снизится и будет определяться силой трения колеса (колёс), имеющего наихудшее сцепление с дорогой.

Нелишне заметить, что для максимальной эффективности замедления педаль тормоза на автомобилях с ABS надо вдавливать в пол что есть силы. Впрочем, последнее делать не обязательно тем водителям, чьи машины оснащены системой Brake Assist, которая сама создаёт избыточное давление в тормозной магистрали, «дотормаживая» за слабого или нерешительного человека. При штатных замедлениях она не вмешивается. Однако резкое нажатие (удар) на педаль Brake Assist расценивает как сигнал к экстренному торможению и вступает в действие.

При торможении на разнородных покрытиях электроника сделает всё, чтобы противостоять заносу. Но иногда автомобиль, оснащённый ABS и EBD, может довольно сильно развернуть. Здесь всё зависит от того, как настроена система.

Но не всё так гладко. ABS, как и любая другая система, обладает недостатками. Например, простой «антиблок» может проиграть обычным тормозам на снегу, льду или песке, свести на нет преимущества шипованной резины. Ведь на льду шипы обеспечивают наибольшее замедление только при максимальном относительном проскальзывании, когда они словно когти впиваются в лёд и бороздят его. Каверза в том, что ABS, стремясь растормозить колёса, не даёт шипам работать и тем самым увеличивает тормозной путь. То же происходит на грунтовых дорогах (песок, щебень, глина) и покрытиях, занесённых снегом.

Наличие ABS не повод отказа от шипованной резины. Во время блокировки шипы всё равно будут цепляться за лёд и обеспечивать более надёжное замедление, нежели нешипованные покрышки.

Автомобили с ABS в этом случае имеют более длинный тормозной путь, потому что постоянно разблокирующиеся колёса не создают «эффекта плуга». А ведь именно на таких покрытиях заблокированные колёса имеют максимальную эффективность торможения — из-за того что нагребают перед собой «валики» из грунта или снега. Вот почему нужно помнить: на обледеневшей, заснеженной или грунтовой поверхности тормозной путь автомобиля, не оснащённого АБС, может быть короче.

Автомобили с ABS при экстренном торможении остаются управляемыми.

Подложить небольшую свинью АБС может и на неровной дороге. Если при торможении одно колесо на мгновение зависнет в воздухе и заблокируется, обманутая электроника начнёт спасать вас от заноса и тут же снизит давление в остальных магистралях. В повороте автомобиль неприятно вильнёт «хвостом», а тормозной путь увеличится. От таких случайных отрывов, в принципе, не застрахован никто, но нужно помнить, что залогом адекватной работы АБС является исправная подвеска.

При любой неисправности в системе на приборной панели загорается контрольная лампа. В этом случае совет один — бегом в сервис.

Читайте так же:
Что делать если ключ в замке зажигания не поворачивается?

Прогресс рождает на свет всё более продвинутые системы. Оперирующие большим количеством показаний, они способны адаптироваться под тип дорожного покрытия и тормозить по одному из заранее заложенных эффективных алгоритмов. Конечно же, электронику нельзя воспринимать как панацею от всех бед, но статистика вещь упрямая: грамотно настроенная ABS при всех исправных системах автомобиля на сухом и мокром покрытии в среднем помогает экономить до 20% тормозного пути и оставляет водителю шанс маневрировать. Стоит ли говорить, что от этих драгоценных метров могут зависеть жизнь и здоровье?

Что такое ABS в автомобиле

АБС в автомобиле и как оно работает

Техническое оснащение современных автомобилей настолько разнообразно, что не перестает радовать разнообразием полезных и удобных опций, и многих автомобилистов уже не удивишь наличием таких изысков, о которых раньше приходилось только мечтать.

Одной из систем, которыми комплектуются машины, оборудованные по последнему слову техники, является антиблокировочная система abs. Она достаточно давно появилась на автомобильном рынке, но все же для многих российских автолюбителей ABS по-прежнему осталась новинкой.

