Категории самоходной техники
Категории самоходной техники
Многие руководители предприятий и сами сотрудники далеко не всегда понимают, что включают в себя основные категории самоходных машин, какие удостоверения требуются для управления средствами передвижения.
В статье представлена вся необходимая информация по этому вопросу.
Важные моменты по самоходным машинам
Необходимо знать, на какие категории делятся самоходные машины и какие нужно получить права. От этого зависит уровень безопасности в компаниях и организациях.
Для управления подобными транспортными средствами требуется получать специальные удостоверения.
Сотрудниками ГИБДД управление самоходными машинами по несоответствующим правам квалифицируется, как вождение без удостоверения. Ответственность за нарушение данного правила может быть не только административной, но даже уголовной.
При достаточно серьезных нарушениях к ответственности могут быть привлечены не только исполнители нарушения и преступления, но руководители компаний, в которых они работают.
Наказания на них возлагаются по той причине, что они допустили управление техникой людьми, не имеющими на это права и должных навыков.
Категории самоходных машин
Разобраться в основных категориях самоходных машинах, а также в удостоверениях, требуемых для управления ими, несложно. За основу в данном случае нужно брать Постановление № 796 от 12.07.1999 г.
В нем вниманию представлена вниманию информация, связанная с управлением машинами и выдачей предназначенных для данного процесса удостоверений.
Документ, который позволяет управлять самоходным автомобилем и выдаваемый водителю, называется в 2021 году, как и раньше, правами тракториста-машиниста.
В полученном удостоверении тракториста-машиниста могут присутствовать записи об определенных категориях современной техники. Каждый пункт классификации самоходных машин по категориям необходимо рассмотреть более подробно.
Категория А
Категория А – это современные автомоторные средства, которые не предназначены для передвижения по автомобильным трассам общего пользования или имеющие максимальный скоростной уровень, не превышающий 50 км/час.
Сюда можно отнести такие средства передвижения, как:
- I – это мототранспортные внедорожные средства передвижения – снегоходы и квадроциклы.
- II – автомобильные внедорожные средства передвижения с разрешенной массой до 3,5 тысяч кг и количеством сидячих пассажирских мест не более восьми. В данную подкатегорию входят болотоходы, машины категории side-by-side и обычно имеющие кузовом.
- III – это особая категория внедорожных автомобилей с разрешенной массой выше 3,5 тонн. В качестве примера данных средств передвижения можно привести вездеход или самосвал марки «Урал-Полярник».
- IV – внедорожные средства передвижения, которые предназначены для перевозки пассажиров, а также имеющие кроме водительского сиденья еще более восьми сидений. Примером здесь будет перронных аэропортный автобус.
Категория В
Категория В представляет собой колесные и гусеничные машины, с двигателями, мощность которых не превышает 25,7 кВт.
Данные средства передвижения могут быть совершенно разными – бензиновыми, дизельными, а также электрическими.
К данной категории относится основная масса электропогрузчиков, мини-тракторов и мини-экскаваторов.
Водителям электрических погрузчиков потребуется получить удостоверение машиниста-тракториста, должна быть открыта категория В и особая отметка «водитель погрузчика».
Категория С
К данной категории относятся особые колесные машины, двигатель которых по уровню мощности колеблется от 25,7 до 110,3 кВт. Данная категория транспортных средств является самой популярной.
К ней можно отнести:
- Вилочные дизельные погрузчики.
- Погрузчики категории ковшовых.
- Мини-варианты Бобкэта.
- Некоторые модели «Амкорд».
В водительском удостоверении по данной категории можно встретить такие отметки, как тракторист, водитель погрузчика и машинист экскаватора.
Если интересует, к какой категории относятся трактора и другие самоходные машины, то это как раз категория С.
Категория D
В эту категорию входят специальные колесные машины, оснащенные двигателями с мощностью выше 110,3 кВт. Речь идет о таких достаточно мощных фронтальных погрузчиках, как Dresta, Volvo, Caterpillar.
Также сюда можно отнести авто, предназначенные для транспортировки морских контейнеров. В удостоверении могут присутствовать отметки, характерные для категории С.
Категория Е
Это особые гусеничные машины, оснащенные двигателем, мощность которого превышает 25,7 кВт. В водительских удостоверениях данной категории проставляются отметки «тракторист» или «машинист экскаватора».
Категория F
В данной категории представлены все виды современных сельскохозяйственных машин.
Основные требования к водителям
Чтобы получить все перечисленные выше категории прав, водитель должен соответствовать определенным требованиям.
Для допуска к экзаменам потребуется:
- Пройти специализированное обучение и получить профессиональное основное или дополнительное образование. Изучаются программы, которые напрямую или косвенно связаны с управлением самоходными транспортными средствами перечисленных категорий. После пройденных курсов на руки выдается соответствующий документ о присвоенной квалификации.
- Пройти специальное медицинское освидетельствование для получения медицинской справки. Документ должен подтверждать полное отсутствие медицинских противопоказаний для управления самоходными транспортными средствами.
Для каждой категории прав требуется наличие соответствующего возраста и определенного стажа работы:
- Категория A I — от 16 лет;
- Категория A II — от 19 лет, стаж 12 месяцев по автомобильной категории B;
- Категория A III — от 19 лет, стаж 12 месяцев по категории C;
- Категория A IV — от 22 лет, общий стаж 12 месяцев по правам категории D;
- Категория B, С, Е, F— от 17 лет;
- Категория D — от 18 лет.
Только при полном соответствии всем перечисленным условиям можно проходить специальное обучение и сдавать соответствующие экзамены.
Основной порядок сдачи экзамена
Экзамены на получение прав, предназначенных для управления самоходными машинами, сдаются в определенной последовательности:
- Проверка теоретических знаний по эксплуатации специальных самоходных машин, их безопасной эксплуатации (кроме категории F).
- Теория по эксплуатации самоходных машин и сельскохозяйственного оборудования. Сдается на получение прав категории F и для тех, кто уже получил квалификацию тракториста-машиниста.
- Сдача теории по ПДД.
- Проверка практических знаний по комплексным практическим навыкам вождения, правилам дорожного движения и максимально безопасной эксплуатации машин.
Практика сдается в два этапа. Первая часть сдается на закрытой от движения площадке, которая характеризуется, как трактородром. Вторая часть проводится на заранее выбранном маршруте, при котором создаются реальные условия функционирования самоходной машины.
При сдаче практической части экзамена сотрудник обучающего центра проведет проверку следующих умений и навыков:
- начало движения на подъеме с места;
- разворот на ограниченной по ширине трассе при одноразовом включении передачи;
- заведение машины в бокс задним ходом;
- постановка самоходного транспорта в агрегате с прицепом в бокс задним ходом;
- агрегатирование самоходного авто с навесной машиной и с прицепом;
- остановка и торможение на разных скоростных режимах, отработка экстренной остановки.
При успешной сдаче всех пунктов экзаменов водитель получает под расписку удостоверение тракториста-машиниста на управление самоходными транспортными средствами.
Как выглядит выданное удостоверение?
При сдаче экзаменов на категории самоходной техники, специалист получает профессиональное удостоверение тракториста-машиниста.
Ранее выданные права такого плана у него изымаются, а все разрешающие записи и отметки переносятся в новый документ.
В графе «Особые отметки» проставляются необходимые ограничительные, разрешительные и информационные записи. Это может быть стаж, ограничение квалификации, группа крови, отметка об управлении в линзах или очках и так далее.
Удостоверение машиниста-тракториста или просто тракториста выдается на срок до 10 лет. По истечении данного времени, документ подлежит замене, так как считается недействительным.
Заключение
За обучение на вождение транспортными средствами, относящимися к категории самоходных машин потребуется заплатить в среднем от 8500 до 12000 рублей. Все зависит от учебного центра, где проходит обучение.
Водители самоходных машин, успешно сдавшие экзамен, получают на руки специальное свидетельство относительно пройденного обучения в учебном центре. После этого выдается удостоверение профессионального тракториста-машиниста.
Пенсионные права работников объединения «Сельхозтехника»
Группа жителей села Кемля Ичалковского района Республики Мордовия обратилась в местное отделение Пенсионного Фонда РФ (далее – ПФ РФ) с требованием назначить им двадцати пяти процентную надбавку к пенсии, положенную работникам сельского хозяйства, проживающим в сельской местности.
Спустя некоторое время поступил ответ, из которого следует, что надбавка к пенсии заявителям не полагается, поскольку стаж их работы не может учитываться в качестве работы в сельском хозяйстве.
Позиция ПФ РФ вызвала справедливое недоумение инициативных жителей, поскольку вся их трудовая деятельность на протяжении десятилетий была связана с сельским хозяйством, а именно с обслуживанием сельскохозяйственной техники. Кто-то из них занимался ремонтом и техническим облуживанием тракторов и комбайнов, кто-то занимался административной работой на предприятии.
На этом этапе сельчане решили обратиться к отечественному правосудию с тем, чтобы устранить очевидную несправедливость. Общие знакомые попросили меня подготовить исковое заявление для восстановления нарушенных пенсионных прав.
Первое знакомство с имеющимися документами и некоторой судебной практикой[1] позволило мне убедиться в правомерности заявленных требований. Было решено в кратчайшие сроки направить от каждого пенсионера исковые заявления в Ичалковский районный суд.
Исковые заявления были поданы в Ичалковский районный суд и приняты в производство разными судьями. По итогам рассмотрения исковых заявлений было вынесено одно решение об отказе в признании решения ПФ РФ незаконным и об отказе в назначении повышенной надбавки к пенсии. Другим истцам было предложено оставить исковые заявления без рассмотрения с тем, чтобы не получать аналогичное решение об отказе.
Вывод суда заключается в том, что период работы Александра Васильевича слесарем в районном объединении «Сельхозтехника» не предоставляет права на повышенную пенсию и не может учитываться в качестве стажа работы в сельском хозяйстве.
Получив мотивированное решение суда, мы приняли решение обжаловать судебный акт в Верховный Суд Республики Мордовия. Позиция вышестоящей инстанции вероятно была интересна и бывшим работникам объединения «Сельхозтехника» и судьям, рассматривавшим исковые заявления. Однако никаких изменений в ходе апелляционного судопроизводства не произошло, решение суда первой инстанции было отставлено без изменения.
Следующим шансом на получение справедливого решения является суд кассационной инстанции, в данной ситуации — это Первый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в Саратове. При подготовке кассационной жалобы я обратился к судебной практике Первого кассационного суда общей юрисдикции и обнаружил масштабную проблему.
На уровне кассационного суда нашла закрепление практика о том, что стаж работы в объединении «Сельхозтехника» не относится к стажу работы в сельском хозяйстве, также работа в объединении «Сельхозтехника» не является работой в машинно-тракторной станции и не даёт бывшим работникам права на повышенную пенсию[2].
Мы считаем, что это демонстрирует неприемлемый формализм, проявленный судами при рассмотрении аналогичных споров. Поскольку решение этой пенсионной проблемы требует не столько обращение к текстам нормативных правовых актов, сколько знание исторического контекста.
В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-Ф «О страховых пенсиях»[3] (далее – Закон о страховых пенсиях) лицам, отработавшим не менее 30 лет в сельском хозяйстве, полагается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или инвалидности на 25 процентов на весь период их проживания в сельской местности. Фактически речь идет о сумме, которая не превышает двух тысяч рублей.
В развитие этой нормы законодательства было принято постановление Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440[4] (далее – Постановление № 1440), которым прямо утвержден «Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – Список работ). В пункте 4 Списка работ указано, что правом на повышенную пенсию обладают те, кто работал на машинно-тракторных станциях на территории России (РСФСР) до 1 января 1992 г.
Однако применить п. 4 Списка работ и ч. 14 ст. 17 Закона о страховых пенсиях невозможно, если использовать буквальное толкование норм права. Это связано с историческим контекстом развития сельского хозяйства в СССР.
Машинно-тракторные станции формально были ликвидированы в 1958 г., то есть за 60 лет до появления Постановления № 1440. При этом в тексте Постановления № 1440 есть указание на машинно-тракторные станции, работавшие до 1 января 1992 г.
Логично предположить, что Правительство РФ при подготовке Постановления № 1440 ставило своей задачей защитить (улучшить) пенсионное обеспечение определенной категории пенсионеров. В такой ситуации необходимо прибегать к телеологическому толкованию норм права, то есть применять норму права с тем, чтобы она соответствовала цели, которую ставило перед собой Правительство РФ, утверждая Постановление № 1440.
Помимо этого, судебные органы должны в данном случае прибегать к историческому толкованию права, исходить из исторического контекста.
Почему Правительство РФ указывает машинно-тракторные станции, действовавшие на территории России (РСФСР) до 1 января 1992 г., если юридический термин «машинно-тракторная станция» перестал использоваться в 1958 г.? Очевидно, что судебные органы при рассмотрении исковых требований не ставили перед собой задачу разрешить эту дилемму. Это вынуждает нас обратиться к истории машинно-тракторных станций в СССР.
Под машинно-тракторной станцией (далее — МТС) понимается государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР, обеспечивавшее техническую и организационную помощь сельскохозяйственной техникой крупным производителям сельскохозяйственной продукции. Эти предприятия были упразднены в 1958 г. По своей функциональной роли МТС осуществляли обслуживание и ремонт тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники и давали её в аренду колхозам[5].
Упразднение МТС нашло свое отражение в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 апреля 1958 г. № 425 «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций»[6]. Из этого постановления следует, что машинно-тракторные станции подлежат реорганизации в ремонтно-технические станции (далее — РТС) и выполняют следующие функции:
а) ремонт тракторов, комбайнов, автомобилей, сельскохозяйственных машин и орудий, принадлежащих колхозам, а также совхозам, не имеющим мастерских, и другим сельскохозяйственным предприятиям и организациям;
б) оказание колхозам помощи в использовании и техническом обслуживании машинно-тракторного парка;
в) проведение в колхозах и совхозах мелиоративных, ирригационных, планировочных и дорожных работ, плантажных работ для закладки садов и виноградников, механизированной добычи торфа, извести и других работ, а также строительство прудов и водоемов;
г) предоставление колхозам и совхозам, по их просьбам, напрокат машин, которые им нецелесообразно приобретать в связи с незначительным объемом работ. Для работы на этих машинах колхозы и совхозы выделяют необходимую рабочую силу;
д) оказание колхозам и совхозам помощи в выполнении работ по механизации и электрификации трудоемких процессов в животноводстве и в других отраслях хозяйства;
е) оказание колхозам и совхозам помощи в перевозке сельскохозяйственных продуктов и других грузов;
ж) организация материально-технического снабжения колхозов и совхозов путем продажи им новой техники, запасных частей, нефтепродуктов, удобрений, ядохимикатов и других товаров производственного назначения;
з) оказание колхозам помощи по внедрению в сельскохозяйственное производство новой техники, достижений науки и передового опыта в области использования и содержания машинно-тракторного парка, а также в повышении квалификации механизаторских кадров;
и) осуществление государственного технического надзора за состоянием машинно-тракторного парка в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях района;
к) проведение работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений.
Из этого следует, что МТС фактически были переименованы в РТС. При формальном толковании норм права стаж работы в РТС не позволяет бывшему работнику претендовать на повышенную пенсию, что противоречит принципам логики и справедливости.
Однако история МТС не остановилась на реорганизации в РТС. Дальнейшая реорганизация РТС заключалась в том, что на их базе в 1961 г. были образованы районные отделения объединения «Сельхозтехника».
Один из примеров регионального преобразования РТС опубликован на сайте Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу[7]. В ТАССР машинно-тракторные станции в 1958 г. реорганизованы в ремонтно-технические станции, которые ликвидированы в апреле 1961 г. На их базе образованы районные отделения «Татсельхозтехники». С 1978 г. произошла реорганизация в объединения по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства, которые с 1982 по 1988 г. именовались ремонтно-технические предприятия. Период с 1990 по 1995 бывшие РТС имели название районные объединения производственно-технического обеспечения сельского хозяйства, а в 1995 г. произошла приватизация указанных предприятий путем реорганизации в акционерные общества.
Исторический контекст позволяет говорить о том, что Правительство РФ в Постановлении № 1440, указав на машинно-тракторные станции, подразумевало под этим термином все предприятия, образованные на базе МТС вплоть до 1992 г.
К сожалению, указанные рассуждения не имеют значения для жителей села Кемля, поскольку не нашли своего закрепления в текстах судебных решений. В настоящий момент представители фемиды предпочитают использовать исключительно формальное толкование права. Возможно, что для защиты пенсионных прав потребуется вмешательство Верховного Суда Российской Федерации.
[1] Решение Колпнянского районного суда Орловской области от 15.05.2019 по делу № 2-72/2019 // http://kolpniansky.orl.sudrf.ru.
[2] Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 08.06.2020 по делу № 88-8486/2020 // https://1kas.sudrf.ru.
[3] Российская газета, N 296, 31.12.2013.
[4] Постановление Правительства РФ от 29.11.2018 N 1440 (ред. от 25.06.2019) «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях» // «Собрание законодательства РФ», 10.12.2018, N 50, ст. 7756.
Хранение сельскохозяйственной техники
Одним из основных факторов, обеспечивающих долговечное использование сельхозтехники, является ее качественное хранение. Хранения техники осуществляется в соответствии с ГОСТом 7751-85 «Техника, используемая в сельском хозяйстве. Правила хранения».
Основные виды и способы хранения сельскохозяйственной техники показаны на рисунке 5.
Рисунок 5 – Основные способы и виды хранения техники
Выбор способа хранения обусловлен конструкционными особенностями, природно-климатическими условиями и соответствующей материально-технической базой.
Самым надежным является закрытый способ хранения. Машины размещают в закрытых помещениях (гаражи, ангары и т.п.). При этом обеспечиваются наилучшие условия и уменьшаются затраты рабочего времени на обслуживание машин, но требуются значительные средства на строительство. В закрытых помещениях обычно хранят тракторы, комбайны, машины для очистки зерна, защиты растений и т.п., которые требуют значительных затрат рабочего времени на подготовку, и выходят из строя в случае хранения на открытых площадках. При этом способе хранения значительно сокращаются трудозатраты и расход материалов на консервацию. С машины не снимают детали, узлы и агрегаты, но ремни и транспортерные ленты ослабляют от натяжения, с них удаляют масляные пятна; втулочно-роликовые цепи проваривают и устанавливают без натяжения. Рабочие органы, звездочки, винтовые и резьбовые поверхности регулирующих механизмов покрывают защитной консервационной смазкой.
Хранение машин под навесами в основном такое же, как и в закрытых помещениях. В этом случае обязательно проводят внутреннюю консервацию двигателей; металлические части защищают от дождя и снега консервационными составами. На открытых площадках, как правило, размещают более простые сельскохозяйственные машины и орудия: плуги, бороны, культиваторы, катки, лущильники и т.д. При хранении сложных машин на открытых площадках с них снимают подверженные коррозии и старению узлы (втулочно-роликовые цепи, приводные ремни, транспортерные ленты, узлы и детали электрооборудования и т.п.) и сдают на склад, предварительно очистив их от загрязнений. Стационарные машины и оборудование животноводческих ферм хранят на месте их установки.
Машины хранят на определенных местах по группам, видам и маркам с обеспечением между ними расстояния для проведения профилактических осмотров. При многорядном размещении машин обеспечивают возможность заездов, установки машин и их съем с хранения. На открытых площадках минимальное расстояние между машинами в ряду должно составлять не менее 0,7 м, а между рядами машин – не менее 0,6 м. При хранении машин в закрытых помещениях и под навесом расстояние между машинами в ряду и от машин до стены помещения не менее 0,7 м, а минимальное расстояние между рядами – 1 м.
Не допускается хранение машин и их составляющих в запыленных помещениях, в которых возможно попадание агрессивных паров, газов. Во время постановки машин на хранение и при приеме в эксплуатацию пользуются специальным журналом учета. Результаты периодических проверок хранения должны оформляться в журнале проверок. Постановка на хранение включает операции, представленные на рисунке 6.
Рисунок 6 – Основные операции при постановке техники на хранение
Различают кратковременное и долгосрочное хранение сельскохозяйственной техники. При кратковременном хранении выполняют работы, указанные выше. При этом машина должна быть установлена на подставки в положение, которое обеспечивает разгрузку колес. Между шинами и опорной поверхностью должен быть просвет 8-10 см. При этом техника устанавливается на хранение без снятия с нее сборочных единиц и деталей. В случае хранения машины при низких температурах или более одного месяца, необходимо убрать аккумуляторные батареи. Ежемесячно следует проверять состояние машин. Выявленные при проверках отклонения от правил хранения следует оперативно устранять.
Трактор — это транспортное средство или самоходная машина
Тракторов огромное количество повсюду. Эти транспортные средства выполняют самую разную работу, принимая участие, в том числе, в строительстве дорог и других сооружений, сельском хозяйстве, ремонте коммуникаций, аварийно-спасательных операциях. Многие люди не задумываются о юридической стороне вопроса – то есть, к какой категории техники относятся трактора. Но тем, кто работает в данной сфере, обязательно необходимо знать, самоходная машина — это что такое согласно законодательству? И приравнивается ли к таким машинам трактор?
Что такое самоходная машина
Самоходная машина, чтобы считаться таковой, должна отвечать следующим требованиям:
- передвигаться по земле;
- иметь независимый привод (то есть, прицепы не подходят);
- иметь двигатель внутреннего сгорания (бензиновый/дизельный неважно) объёмом больше 50 кубических сантиметров или электромотор мощность больше 4 киловатт.
Отдельно упомянуто, что в число «самоходок» входят и трактора.
Исключение – транспортные средства с максимальной скоростью более 50 км/ч и различная боевая самоходная техника, принадлежащая Вооружённым Силам, а также прочим органам, которые обеспечивают безопасность государства (например, ФСБ).
Является ли самоходная машина транспортным средством
Безусловно. Это можно понять, прочитав тот же пункт 1 раздела 1 Правил. Ведь в определении самоходная машина прямо называется транспортным средством.
В свою очередь, в действующей сейчас версии ПДД РФ (раздел 1, пункт 1.2) указано, что к механическим транспортным средствам относятся, в том числе, трактора и другие самоходные средства. Главное, чтобы транспорт предназначался для перевозки людей и грузов. Если двигателя нет, то транспортное средство перестаёт лишь быть механическим (как в случае с велосипедами). Так что, вопрос, трактор это транспортное средство или самоходная машина, не имеет смысла, ведь это и то и другое одновременно.
«Самоходка», легально ввезённая в нашу страну или произведённая в ней, должна иметь соответствующий паспорт (ПСМ) – аналог ПТС, но его тип несколько отличается.
Классификация самоходной техники по категориям
Это разделение регламентируется теми же Правилами, которые утвердило Правительство РФ 12.07.1999 постановлением No796. В нём перечислены категории, на которые делятся данные виды техники. Что это значит? То, что при необходимости управлять той или иной машиной водитель сперва должен открыть соответствующую категорию в «правах». Для этого нужно в отделении Гостехнадзора сдать экзамены и оплатить госпошлину. В удостоверении будет указано не «водитель», а «машинист».
Классификация техники:
- Категория А. К ней относятся машины, имеющие «максималку» 50 км/ч и меньше либо не имеющие допуска на дороги общего пользования. Имеет дополнительную классификацию: внедорожные мотоциклы (включая снегоход и квадроцикл); внедорожные автомобили с максимальной массой до 3.5 тонны и вмещающие до 9 сидячих пассажиров (с водителем). Например, небольшие вездеходы; внедорожные грузовики (более 3,5 тонны); внедорожные автобусы (более 9 сидячих мест).
- Категория B. Колёсные и гусеничные машины, мощность двигателя которых составляет до до 25,7 кВт. Например, мини экскаватор или мини трактор (но не мотоблок).
- Категория С. Колёсные (не гусеничные!) машины мощностью от 25,7 до 110,3 кВт. Пример – трактор МТЗ-80 «Беларус».
- Категория D. Сюда попадают любые колёсные машины мощностью более 110,3 кВт. Например – могучий трактор К-744 «Кировец».
- Категория Е. Гусеничная техника с двигателем мощностью больше чем 25,7 кВт. Это, в частности, бульдозер или снегоболотоход вроде ГАЗ-3409 «Бобр», который построен с использованием кузова от Соболя.
- Категория F. Сельскохозяйственные устройства. Проще говоря, любой комбайн – кормоуборочный, свёклоуборочный, зерноуборочный и т.д. относится к этой категории.
Машины, имеющие пневматический ход, классифицируются по тем же признакам, что и другие.
Категория прав на погрузчик определяется его мощностью. Для небольших механизмов это А, но есть и такие, какие отвечают параметрам категории В или С. Вряд ли найдётся каток, который укладывается в А. Обычно каток подходит под категорию В, С или D.
Чтобы водить кран, который установлен на автомобильном шасси, и выполнять работы, связанные непосредственно с краном, нужно, кроме удостоверения водителя категории С, получить ещё удостоверение тракториста категории D.
Заключение
Те, кто интересуются, самоходная машина — это транспортное средство или нет, получили на свой вопрос утвердительный ответ. Да, безусловно, она по своим характеристикам является транспортным средством и для управления ей нужно получить удостоверение.