Чего боятся гелевые аккумуляторы
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
ВНИМАНИЕ! Перед тем, как покупать «гелевый аккумулятор» обязательно читаем эту статью! Это поможет Вам сделать правильный выбор и избавит от проблем, связанных с такой покупкой, в дальнейшем. ..
Благодаря тому, что в последнее время гелевые аккумуляторы из промышленного применения стали переходить в бытовую сферу, их конструкция, характеристики, достоинства и недостатки стали вызывать много споров и обросли множеством мифов. Попробуем разобраться в делалях:
Часто в своей практике нам приходится слышать от клиентов вопросы наподобие «..а это аккумуляторы гелевые, или свинцово-кислотные?», «..скажите, ведь гелевые аккумуляторы лучше свинцово-кислотных?», некоторые клиенты же яро требуют, чтоб им продали именно гелевые аккумуляторы, не желая понять, что в их случае использование таких батарей технически не является грамотным. Многие же просто называют «гелевыми» весь класс необслуживаемых герметизированных свинцово-кислотных батарей, хотя большинство из них – это AGM аккумуляторы , гелевым же принадлежит где то 15-20% рынка, и находят они свое применение в довольно узких сферах.
Прежде всего, необходимо разобраться в том, что же такое гелевые аккумуляторы.
В обычном классическом свинцово-кислотном аккумуляторе между положительными и отрицательными пластинами ток протекает по электролиту — водному раствору кислоты. Чтобы пластины не соприкасались и не случилось короткого замыкания, они разделены так называемым сепаратором, который обычно делают из микропористого пластика. В гелевом аккумуляторе электролит представляет собой гель, и если открыть новый аккумулятор, то Вы увидите желеобразную белесую массу. В процессе эксплуатации этот гель несколько твердеет. Его пронизывают микротрещины, которые не дают испарениям улетучиваться. Поэтому пары кислорода и водорода удерживаются внутри геля, реагируют и превращаются в воду, которая снова впитывается гелем. Аккумуляторные батареи, таким образом, практически не имеют вредных выделений. Это называется рекомбинацией газов. Гель смазывает пластины, так что активная масса не стекает, а его повышенное сопротивление разрядным токам препятствует образованию вредных не разрушаемых веществ — сульфатов свинца.
Существует две конкурирующие между собой технологии изготовления гелевых аккумуляторов: GEL и AGM. В первой электролит загущен силикогелем, а в качестве сепаратора используется микропористый дюропластик. В аккумуляторах, изготовленных по технологии AGM, электролит абсорбирован в наполнитель из стекловолокна, служащий одновременно сепаратором. Сравнение параметров аккумуляторов, изготовленных по GEL и AGM технологиям, показывает некоторые преимущества последних, особенно при больших токах, что обусловлено как самой конструкцией, так и другими технологическими усовершенствованиями. К тому же аккумуляторы AGM несколько дешевле своих «полностью» гелевых собратьев.
С момента своего появления в 80-х годах гелевые аккумуляторы пользуются постоянно растущим спросом. Сегодня выпуском гелевых аккумуляторов занимаются два огромных концерна: Exide и EnerSys. Бурный рост телекоммуникационного рынка подстегнул развитие гелевых аккумуляторов, появилось много азиатских производителей, и гелевые аккумуляторы стали дешевле и доступнее. Сейчас они применяются в сфере транспорта, в альтернативной энергетике.
Аккумуляторы, изготовленные по технологии AMG, особенно широко используются для создания систем бесперебойного питания, где для создания мощного резервного электропитания из отдельных аккумуляторов собирается аккумуляторные батареи. Гелевые аккумуляторы ИБП выдерживают большое количество рабочих циклов, имеют низкий саморазряд, могут долго находиться разряженными, их можно эксплуатировать практически в любом положении.
Также часто в интернете предлагают купить «гелиевые», «мультигелевые» и прочие «загадочные» виды АКБ. Остерегайтесь подобных предложений, ибо все эти названия взяты с потолка и на самом деле указанных видов батарей в природе не существует! Подробнее об этом Вы можете почитать в нашей статье
Особенности гелевых аккумуляторов:
- гелевый электролит заполняет пространство между пластинами АКБ, но сепаратор не исключается.
- рекомбинация газов в гелевых аккумуляторах имеет несколько меньшую эффективность (до 97%), чем в AGM типе (в которых она свыше 99%).
- Зарядка гелевых аккумуляторов ограничивается током не более 0,2 С10, в противном случае возникает опасность „вспучивания” геля избыточными газами из-за меньшей эффективности рекомбинации и ограниченной теплопроводности;
- Гелевые аккумуляторы предпочтительней питать от зарядных устройств с высоким качеством напряжения , (стабильность, минимум пульсаций) во избежание перезаряда и перегрева;
- Гелевые аккумуляторы не переносят даже кратковременных коротких замыканий – любое КЗ (например, при установке аккумулятора Вы случайно замкнули на долю секунды два полюса металлическим гаечным ключом) моментально выводит аккумулятор из строя.
- Они очень чувствительны к режиму зарядки и следует точно подбирать силу тока и напряжение отдельно для каждого аккумулятора (для тяговых аккумуляторов напряжение заряда составляет 13,8 Вольт мах. ).
- Гелевые аккумуляторы могут выдерживать очень низкую температуру.
- Токсотропный гель, который используется в гелевых аккумуляторах вместо жидкого электролита, не расплескивается и не наносит ущерб, даже при повреждении корпуса батареи.
- Гелевые аккумуляторы могут работать даже под водой, благодаря герметическому корпусу.
- Они не требуют специального обслуживания, в отличие от других источников бесперебойного питания.
- Гель эффективнее фиксирует материал пластин, снижая их износ в режимах глубоких разрядов, поэтому циклический ресурс гелевых аккумуляторов в 2-3 раза выше, чем у обычных АGM; это главное (и, пожалуй, практически единственное) преимущество гелевых аккумуляторов, поэтому их целесообразно применять в тех случаях, где такое применение (циклический режим с глубоким разрядом) востребовано;
- Гелевые аккумуляторы также могут эксплуатироваться в любом положении (кроме перевернутого).
- АКБ с гелеобразным электролитом имеют несколько меньший саморазряд, нежели их AGM-аналоги, поэтому гелевые АКБ предпочтительнее использовать в тех режимах, где разряд производится малым током на протяжении длительного времени (7 дней и выше). Это, хоть и незначительное, но все таки еще одно (второе?:) преимущество аккумуляторов типа GEL над AGM типом.
Как видим, гелевые аккумуляторы «лучше» (если так можно сказать), только в плане повышенного циклического ресурса и несколько меньшего % саморазряда.
Более высокие токи разряда/заряда, умеренные требования к качеству зарядного напряжения (стабильность, пульсации).
Критичны даже кратковременные КЗ. Развиваемые токи – до 40% меньше, чем у AGM. Гелевые батареи очень чувствительны к качеству зарядки.
Срок службы (в буферном режиме) блочных AGM батарей емкостью 33 — 250 Ач обычно равняется 10-12 годам.
Срок службы (при соблюдении всех правил и эксплуатационных требований, прежде всего к зарядке) аналогичен AGM батареям.
Широкая сфера применения: от бытовых устройств до больших промышленных нужд.
Применяются в системах с регулярным и продолжительным (слаботочным) разрядом, но где обеспечено повышенное качество заряда.
Большинство же обычных AGM батарей имеют ресурс всего в 250-280 циклов.
Высокий циклический ресурс: 500-600 циклов. (Для OPzV – до 1500 циклов.)
AGM аккумуляторы – разумный ценовой вариант для большинства сфер применения.
В силу дороговизны материалов и методов производства, гелевые аккумуляторы зачастую дороже своих AGM-собратьев на 25-35% .
Чего боятся гелевые аккумуляторы?
Гелевые батареи — это модификация стандартных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, в которых вместо жидкого электролита используется так называемый «загущенный»: в электролит добавляется загуститель, в результате чего он переходит из жидкого состояния в гелеобразное.
Как работают гелевые аккумуляторы?
Принцип работы гелевого источника питания аналогичен этому процессу в обычных свинцово-кислотных АКБ — заряженный источник отдает заряд. Во время этого процесса напряжение падает, а плотность электролита уменьшается.
Как умирает гелевый аккумулятор?
Часто такое происходит в результате длительной эксплуатации бесперебойников в плохо проветриваемом месте. В результате длительного воздействия повышенной температуры содержимое банок разрушается, включая стекловолокно, гелевый электролит и сами пластины. В особо запущенных ситуациях внутри остаётся одна угольная труха.
Как отличить гелевый аккумулятор от обычного?
Батареи, наполненны гелевым электролитом внутри имеют желеобразную консистенцию. … В отличие от гелевого (Gelled Electrolite), кислотно-щелочной AGM аккумулятор имеет внутри маты из стекловолокна. После процесса распада вода впитывается матами, превращается в электролит.
Как понять гелевый акб или нет?
Если булькает — значит электролит внутри аккумулятора жидкий — а значит аккумулятор кислотный; если нет значит в аккумуляторе электролит гелеобразный — соответственно и аккумулятор у вас в руках — гелевый.
Можно ли доливать дистиллированную воду в гелевый аккумулятор?
Что заливать в гелевый аккумулятор? Можно доливать дистиллированную воду также, как и в обычную аккумуляторную батарею. При этом нужно время, чтобы жидкость смешалась с двуокисью кремния либо впиталась в стекловолокно. Добавлять электролит нельзя, так как он способен разрушить пластины.
Можно ли зарядить гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством?
Несмотря на значительные отличия, гелевые аккумуляторные батареи все еще являются свинцово-кислотными. Тем не менее, зарядка гелевых аккумуляторов с помощью обычных зарядных устройств не всегда допустима. Если говорить о кустарных ЗУ, то ответ очевиден: их не рекомендуется использовать ни для каких аккумуляторов.
Какой аккумулятор не боится полной разрядки?
Типы гелевых аккумуляторов
Гелевые АКБ не боятся глубокого разряда и не требует подзарядки сразу после израсходования энергии. Аккумуляторы GEL имеют хорошую рекомбинацию газов в процессе работы, но малая часть газов выходит в окружающую среду.
Какие аккумуляторы дольше служат?
Самыми распространенными на российском автомобильном рынке свинцово-кислотные, при этом дольше всех работают гелиевые АКБ.
Сколько ходят AGM аккумуляторы?
необслуживаемые VRLA AGM – свинцово-кислотные аккумуляторы в герметизированном корпусе, которые оптимизированы для циклического и буферного режима работы. Срок службы: 5 – 15 лет.
Что такое буферный режим работы аккумулятора?
буферный режим: принцип работы основан следующим образом – модель находится при постоянной «подпитке» сетью. Когда источник питания отключается, она отдает собственный заряд оборудованию. Если источник питания снова подключен – аккумулятор начинает подзаряжаться.
Нужно ли снимать гелевый аккумулятор на зиму?
Перво-наперво, для зимнего хранения аккумулятора его следует отсоединить от потребителя, т. е от транспорта. Если автомобиль или мотоцикл не зимует на улице, то доставать АКБ не обязательно — достаточно ее отключить. Снимать рекомендуется минусовую клемму, идущую на массу (т.
Что можно залить в гелевый аккумулятор?
Доливать в гелевый аккумулятор следует дистилированную воду, а не электролит, который может разрушить пластины. Доливать в батарею можно дистиллированную воду, как и в обычный аккумулятор – с той лишь разницей, что нужно некоторое время, чтобы она «впиталась» в стекловолокно, либо перемешалась с двуокисью кремния.
Можно ли ставить на машину гелевый аккумулятор?
Однако есть один важный момент, который стоит помнить всем автолюбителям — гелевые АКБ никогда не используются в качестве стартерных батарей. Их применяют только как тяговые источники питания. Совсем другое дело — AGM-аккумуляторы, получившие название от технологии Аbsorptive Glass Mat.
Чего боятся гелевые аккумуляторы?
Гелевые АКБ не боятся глубокого разряда и не требует подзарядки сразу после израсходования энергии. … Конструктивно для получения геля в электролитическую массу вводится двуокись кремния, которая способствует ее «загустению». Аккумуляторы AGM имеют практически полную рекомбинацию газов в процессе работы.
Как работают гелевые аккумуляторы?
Принцип работы гелевого источника питания аналогичен этому процессу в обычных свинцово-кислотных АКБ — заряженный источник отдает заряд. Во время этого процесса напряжение падает, а плотность электролита уменьшается.
Можно ли доливать дистиллированную воду в гелевый аккумулятор?
Что заливать в гелевый аккумулятор? Можно доливать дистиллированную воду также, как и в обычную аккумуляторную батарею. При этом нужно время, чтобы жидкость смешалась с двуокисью кремния либо впиталась в стекловолокно. Добавлять электролит нельзя, так как он способен разрушить пластины.
Можно ли обслуживать гелевые аккумуляторы?
Фирмы, производящие гелевые батареи, заявляют, что такие аккумуляторы не требуют специального обслуживания – доливки электролита (или дистиллированной воды) и контроля за его плотностью. Производители также настаивают на соблюдении напряжения тока зарядки – оно не должно превышать 14,4 вольта.
Какие аккумуляторы не боятся глубокого разряда?
Никакие свинцово-кислотные аккумуляторы не любят глубоких разрядов. Чем глубже разряжается аккумулятор, тем меньше срок его службы.
Как проверить исправность гелевого аккумулятора?
Для этого выполните следующие шаги:
- Для доступа к аккумулятору откройте клемную крышку, после чего отсоедините аккумулятор. …
- Присоедините вольтметр к зажимам аккумулятора. …
- Включите вольтметр и снимите показания. …
- Зарядите батарею, если уровень заряда недостаточный. …
- Дайте аккумулятору постоять 24 часа после зарядки.
В чем отличие гелевого аккумулятора от обычного?
Батареи, наполненны гелевым электролитом внутри имеют желеобразную консистенцию. … В отличие от гелевого (Gelled Electrolite), кислотно-щелочной AGM аккумулятор имеет внутри маты из стекловолокна. После процесса распада вода впитывается матами, превращается в электролит.
Что делать если гелевый аккумулятор не заряжается?
Для восстановления гелевого аккумулятора, необходимо снять или содрать верхнюю крышку, и снять все заглушки, залить воду в банки батареи. Достаточно будет шприца емкостью 2 мл. Вода впитается в гель, примерно через 30 минут нужно проверить остаток воды в каждой банке АКБ.
Почему гелевый аккумулятор не заряжается?
В гелевых (а не в гелиевых) аккумуляторах нет газа – гелия, в них электролит связан твёрдым материалом и загущён, то есть находится в состоянии геля. Поэтому, не опасаясь за разгерметизацию, необслуживаемый аккумулятор можно открыть, если не получается его зарядить, и напряжение на нём упало ниже 10 В.
Что надо знать о гелевых и AGM-аккумуляторах, чтобы не тратить деньги впустую?
Когда в январе 2011 года мы выясняли, в какие деньги обойдется покупка аккумулятора AGM в розничной торговле, оказалось, что такие батареи марок Varta и Banner емкостью 70 Ач и пусковым током 760 А предлагались по цене 780 тыс. руб., что в переводе в «условные единицы» по действующему на тот момент курсу составляло около 250 у.е.
Сегодня в рознице аналогичные батареи тех же марок можно купить за 290-300 руб., что составляет порядка 152-158 у.е. при нынешнем курсе. Это к тому, что просьба рассказать про преимущества гелевых и AGM-аккумуляторов, поскольку они стали более доступными, с которой обратился к нам один из читателей ABW.BY, в той части, где приславший письмо указывает на их доступность, соответствует действительности.
Осталось поговорить об особенностях устройства гелевых аккумуляторов и батарей, изготовленных по технологии AGM, их отличиях от аккумуляторов традиционной конструкции, достоинствах, а также недостатках, которые могут повлиять на срок службы.
На наши вопросы согласился ответить начальник отдела розничной торговли компании «Батавтотрейд» Александр Романенко.
— В автомобилестроении гелевые аккумуляторы распространения не нашли, — начал рассказ Александр. — Их упоминание в присланном вам письме, видимо, является следствием заблуждения отдельных владельцев автомобилей, которые думают, что гелевые батареи и AGM-аккумуляторы — это одно и то же.
На самом деле это не так. В гелевых батареях в качестве электролита используется силикатогель. Говоря иначе, электролит в них загущен до состояния геля, причем сам гель имеет пористую структуру. Гель полностью обволакивает электродные пластины и заполняет пространство между ними.
Электролит в аккумуляторах AGM более концентрированный, чем в обычных батареях, но он жидкий, поэтому, повторюсь, называть AGM гелевыми неправильно. В AGM пространство между пластинами занимают прокладки из пористого стекловолокна, или, по-другому, маты. Собственно AGM расшифровывается как Absorbent Glass Mat — абсорбирующий стеклянный мат.
Причин, почему гелевые аккумуляторы не находят применения в автомобилях, несколько, а главная из них — низкий ток холодной прокрутки. На этикетках батарей указывают пусковой ток. Это 7-секундный ток при температуре минус 18 градусов. Дальше этот ток можно делить практически надвое. У гелевых батарей пусковой ток меньше, чем у аккумуляторов AGM, даже меньше, чем у обычных кислотных батарей. А ведь главная задача аккумулятора — запуск двигателя. Остальные задачи второстепенны, но для решения главной задачи гелевые батареи приспособлены плохо, особенно в холода. Поэтому они не используются в качестве пусковых, а применяются как тяговые — вот в этом качестве из-за своих особенностей они намного лучше, чем AGM.
Тяговыми AGM-батареи тоже бывают. Но если их использовать в этом качестве, то они выдерживают 200 циклов полного разряда и последующей зарядки на стационарном устройстве, а гелевые способны выдержать 400 циклов. А еще гелевые аккумуляторы существенно дороже. Если взять один и тот же бренд, то AGM-аккумулятор примерно на 50 процентов дороже обычного с подобными характеристиками, а гелевая батарея на 50-60 процентов дороже AGM. И поскольку в автомобильное издание с вопросами об аккумуляторах обращаются, скорее всего, люди, которых интересуют стартерные батареи для автомобилей, а на белорусском рынке я таких гелевых аккумуляторов не встречал, на этом с ними покончим.
Что касается AGM, то их присутствие в автомобилях постоянно увеличивается. Растет энергопотребление — обычные кислотные батареи со своими обязанностями, которые они должны выполнять помимо запуска двигателя, не справляются. Поясню примером, с которым мы сталкиваемся в своей практике регулярно. Приходит владелец BMW, допустим, 2006-2007 года, в котором штатно стоял AGM. Владелец ищет замену старой батарее, но AGM ему кажется дорогим, платить за него он не готов. Он покупает обычный аккумулятор — его хватает максимум на год. В то же время если в машине, где раньше стояла обычная батарея, поставить AGM, то он прослужит как минимум в два раза дольше обычной батареи.
Разработаны AGM были в 1970 году и существуют в двух видах — со спиральной укладкой электродных пластин и с обычной, как в батареях традиционной конструкции. Патент на аккумуляторы, в которых пластины скручены по спирали, принадлежит концерну Johnson Controls.
Выпускаются эти батареи под брендом Optima в Америке, кроме Johnson Controls, никто другой их выпускать не может. Достоинство таких аккумуляторов при их компактности — в площади пластин: если пластину развернуть, ее площадь гораздо больше, чем в AGM-аккумуляторах с плоскими, как в обычных батареях, пластинами. Отсюда лучшие характеристики, но среди AGM-батарей Optima — самые дорогие, что можно отнести к их недостаткам для покупателей (в январе 2011 года Optima стоили около 355 у.е., сейчас — около 225 у.е. — Прим. ред.).
Если говорить о AGM-аккумуляторах с плоскими пластинами, то внешне они похожи на обычные батареи, главные различия — внутри. Как я упоминал, между пластинами уложены маты из пористого стекловолокна. Уж извините за такое образное сравнение, но это «памперсы», которые пропитаны жидким электролитом. Укладка очень плотная, чтобы электролит контактировал с пластинами.
В то же время количество электролита подбирается так, чтобы он не занимал все место внутри матов. Должны оставаться свободные поры. Это сделано, чтобы газы, которые выделяются из электролита при работе аккумулятора, никуда не улетучивались, а задерживались в порах. Далее между водородом и кислородом происходит рекомбинация — они опять превращаются в воду, которая возвращается в электролит. В этом весь смысл технологии — газы и испарения воды остаются в «памперсах». Газы рекомбинируются, испарения конденсируются. И благодаря плотной укладке пластин и стекловолокна обеспечивается второй эффект — активной массе некуда выпадать из пластин. Активная масса приперта к решетке и в ней остается.
Этим достигается длительный срок службы AGM-батарей, но помимо особенностей устройства есть и другие тонкости, которые обеспечивают их преимущества над обычными аккумуляторами. В частности, пластины у них более толстые и делаются из особо чистого свинца. Если при производстве обычных батарей используется вторичное сырье, или, говоря проще, свинцовый лом, то в AGM применяется первичный свинец самого высокого качества. Кстати, только одно это делает AGM гораздо дороже, но продолжим про преимущества.
Про такой важный для запуска двигателя показатель, как величина пускового тока, я говорил. Те цифры, что написаны на этикетке, у AGM-батарей почему-то не соответствуют действительности. Реальный пусковой ток больше — не намного, процентов до десяти, но зимой, особенно когда автомобиль дизельный, эти проценты могут сыграть свою роль.
И так же хорошо, как AGM отдают ток при запуске, они его принимают при зарядке. Если по какой-то причине будет поврежден корпус батареи, электролит из нее не вытечет, а это безопасность. Батареи AGM более виброустойчивы, чем обычные, опять-таки благодаря плотной укладке пластин и стекловолокна.
В общем, преимуществ много, а недостаток только один — AGM очень критичны к перезарядке. Зарядку напряжением свыше 14,6 вольта боятся и обычные аккумуляторы, но AGM к ней особенно чувствителен. Когда батарея заряжается под повышенным напряжением, газов выделяется много, а для их рекомбинации нужно время. Из-за того что газы не успевают превратиться в воду, увеличивается давление внутри корпуса. Сама батарея герметичная, но есть предохранительный клапан, через который газы удаляются, а значит, теряются безвозвратно. Прокладки из стекловолокна высыхают, а для AGM это смерти подобно.
В обычный аккумулятор еще можно как-то добавить дистиллированную воду, но как это сделать с AGM? Аккумулятор герметичный, вскрывать банки нежелательно, потому что если в них попал атмосферный воздух, то, считайте, на 50 процентов аккумулятор вы уже потеряли. И опять-таки как угадать, сколько воды нужно добавить, чтобы не только пропитать «памперсы», но и оставить в них то количество свободных от жидкости пор, которое необходимо для нормальной работы?
Как я говорил, если в автомобиле изначально стоял AGM-аккумулятор, то меняться он должен на AGM. Замена обычных батарей на аккумуляторы AGM не только допускается, но и, на мой взгляд, предпочтительна. Да, они дороже, однако их более высокая стоимость компенсируется преимуществами, которые у них есть по сравнению с обычными батареями, — лучшими характеристиками и фактически в два раза более длительным сроком службы.
Что лучше — ездить с AGM или за время его эксплуатации купить как минимум две обычные батареи? Однако учитывая чувствительность AGM к напряжению зарядки, перед тем как сделать этот шаг, требуется убедиться, что генератор исправен, и в дальнейшем чаще его проверять, к чему, к сожалению, владельцы автомобилей не привыкли и не приучены.
Недозарядка тоже не сулит ничего хорошего, но не так страшна. Другое дело, что для зарядки разряженного AGM-аккумулятора должны применяться специальные стационарные устройства. Если устройство не выключается автоматически, когда батарея полностью зарядится, а вы поставили AGM на зарядку и забыли, этого он уже не простит.
Однако вспомним про то, что AGM лучше принимают зарядный ток и быстрее заряжаются. Если обычные батареи при эксплуатации автомобиля в городе зимой с короткими поездками, как правило, всегда находятся в недозаряженном состоянии, то для AGM благодаря способности к быстрой зарядке такое состояние практически исключено. Нет недозаряженности — нет сульфатации.
В принципе все шло к тому, что AGM когда-нибудь вытеснят обычные аккумуляторы, но сейчас популярной становится другая технология — EFB. Разница с обычными батареями по цене у EFB небольшая — процентов на 15 выше, но разница в сроке службы больше. На автомобили с системами Старт/Стоп обычную батарею не поставишь, а EFB работают, что само по себе уже неплохо их характеризует. Вдаваться в подробности, думаю, не стоит — о EFB ваши читатели не спрашивали. А спросят — встретимся и поговорим.
Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY
Благодарим СООО «Батавтотрейд» за консультации и помощь в подготовке статьи
Гелевый аккумулятор для автомобиля. Стоит ли покупать?
На автомобилях обычно устанавливают кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи (кроме машин с системой – там применяются специальные батареи AGM). Но у АКБ кислотного типа появился перспективный конкурент – гелевый аккумулятор.
Как устроен гелевый аккумулятор?
Устройство и принцип работы батарей гелевого типа такие же, как и у «классических» АКБ, где электролит включает в себя два компонента – серную кислоту и дистиллированную воду. С той лишь разницей, что в кислоту добавляется специальный силиконовый состав, который превращает жидкость в более густую гелеобразную массу.
Гелевые аккумуляторы бывают с синей, жёлтой и красной крышкой — в зависимости от назначения.
Электроды гелевых АКБ производятся в форме спиралей или плоских пластин из свинца. Корпус изготавливается из качественного прочного пластика. Различают две основные технологии устройства гелевых аккумуляторов – GEL (с вязким электролитом) и AGM (с применением впитывающего стекловолокна).
Как эксплуатировать гелевые аккумуляторы?
Батареи гелевого типа грамотно сконструированы и изготовлены из качественных материалов, поэтому надежны в эксплуатации. В чем отличие от обычных батарей?
Главное достоинство гелевых АКБ – они дольше держат заряд и менее чувствительны к просадке до полного «нуля». Если обычный аккумулятор при эксплуатации зимой и постоянной недозарядке теряет ёмкость, то гелевые её держат значительно дольше. Для примера: гелевые аккумуляторы выдерживают в 3 раза больше циклов полного «заряда-разряда», чем обычные АКБ.
Если гелевый аккумулятор разрядится, то он сможет лучше восстановить свой прежний заряд. Главное при этом пользоваться современными , которые могут в автоматическом режиме поддерживать определённый ток зарядки.
В чём недостатки гелевых аккумуляторов? Пока что минус всего один, и очень существенный для многих автолюбителей. Гелевые батареи в 2 раза дороже обычных кислотных.
Плюсы и минусы гелевых АКБ
Гелевые батареи постепенно начинают превалировать над «классикой» с жидким наполнением, что свидетельствует о неоспоримых достоинствах. Самые очевидные из них:
Есть у гелевых аккумуляторов недостатки. Это:
Подведём итог. Наиболее популярны среди автолюбителей аккумуляторы фирмы Optima, которые бывают 2 видов: с жёлтой и красной крышкой. Если эксплуатируете автомобиль в тяжёлых условиях, где зимой минус 35 – привычное явление – выбирайте с красной крышкой.
Для автолюбителей, которые увлекаются и стоят мощные усилители звука, стоит выбирать гелевые аккумуляторы с жёлтой крышкой. Они способны довольно долго не разряжаться (до 5 часов) при прослушивании музыки на полную громкость, и после чего машина заведется.