Принцип работы ABS

Принцип работы

Принцип работы

Антиблокировочная система установлена на автомобиль в качестве дополнительного оборудования, задача которого заключается в том, чтобы препятствовать блокировке колес при сильном торможении. Благодаря ABS при сильном нажатии на педаль тормоза автомобиль и на сухом асфальте, и на мокрой дороге не пойдет юзом.

И все же, что такое abs в автомобиле? Данная система представляет собой непростое электронное устройство, включающее центральный блок и датчики скорости, установленные на каждом колесе. В момент нажатия на тормоз они определяют скорость, с которой вращается каждое колесо. Затем хитрая электроника устраняет из тормозной магистрали излишки давления в специальный гидроаккумулятор.

При этом вращение колеса начинает восстанавливаться, так как разжимаются тормозные колодки. В случае если давление по-прежнему осталось достаточно большим, описанный выше процесс повторяется снова до тех пор, пока оно не придет в норму.

Схема устройства ABS

Схема устройства ABS

Назначение ABS

Антиблокировочная система по принципу своей работы имитирует действия опытного автомобилиста, который пользуется прерывистым торможением на скользкой дороге, чтобы машину не занесло. И тут возникает вопрос: зачем нужна электронная система, когда выполнять эти действия может сам водитель? Автомобилями, в которых не установлена ABS, управлять при резком торможении достаточно трудно, и во многих ситуация без нее просто невозможно обойтись.

Антиблокировочная тормозная система автоматически приводится в действие 15-20 раз в секунду, благодаря чему тормозной путь в случае экстренного торможения будет минимальным. Работать с такой скоростью человек физически не способен.

Пожалуй, главное достоинство ABS заключается в том, что водитель даже при сильном торможении может заставить автомобиль слушаться поворотов руля. Когда данное устройство отсутствует, в процессе торможения машина неуправляемо будет скользить по прямой траектории, несмотря на все старания водителя выровнять движение личного транспорта с помощью поворотов руля.

Маневренность

Маневренность

При включении ABS в салоне можно услышать негромкий треск, свидетельствующий о функционировании исполнительного блока, и ощутить несильные и частые толчки в педаль тормоза. Тем автомобилистам, которые раньше не имели дела с такой системой, понадобится некоторое время, чтобы привыкнуть к этому новшеству.

Антиблокировочная система автомобиля прекрасно себя зарекомендовала, но, тем не менее, не обошлось без некоторого количества недовольных автомобилистов, утверждающих, что никакая электроника не заменит опытного водителя, потому что он гораздо лучше сориентируется в сложной ситуации на дороге и предпримет правильные действия.

ABS в процесс торможения вовсе не вмешивается, а служит незаменимым помощником в предотвращении непоправимой дорожной ситуации. Благодаря антиблокировочной тормозной системе неуправляемая гора железа, в которую превращается машина при сильном торможении, начинает слушаться руля и способна совершать хоть какие-то маневры.

Задачи, выполняемые ABS

Тормозной путь

Тормозной путь

Таким образом, антиблокировочная система выполняет ряд очень важных задач:

  • обеспечивает безопасность при торможении, как для самого водителя, так и для его пассажиров;
  • сокращает тормозной путь на скользком или мокром дорожном покрытии;
  • не позволяет ведущим колесам заблокироваться при резком торможении, благодаря чему остается возможность маневрирования и объезда возникшего препятствия.

В некоторых случаях применение ABS не оправдано. Так, съезжая с крутого спуска в условиях сильной заснеженности или грязевой топи, включение антиблокировочной системы может привести к печальным последствиям. Из-за земного притяжения автомобиль катится вниз, в то время как ABS не позволяет колесам заблокироваться, в связи с этим машина хоть и медленно, но все же продолжает движение вперед даже при полностью выжатой педали тормоза.

Индикатор

Индикатор

Несмотря на то, что подобные ситуации встречаются крайне редко, все современные внедорожники оснащаются дополнительными сенсорами, которые определяют степень уклона дорожной колеи. Если спуск является слишком крутым, система антиблокировки становится неактивной.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector